Обществознание - Поурочные разработки 7 класс - 2014 год
ЭКОНОМИКА И ЕЁ ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ - Человек в экономических отношениях
Уроки открывают вторую главу «Человек в экономических отношениях», призванную ввести учащихся в мир экономики через знакомство с отдельными сторонами экономической жизни общества (производство, обмен, потребление, предпринимательство, денежные отношения, экономика семьи).
Материалы урока, формирующие первоначальные представления об экономике, закладывают необходимую основу для более целостного и глубокого усвоения её основ в курсе 8 класса (особенности организации хозяйственной жизни в различных экономических системах, в условиях рыночной экономики, понимание роли и места государства в экономической жизни общества и др.).
Задачи уроков
1. Сформировать представление об экономике как сфере жизни общества, познакомить с её основными проявлениями и участниками.
2. Раскрыть роль и значение экономики в обеспечении важнейших потребностей людей.
3. Научить характеризовать роль потребителя и производителя, приводить примеры их деятельности, описывать и сопоставлять различные формы организации хозяйственной жизни.
4. Способствовать освоению учащимися рациональной модели поведения в экономической жизни и деятельности.
5. Развить у учащихся способности анализировать несложные реальные ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
6. Способствовать пониманию учащимися значения трудовой деятельности для личности и общества.
7. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ориентация в социальных ролях; участие в коллективном обсуждении проблем.
Оборудование уроков
Мультимедиапроектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь, таблица «Экономика — это...».
План изучения нового материала
1. Что такое экономика.
2. Натуральное и товарное хозяйство.
3. Основные участники экономики.
Варианты организации учебной деятельности
Вариант 1. Комбинированные уроки
(1-й ч)
Урок начинается с вводной беседы по вопросам рубрики «Вспомним». Учитель выделяет следующие важные положения: труд — отец богатства; трудом создаётся всё необходимое для жизни; результатом труда являются материальные и нематериальные ценности; созданные блага позволяют удовлетворять разнообразные потребности человека. Эти обобщения позволяют перейти к вопросам рубрики «Обсудим вместе».
1. Изучение первого пункта плана направлено на формирование у семиклассников представления о содержании понятия «экономика».
В хорошо подготовленном классе предложенные в учебном тексте определения можно дополнить другими. Так, автор книги «Экономика» П. Самуэльсон предлагает следующие определения экономики: экономика — это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств; 3) налаживание и осуществление потребления и производства; 4) богатство.
Учитель задаёт учащимся следующие вопросы: почему автор предлагает различные определения? Как в этих определениях проявляются различные стороны экономической жизни общества? Какое из определений, с которыми вы познакомились на уроке, можно считать наиболее полным?
Другим вариантом усвоения содержания понятия «экономика» может быть организация работы в группах для выполнения учебно-познавательных заданий (см. задания 1, 2, 3, 5 рубрики «В классе и дома»).
Закрепить материал можно с помощью выполнения следующего практического задания. Учитель рисует на доске таблицу из двух столбцов:
Экономика — это знания о... |
Экономика — это умение... |
Учащиеся предлагают свои варианты дополнения этих определений. Учитель помогает найти правильные характеристики и сделать необходимые обобщения.
Знакомство с основными проявлениями экономической жизни общества можно закрепить выполнением задания 4 рубрики «В классе и дома». Альтернативный вариант — выполнение задания 4 в рабочей тетради.
2. При изучении второго пункта плана целесообразно опереться на знания из истории. Испокон веков в России крестьяне вели натуральное хозяйство. Учитель обращается к материалам рубрики «Картинная галерея» и характеризует образ жизни жителей российской деревни, основанный на натуральном хозяйстве. Можно привести примеры из жизни стран, где и сегодня преобладает эта форма хозяйствования (например, племена Африки, Латинской Америки).
Дополнительный материал для учителя
На основе натурального хозяйства сегодня живут многие племена в Африке, Латинской Америке. Страны, где преобладает эта форма хозяйствования, как правило, характеризует низкий уровень развития экономики в целом. История доказывает, что образ жизни, близкий к натуральному хозяйству, в разные времена не менял характера его воздействия на экономику. Он везде выступает фактором низкого уровня жизни людей. Поэтому с развитием общества он вытеснялся и уступал дорогу более совершенной форме хозяйствования — товарному хозяйству, которое позволяет лучше удовлетворять потребности людей.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что натуральное хозяйство — низкоэффективная форма хозяйствования и её сохранение в экономике, как правило, является тормозом социально-экономического развития общества, отдельной страны.
Усвоить достоинства и недостатки основных форм хозяйствования поможет работа учащихся над заданием 6 рабочей тетради.
Закрепить изученный материал можно на основе выполнения следующих заданий:
— Сгруппируйте слова, относящиеся к экономическим проявлениям жизни общества: республика, традиции, собственность, поколение, технология, народность, торговля, творчество, мировоззрение, услуга, образование, судопроизводство.
Ответ: собственность, технология, торговля, услуга.
— Установите соответствие между формами ведения хозяйства и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристика |
Форма хозяйства |
1) независимость производителей друг от друга 2) обязательный обмен продуктами труда между производителями 3) цены на товары и услуги устанавливаются производителями 4) производство продукции для продажи 5) использование преимущественно ручного труда |
А) натуральное Б) товарное |
Ответ: АБББА.
— Составьте небольшое высказывание (3—4 предложения) с использованием следующих понятий: потребности, экономика, производство, товарное хозяйство.
(2-й ч)
3. Изучение третьего пункта плана учитель начинает с объяснения специфики деятельности основных участников экономики (потребитель, производитель). Затем учащиеся выполняют следующее задание:
— Человек в роли потребителя проявляет себя в процессе
1) сельскохозяйственных работ
2) участия в экономическом форуме
3) создания произведения искусства
4) использования в быту света и тепла
Ответ: 4.
— Человек в роли производителя проявляет себя в процессе
1) участия в выборах
2) покупки товара
3) реставрации памятников
4) получения денег в банке
Ответ: 3. ,
Знакомство с понятиями «производитель», «потребитель» целесообразно сопроводить выполнением нескольких практических заданий.
Задание 1
Вы собираетесь позавтракать в кафе быстрого обслуживания. Примените к данной ситуации понятия «товар», «производитель», «потребитель», «обмен».
Задание 2
Приведите примеры товаров индивидуального и общественного потребления.
Далее учитель акцентирует внимание учащихся на вопросе о взаимосвязи и взаимозависимости целей и результатов экономической деятельности её основных участников. Школьники отвечают на следующие вопросы: как потребление товаров и услуг влияет на производство? Зависит ли уровень потребления от уровня производства?
Закреплению материала этого раздела будет способствовать выполнение учащимися задания 6 рубрики «В классе и дома». Его можно дополнить рядом упражнений на усвоение понятий «потребитель» и «производитель».
Упражнение 1. Назовите 3—4 термина, наиболее тесно связанных с понятиями «потребитель» и «производитель».
Упражнение 2. Расположите в правильной последовательности этапы поведения думающего (рационального) потребителя: решение о покупке, осознание потребности, оценка других возможных вариантов выбора, поиск информации о товаре.
Ответ: осознание потребности, оценка других возможных вариантов (альтернатив), поиск информации, решение о покупке.
Одна из задач урока — освоение учащимися рациональной модели поведения в экономической сфере жизни. Для её решения учитель обращается к рубрике «Учимся принимать рациональное решение». Предварить её обсуждение необходимо ещё одним важным положением: экономика не только и не столько область знаний о способах выживания человечества, сколько наука о рациональном поведении различных субъектов экономики (отдельный человек, семья, фирма, государство). Рациональным (разумным с экономической точки зрения) считается поведение участников экономики, стремящихся добиться большего результата при наименьших затратах. Пониманию этого положения будет способствовать прочтение учащимися текста рубрики.
Обратившись к имеющемуся у каждого учащегося опыту совершения покупки, учитель организует обсуждение различных ситуаций экономического выбора, с которыми сталкивается потребитель. Учитель помогает проанализировать эти ситуации, обращая внимание учащихся на доминирующие при этом мотивы потребительского выбора. Обсуждение завершается знакомством с рекомендациями, которые дают учёные-экономисты потребителям. Важно помочь учащимся сделать правильный выбор и прийти к выводу о том, что при его осуществлении необходимо опираться на рациональные мотивы, если хочешь извлечь из покупки максимальную пользу.
Закрепить пройденный материал поможет обсуждение задания 7 рубрики «В классе и дома».
Домашнее задание: задания 7, 8, 9 в рабочей тетради. Результаты выполнения заданий могут быть использованы при организации вводных бесед на уроках «Производство: затраты, выручка, прибыль», «Обмен, торговля, реклама».
Вариант 2
Первый час — комбинированный урок, включающий чтение и обсуждение фрагментов текста учебника и выполнение заданий с целью закрепления полученных знаний.
Второй час — организация проектной работы на тему «Товар XXI века». Задания группам: выбрать вид продукции, наиболее востребованной на рынке товаров, и подготовить обоснование его экономических и потребительских достоинств. Возможные формы представления результатов: плакат, рассказ, компьютерная презентация, информационный бюллетень, рекламный листок.
Литература для учителя
Автономов В. С. Введение в экономику: учеб, для 10— 11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2003. — Гл. 1.
Липсиц И. В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: учеб, для 7—8 кл. / И. В. Липсиц. — М., 2011.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для 10—11 кл. В 2 кн. Кн. 1 / И. В. Липсиц. — М., 2007. — Гл. 1.
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: метод, пособие: 9 кл. / Е. В. Савицкая. — М., 2006. — Уроки 1, 2.
Популярная экономическая энциклопедия / под ред. А. Д. Некипелова — М., 2003.