Закон на страже природы - Человек и природа

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

Закон на страже природы - Человек и природа

Урок завершает блок тем, посвящённых проблемам отношений «человек — природа», «общество — природа». Его задача — показать не только значение охраны природы, но и конкретные направления природоохранительной деятельности, необходимость участия в ней и государства, и граждан.

Урок должен воспитывать чувство ответственности за охрану природной среды, включая и понимание общественной значимости.

План изучения нового материала

1. Значение земли и природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов.

2. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.

3. Участие граждан в природоохранительной деятельности.


Значение земли и природных ресурсов показано в учебнике на примере нашей страны. Если учитель считает, что учащиеся могут сказать об этом больше, он поставит дополнительные вопросы, проверив, понимают ли учащиеся слово «ресурсы», обратились ли к словарику в конце учебника.

На примере такого ресурса, как земля, можно показать зависимость жизни людей от её рационального использования. Если говорить, например, о европейской части России, то при наличии плодородных земель Россия не имеет столь благоприятных климатических условий, как Западная Европа. На западе Европы среднегодовое количество осадков составляет от 500 до 1000 мм, а в Центральном Нечерноземье России их количество от 550 до 730 мм, в Южном Поволжье — 350—400 мм. Лето у нас то холодно-дождливое, то жаркое и засушливое, что вызывает неурожаи. Одной из многих проблем является орошение земель, без чего урожайность низка, а в засушливые годы появляется угроза голода (подробнее см. «Природно-климатический фактор и тип российского социума»1). Заметим, что текст, на который мы ссылаемся, раскрывает далеко идущие последствия воздействия природно-климатического фактора на жизнь народов нашей страны, включая социальные и государственно-политические аспекты. Следует ли этот материал использовать на уроке, готовы ли учащиеся понять его, определяет сам учитель.

Целесообразно рассмотреть рисунки, отображающие экологические бедствия, и поставить вопросы по каждой из опасных экологических ситуаций: какой вред данная ситуация наносит условиям жизни людей? Какую угрозу здоровью людей она несёт?

Далее можно прочитать, изготовив предварительно плакат или сделав запись на доске, статью 42 Конституции РФ и поставить вопросы: что означает словосочетание «экологическое правонарушение»? Что значит право на благоприятную окружающую среду? Почему важна достоверная информация о её состоянии? Кто должен возместить ущерб, причинённый здоровью или имуществу граждан?

По первому из этих вопросов, возможно, потребуется разъяснение. Экологическое, т. е. связанное с экологией — деятельностью общества по охране окружающей среды.

Экологическое право — это совокупность норм и правоотношений, складывающихся по поводу окружающей среды. Иными словами, экологическое правонарушение — это нарушение законов и других правил, относящихся к охране окружающей среды.

По вопросу о праве на благоприятную окружающую среду можно сообщить, что оно означает реальные возможности проживать в здоровой окружающей среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, контролировать их реализацию. Это право на экологически чистые продукты, воду и предметы домашнего обихода, право на экологически безопасные условия труда, право на достоверную экологическую информацию о состоянии окружающей среды, о продуктах питания и т. п.

Право на благоприятную среду обитания обеспечивается установлением норм качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием различных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства2.

Целесообразно обсудить вопрос: почему важно иметь достоверную информацию о состоянии окружающей среды?

Дети должны понимать, что неблагоприятное состояние среды не всегда можно обнаружить. Если вода заражена вредными бактериями или ядами, то это бывает трудно обнаружить на вкус или на глаз. Нужны лабораторные анализы. Иными словами, если напиться такой воды или искупаться в ней, то есть риск заболеть опасной болезнью.

Можно рассказать об аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., когда население Киева, вышедшее на уличную демонстрацию, не было поставлено в известность о том, что его поджидает невидимый и очень опасный враг — угрожающее здоровью радиоактивное загрязнение окружающей среды, возникшее в результате взрыва на атомном реакторе.

Для обеспечения конституционных прав на благоприятную окружающую среду государство создает систему современного экологического законодательства.

Целесообразно вместе с учащимися прочитать и прокомментировать приведённый в учебнике перечень правил, установленных государством для защиты окружающей среды. По каждой позиции этого перечня важно уяснить: на защиту от каких опасностей направлены данные правила? Почему могут возникать эти опасности?

Можно назвать принятые государством в разные годы законы, направленные на защиту окружающей среды: «Об экологической экспертизе», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об особо охраняемых природных территориях», «О континентальном шельфе», «Об охране атмосферного воздуха», Земельный кодекс РФ, «О животном мире», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, «Об охране окружающей среды».

Перечисление законов может создать общее представление об экологическом законодательстве, однако запоминание учащимися названия этих законов не требуется.

Данные о лесных пожарах 2002 г., приведённые в учебнике, могут быть дополнены следующими сведениями. Среди основных причин возникновения таких пожаров: 14% — грозовые разряды, 72% — по вине человека, 14% — иные причины. Другими словами, 3/4 пожаров вызвано нарушениями правил пожарной безопасности. На сентябрь 2002 г. правоохранительными органами было заведено более 5 тыс. дел о нарушении этих правил3.

В Уголовном кодексе РФ есть глава 26 «Экологические преступления», предусматривающая ответственность за нарушение закона. Так, человек, виновный в уничтожении или повреждении лесов в результате неосторожного обращения с огнём (например, костёр, оставленный без присмотра; окурок, брошенный в сухую траву, и т. п.), может быть наказан не только крупным штрафом, но и исправительными работами сроком до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. А умышленный поджог лесов наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

Особое внимание следует уделить заповедникам и иным охраняемым государством территориям.

Можно напомнить о первом общегосударственном лесном указе, изданном Петром I. Чтобы остановить опасную для природы рубку лесов, Пётр I в 1703 г. издал указ, в котором повелел сделать опил всем лесам, растущим по обе стороны от больших рек на 50 вёрст, а на малых — на 20 вёрст. Все леса в этих пределах объявлялись заповедными.

Были приняты строжайшие меры сохранности лесов: за рубку дуба, например, применялась смертная казнь. В 1722 г. указом Петра I были впервые назначены лесничие для хозяйского присмотра лесов4 .

Законы РФ определяют особый правовой режим для природных объектов, имеющих особое правоохранительное, научное, историко-культурное, оздоровительное и иное ценное значение. Для охраны этих объектов могут создаваться особо охраняемые природные территории — заповедники (в том числе государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, ботанические сады и т. д.).

В целях охраны и учёта редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждена Красная книга Российской Федерации. Все эти живые организмы не могут использоваться в хозяйственных целях. Законом запрещена деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Учащимся предлагается рассмотреть имеющуюся в учебнике карту заповедников (с. 228—229) и подумать, почему эти особо охраняемые объекты размещены по территории страны именно так, как на ней показано. Целесообразно, чтобы на уроке прозвучал рассказ о ближайшем к школе охраняемом природном объекте и о живущих на ближайших территориях растениях, животных и иных организмах, занесённых в Красную книгу. Хорошо, если такие сообщения с помощью учителя подготовят сами учащиеся.

Вопрос об участии граждан в природоохранительной деятельности имеет особое значение для формирования активного отношения к природоохранительной деятельности, создания стимулов для непосредственного в ней участия.

Статья 68 Закона об охране окружающей среды содержит следующее положение: «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды».

Этот контроль может осуществляться общественными организациями, а также гражданами в соответствии с законами.

В учебнике в рубрике «Путешествие в прошлое» сообщаются факты возникновения и деятельности добровольных экологических объединений граждан. Можно дополнить эти сведения следующими фактами инициатив молодёжи в 70—80-е гг. XX в.:

— озеленение и благоустройство городов и посёлков;

— создание искусственных гнездовий и водоёмов;

— участие в наведении порядка на бросовых землях;

— патрулирование лесов для предотвращения пожаров;

— проведение «дней природы» в детских садах и школах;

— оборудование экологических учебных троп;

— выявление памятников природы и др.

Правительство России намерено поддерживать экологические общественные движения в благотворительную деятельность; развивать общественный экологический контроль, в том числе общественные инспекции.

Целесообразно привлечь внимание учащихся к разделу «Что может сделать гражданин для защиты природы». Они должны уяснить реальные возможности участия граждан в природоохранительной деятельности, которые закреплены законами Российской Федерации.

Материал о В. В. Докучаеве и С. П. Залыгине рубрики «Жил на свете человек» можно дополнить выдержками из Меморандума в защиту природы, который был подписан писателями В. И. Беловым, В. Г. Распутиным, С. П. Залыгиным, группой учёных:

«Мы убеждены в том, что делу спасения Отечества от экологической катастрофы, хозяйственной разрухи и сохранения его в рядах передовых стран может помочь великое народное движение, а именно: развёртывание широкого общественного движения за сохранение природы на каждой пяди нашей земли, за экологическое благосостояние народа в каждом селе, деревне, рабочем посёлке и городе... Общественное экологическое движение... должно опираться на сознание народа, его жизненные интересы, на его вечную любовь к Родине... Будущее Отечества в руках народа!»5.

Зачитав эти фрагменты, можно обсудить вопрос: почему охрану природы авторы призыва связывают с чувством любви к Родине?

Природная среда России — составная часть глобальной экологической системы. Её состояние в нашей стране во многом определяется состоянием Мирового океана, Арктики, Антарктиды, околоземного космического пространства и других глобальных систем. Поэтому необходимы совместные действия различных стран по защите природной среды. Примерами международных договоров могут быть Конвенция по охране Средиземного моря от загрязнения; Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью; Конвенция по защите морской среды Балтийского моря; Договор об Антарктиде и др.

Сотрудничество с другими странами осуществляет международный орган при ООН по окружающей среде — ЮНЕЛ — через Международный союз по охране природы и природных ресурсов, Всемирную организацию здравоохранения, Всемирную федерацию по защите животных, Международный совет по охране птиц и др.

Рубрика «Учимся беречь природу» ориентирована на практику повседневного поведения. Совместное обсуждение содержащихся в ней советов позволит выявить возможности участия школьников в природоохранной деятельности — в одних случаях коллективного, в других индивидуального. В любом случае важно, чтобы полученные знания и заботливое отношение к окружающей среде воплотились в конкретные поступки учащихся. Не менее важно не свести эти дела к разовому мероприятию. Кое-что можно сделать сразу, кое-что — позже, в другое время года. Полезно напомнить детям об этом спустя некоторое время и, может быть, поразмышлять: что удалось сделать и что и почему сделать не удалось?

Работу по этой теме желательно скоординировать с учителем биологии (естествознания) и географии.


1 Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: Энциклопедический словарь / Редкол.: М. П. Мчедлов и др. — М., 2001. — С. 322—326.

2 См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Редкол.: Л. А. Окуньков и др. — М., 1994. — С. 146.

3 Известия. — 2002. — 26 сент.

4 См.: Лосев А. В., Провадкин Г. Г. Социальная экология. — М., 1998. — С. 30—31.

5 Лемешев М. Я. Экологическая альтернатива. — М., 1990. — С. 11—13.






Для любых предложений по сайту: [email protected]