Обществознание 7 класс - Поурочные разработки
Защита Отечества - Человек и закон
Этот урок занимает особое место в курсе. Из числа обязанностей гражданина рассматривается одна, которая связана с нравственным долгом, с патриотическими чувствами учащихся. Задача урока состоит в том, чтобы, опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга. Материал уроков призван содействовать военно-патриотическому воспитанию учащихся.
План изучения нового материала
1. Долг и обязанность.
2. Зачем нужна регулярная армия.
3. Военная служба.
4. Готовить себя к исполнению воинского долга.
При подготовке к урокам целесообразно использовать правовые документы: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»; Федеральный закон «О статусе военнослужащего»; Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе»; Положение о порядке прохождения военной службы.
Уроки связаны с понятием «патриотизм», а также с представлением учащихся об обязанностях гражданина Российской Федерации. Желательно в начале занятия выслушать и скорректировать ответы учащихся на вопросы, поставленные в начале параграфа.
Очень важно, чтобы учащиеся смогли понять разницу между юридической нормой, закрепляющей обязанности гражданина, и нравственной категорией долга. Правовая норма поддерживается силой государства (уклонение от военной службы наказуемо; теми, кто игнорирует требования закона, занимаются правоохранительные органы), а нравственный долг — это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом. Нравственный долг подвигает человека на поступки, которые характеризуют его как достойного гражданина.
Анализ пункта 1 статьи 59 Конституции РФ осуществляется с акцентом на слово «долг». При этом важно, чтобы учащиеся осознавали защиту Отечества именно как патриотический долг. Опираясь на ответы учащихся о патриотизме, целесообразно указать на неразрывную связь положения о защите Отечества как нравственном долге с чувством любви к Родине, заботой о её свободе, независимости, успешном развитии.
Раскрывая патриотическую основу долга защищать Отечество, целесообразно привести слова В. Г. Белинского: «Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить Отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мёртвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования»1. Это высказывание дополняет мысль М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Идея Отечества одинаково для всех плодотворна. Честным она внушает мысль о подвиге, бесчестных предостерегает от множества гнусностей, которые без неё, несомненно, были бы совершены»2.
Эти высказывания помогают оценить описанный в учебнике факт массового желания добровольно вступить в ряды защитников Родины (рубрика «Путешествие в прошлое»). Следует обратить внимание на то, что среди подавших заявления в военкоматы были многие, кто по закону не обязан был служить в армии, но чувство долга побудило этих людей стать добровольцами.
Приведённые в учебнике данные можно дополнить следующими фактами.
Ленинград за первые три месяца войны отправил на фронт 160 тыс. добровольцев. Только лишь Ленинградский университет направил на передний край и в тыл врага 2500 добровольцев: студентов, преподавателей, аспирантов. А в целом по стране около 4 млн. человек ушли добровольцами на фронт — в дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, кадровые воинские соединения. Огромную помощь армии оказали участники строительства оборонительных сооружений, которые рыли окопы, противотанковые рвы, создавали огневые точки, нередко под артиллеристским обстрелом и бомбёжками. Всего в этих работах в 1941 г. принимало участие около 10 млн. человек, в основном женщин3.
История дивизий народного ополчения позволяет извлечь важные уроки. Они сформулированы в учебнике. Желательно, чтобы учащиеся сами пришли к этим выводам в результате обсуждения опыта Великой Отечественной войны.
Рассказ о добровольцах Великой Отечественной можно дополнить чтением стихотворения Булата Окуджавы «Песня о московских ополченцах»:
Над нашими домами разносится набат,
И затемненье улицы одело,
Ты обучи любви, Арбат,
А дальше — дальше наше дело.
Гляжу на двор арбатский, надежды не тая.
Вся жизнь моя встаёт перед глазами.
Прощай, Москва, душа твоя
Всегда — всегда пребудет с нами.
Расписки за винтовки с нас взяли писаря,
Но долю себе выбрали мы сами.
Прощай, Москва, душа твоя
Всегда — всегда пребудет с нами!
В качестве варианта работы на уроке можно предложить использовать документы, отражающие чувства защитников Родины в годы Великой Отечественной войны, например зачитать письмо известного разведчика Николая Кузнецова, которое он написал своему брату 25 июля 1942 г. перед отправкой в тыл немецких войск:
«Для победы над врагом наш народ не жалеет самого дорогого — своей жизни... И я хочу откровенно сказать тебе, что очень мало шансов за то, чтобы я вернулся живым. Почти сто процентов за то, что придётся пойти на самопожертвование. И я совершенно спокойно и сознательно иду на это, так как глубоко сознаю, что отдаю жизнь за святое, правое дело, за настоящее и цветущее будущее нашей Родины...»4.
Большое значение имеет обсуждение подвига И. Кожедуба, пример проявления обязанности и долга, которые являются единственным объяснением его подвигов на фронте.
Изучение второго пункта плана позволяет учащимся осознать значение регулярной армии. В учебнике дан краткий экскурс в историю, позволяющий показать изменения в военной организации, которые обусловлены экономическими, политическими и другими переменами в обществе.
Можно поставить вопрос: как было организовано и какие задачи решало стрелецкое войско? Внимание учащихся привлекается к тому, что создание при Иване Грозном стрелецкого войска было шагом на пути к постоянной армии. В отличие от княжеских дружин и ополчения, создававшегося на время войны, стрельцы набирались из свободного сельского и городского населения, а их служба стала пожизненной и наследственной. Стрельцы несли сторожевую службу, получали обмундирование и жалованье. Но стрелецкое войско не было регулярным: стрельцы жили слободами, со своими семьями, занимались ремеслами и торговлей.
В учебнике говорится о создании Петром I регулярной армии, комплектовавшейся путём рекрутских наборов.
Податные сословия (крестьяне, мещане) должны были выставлять от своих общин определённое число рекрутов. В течение первой четверти XVIII в. русская армия была преобразована. Регулярная армия имела единую систему комплектования, единую организацию и устройство. Теперь она была вооружена единообразным оружием, одета в единую форму, обучена по единым уставам. Солдат обучали регулярному строю, умению вести огонь и обращаться со штыком. Новобранцы проходили одиночную подготовку, старые солдаты — совместную по подразделениям. Понятие «солдат» означало «страж государства». В Уставе, подготовленном Петром I, говорилось: «Имя солдат просто содержит в себе всех людей, которые в войске суть, от вышнего генерала, даже до последнего мушкетёра, коннаго и пешаго». Была введена военная присяга. Служба в армии рассматривалась как служение Родине, а воинское дело как «первое из мирских дел, яко важнейшее для обороны своего отечества»5. Были созданы военно-учебные заведения: артиллерийские школы, школы математических и навигацких наук и др. В них готовились офицеры.
Создание массовых вооружённых сил, комплектуемых на принципах всеобщей воинской повинности, происходит в Европе в XIX в. в условиях роста производительных сил, развития техники и капиталистических отношений.
Если учащиеся ещё не изучали реформы 1860— 1870-х гг. в России, целесообразно объяснить, что военная реформа в эти годы тоже была связана с глубокими переменами в обществе: отменой крепостного права, а также несостоятельностью прежней организации русской армии, выявившейся в Крымской войне 1853—1856 гг.
В 1874 г. была введена всесословная воинская повинность. Общий срок действительной службы составлял 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет. Для лиц с образованием устанавливался сокращённый срок службы: для тех, кто окончил гимназию, — полтора года, а для получивших высшее образование — 6 месяцев. Серьёзные изменения произошли в боевой подготовке войск, был издан ряд новых уставов, учебных пособий. Они были нацелены на решение задачи учить солдат лишь тому, что необходимо на войне. Была улучшена система преподавания в военных учебных заведениях6 .
Новые условия, возникшие после окончания Гражданской войны, вызвали необходимость военной реформы 1924— 1925 гг. в СССР. Закон об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. предусматривал обязательную военную службу трудящихся мужского пола с 19 до 40 лет, включая допризывную подготовку (2 года), действительную военную службу (5 лет) и нахождение в запасе.
Изменения в постсоветской России, новая международная обстановка на рубеже XX—XXI вв. привели к необходимости новой военной реформы.
Развитие науки и техники в конце XX в. привело к созданию нового поколения вооружений, средств связи, сбора разведданных и т. п. Одним из факторов обновления вооружений и оснащения армии стала компьютерная революция. Техника, основанная на новых технологиях, требует от военнослужащих новых знаний и умений, новые требования предъявляются к их морально-психологическим качествам.
Изменился характер угроз, ответить на которые должна быть способна армия. Об этих угрозах говорится в учебнике.
Все эти факторы, как и опыт военных конфликтов последних десятилетий, свидетельствуют об изменении характера военных операций по сравнению с военными действиями первой половины XX в.
Заявления о намерении осуществить в Российской армии новую реформу вызвали дискуссии, отзвуки которых могут проявиться и в сознании подростков. Авторы не сочли целесообразным включать в текст учебника вопросы о негативных явлениях в Российской армии (неуставные отношения, дедовщина, побеги из воинских частей и т. п.). Однако учитель должен быть готов к ответу на возможные вопросы учащихся.
На армии не могли не сказаться негативные процессы, сопровождавшие реформы 90-х гг. XX в. Каково общество — такова и армия. Снижение жизненного уровня значительной части населения, недостаток финансирования вооружённых сил, в том числе и боевой подготовки войск, падение престижа военной службы, рост преступности, затянувшиеся боевые действия и потери в Чечне, сложности с призывом — это некоторые факторы, оказавшие негативное влияние на состояние армии.
Необходимость подготовки к проведению военных действий в новых условиях привела к решению о переходе к профессиональной армии. Однако на пути реализации этого плана возникают значительные трудности. Вот, например, что писал об этом политолог Алексей Кива:
«Простая замена нынешних призывников, среди которых много малообразованных, не очень развитых физически и духовно, примерно таким же контингентом в качестве контрактников не улучшит, а скорее ухудшит положение в армии. Профессиональную армию должны составлять образованные, физически здоровые, психически устойчивые молодые люди, не боящиеся риска и не имеющие алкогольной и наркотической зависимости...
Более того, денежное довольствие профессионала должно быть таким, чтобы он мог безбедно жить... Можно, конечно, завербовать спившегося безработного парня и за 100, а бомжа — даже за 50 долларов, только не он будет кого-то защищать, а от него придётся защищаться»7.
Если намеченная реформа будет подкреплена обновлением военной техники, значительным ростом финансирования вооружённых сил, мерами по улучшению морального и психологического состояния военнослужащих, можно надеяться, что к моменту завершения нынешними подростками среднего образования армия будет меняться, а привлекательность и престижность военной службы возрастут.
Если у учащихся возникнет вопрос об альтернативной службе, то целесообразно объяснить, что соответствующий закон РФ, принятый Государственной думой 28 июня 2002 г., рассматривает её как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Право на такую замену гражданин имеет, если: несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; он относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Прохождение альтернативной гражданской службы осуществляется, как правило, за пределами субъектов РФ, в которых они постоянно проживают. Срок этой службы 42 месяца, а для окончивших вузы 21 месяц.
Третий пункт плана урока позволяет раскрыть содержание понятия «воинская обязанность граждан РФ», которая предусматривает: воинский учёт; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Желательно перед раскрытием положения об обязательной военной подготовке обсудить вопросы: как вы думаете, в чём должна состоять обязательная военная подготовка? Должны ли проходить такую подготовку только юноши? Чем должна различаться военная подготовка юношей и девушек? Каким образом должна быть организована эта подготовка?
Затем каждая из составляющих обязательной подготовки к военной службе, перечисленных в учебнике, раскрывается более конкретно.
Начальные знания в области обороны учащиеся получают через учебные предметы, которые знакомят их с историей войн и армии, правовыми и моральными нормами, регулирующими воинскую обязанность и воинский долг, с литературными произведениями, посвящёнными теме «Человек на войне», через рассмотрение возможностей использования знаний из естественных наук, информатики, технологии в военном деле, а также путём приобретения навыков в области гражданской обороны.
Подготовка по основам военной службы осуществляется в средних учебных заведениях на специальных занятиях в течение последних двух лет обучения, а также на военных сборах в конце последнего года обучения.
Учащиеся могут принимать участие в военно-патриотических молодёжных и детских объединениях. Многие школьники участвуют в создании школьных военно-исторических музеев, в походах по местам боевой славы, военных играх, кружках и т. п.
По вопросу о суворовских училищах возможны разъяснения: эти учебные заведения были созданы в годы Великой Отечественной войны для детей погибших защитников Родины. В наше время в них принимаются мальчики в возрасте 14—15 лет, окончившие 8 классов, годные по состоянию здоровья к обучению и воинской службе.
По достижении 17 лет учащиеся в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования получают подготовку по военно-учебным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин. Такая подготовка входит в профессиональное образование.
Медицинское обследование позволяет в случае необходимости направить будущих призывников в медицинское учреждение для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий.
Прохождение военной службы характеризуется с опорой на текст учебника. Было бы целесообразно организовать встречу учащихся с офицерами, ветеранами воздушно-десантных войск, пограничных войск и т. д.
Фрагмент текста о Военной присяге желательно дать путём комментированного чтения. При этом ставятся вопросы: почему присяга военнослужащего начинается с клятвы соблюдать Конституцию? Что такое воинский устав? Почему необходимо беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников? Выслушав ответы, учитель делает необходимые пояснения и дополнения.
Общие обязанности военнослужащих целесообразно рассмотреть, организуя работу класса с соответствующим фрагментом текста учебника. По каждой из обязанностей можно поставить вопрос, позволяющий выявить понимание отдельных положений, и помочь учащимся глубже уяснить прочитанное.
— Что значит быть верным Военной присяге?
— Что значит дорожить честью воинского звания и войсковым товариществом?
— Почему необходимо содержать вооружение и военную технику в постоянной готовности к применению?
— Какое значение имеет воинская дисциплина?
Учащихся нередко интересуют воинские звания. В законе «О воинской обязанности и военной службе» эти звания отражены в таблице, которую приводим ниже8.
Состав военнослужащих |
Воинское звание |
|
Войсковое |
Корабельное |
|
Солдаты, матросы, старшины |
Рядовой Ефрейтор Младший сержант Сержант Старший сержант Старшина |
Матрос Старший матрос Старшина 2-й статьи Старшина 1-й статьи Главный старшина Главный корабельный старшина |
Прапорщики и мичманы |
Прапорщик Старший прапорщик |
Мичман Старший мичман |
Младшие офицеры |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан |
Младший лейтенант Лейтенант Старший лейтенант Капитан-лейтенант |
Старшие офицеры |
Майор Подполковник Полковник |
Капитан 3-го ранга Капитан 2-го ранга Капитан 1-го ранга |
Высшие офицеры |
Генерал-майор Генерал-лейтенант Генерал-полковник Генерал армии |
Контр-адмирал Вице-адмирал Адмирал Адмирал флота |
Маршал Российской Федерации |
Последний пункт плана урока обращён к каждому ученику: как готовить себя к исполнению воинского долга? Этот вопрос целесообразно обсудить в классе, пояснив, что речь идёт не о той подготовке, которая даётся в образовательных учреждениях, а о той, которую гражданин считает необходимой для себя.
Можно предложить учащимся вспомнить о подвиге А. Маресьева и обратить внимание на его ответ на вопрос об истоках мужества.
Целесообразно дать задание учащимся прочитать рубрику «Знания на каждый день» и подумать над вопросами: можно ли считать достаточными советы, приведённые в этой рубрике? Что бы вы считали необходимым добавить к ним?
В заключение учитель напоминает об опыте Великой Отечественной войны: противостоять опасности, избежав больших потерь, могут лишь люди, подготовленные к защите Родины физически, морально, профессионально.
Вопросы рубрики «Проверь себя» могут быть использованы и учителем либо для закрепления, либо при опросе на следующем уроке. Однако особенно важно на следующем уроке или вне уроков дать возможность учащимся поделиться с одноклассниками своими размышлениями, возникшими при выполнении заданий рубрики «В классе и дома».
1 Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / Сост.: В. Н. Назаров, Г. П. Сидоров. — М., 1989. — С. 155.
2 Грушко Е. А., Медведев Ю. М. Энциклопедия русской мудрости. — М., 1999. — С. 299.
3 См.: История СССР / Отв. ред.: А. В. Карасёв, А. М. Самсонов. — М., 1973. — Т. X. — С. 33—38.
4 Говорят погибшие герои: 1941—1945. — М., 1979. — С. 180.
5 См.: История СССР / Отв. ред. В. Д. Мочалов. — М., 1967. Т. III. — С. 246—247.
6 См.: История СССР / Отв. ред. В. Д. Мочалов. — М., 1968. — Т. V. — С. 113—116.
7 Парламентская газета. — 2003. — № 44. — 7 марта. — С. 5.
8 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». — М., 2002. — Ст. 46, п. 2.