Деньги и их функции - Человек и экономика

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

Деньги и их функции - Человек и экономика

Урок по данной теме является важной частью главы, посвящённой экономическим отношениям. Важность темы урока определяется тем, что:

— деньги как объект изучения не могут не интересовать школьников, поскольку вольно или невольно они сталкиваются с их различными проявлениями в своей среде, слышат разговоры взрослых, воспринимают информацию СМИ и т. д.;

— учащиеся 7 класса уже имеют определённый опыт оперирования деньгами (они совершают по просьбе взрослых покупки, нередко родители дают детям карманные деньги, многие семиклассники имеют свои копилки и т. д.). Отдельные ребята уже имеют собственные заработанные деньги. Иными словами, на житейском уровне представления о деньгах у семиклассников есть;

— изучение курса истории, особенно новой истории в 7 классе, сопровождается усвоением ряда экономических понятий, так или иначе связанных с историей денег и денежного обращения. Это обстоятельство неизбежно требует устранения «исторического разрыва». Зная прошлое многих связанных с деньгами явлений, важно вооружить школьников знаниями о современных реалиях мира денег;

— экономическое содержание многих терминов, которые сопутствуют существованию в мире денег, учащимся незнакомо или расходится с житейскими представлениями (валюта, номинал, кредитка и др.), т. е. возникает необходимость уяснения сущности тех понятий, которыми ученики нередко оперируют.

В курсе обществознания в 6 классе вопрос о деньгах практически не освещается. Лишь вскользь о них говорится в теме «Семья» при указании основных ресурсов семейного хозяйства и в теме «Труд» упоминается, что труд вознаграждается не только моральными стимулами, но и деньгами. В 8 классе в теме, посвящённой экономической сфере общества, деньги не характеризуются, лишь говорится о капитале как об одном из факторов производства. Более подробно финансы и финансовая политика освещаются в курсе старшей школы, но и там собственно деньгам, их функциям и социальной роли уделяется мало внимания.

Воспитательный аспект знаний о деньгах также нельзя сбрасывать со счёта. Проведённое нами исследование на относительно небольшой выборке учащихся 7 классов и их родителей показало, что и дети, и взрослые полагают, что знания о деньгах необходимы для современной жизни. Мнения семиклассников о том, что надо знать их сверстникам о деньгах, существенно разнятся. Одни думают о том, где и как побольше заработать; другие демонстрируют осведомлённость в довольно тонких вопросах функционирования денег и хотят знать, какие существуют способы отличить настоящие деньги от подделок, как и где лучше хранить деньги. Родители в своих ответах делают упор на то, что детям необходимо рассказывать, как деньги достаются труженику, как правильно ими распоряжаться, почему их необходимо ценить как эквивалент труда. Но в то же время в ответах родителей преобладает установка на то, что подростки должны понять: деньгами измеряется далеко не всё в жизни, что есть такие жизненные ценности, которые не сводятся к обладанию деньгами.

Всё сказанное позволяет определить задачи уроков по теме «Деньги, их функции»:

— познакомить учащихся с экономическим содержанием денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена;

— раскрыть основные социальные функции денег;

— показать процесс развития денег от примитивных форм до современных сложных модификаций;

— обратить внимание учащихся на противоречивую природу денег, выступающих и как цель экономической деятельности, и как важный инструмент её реализации.

План изучения нового материала

1. Появление денег как всеобщего эквивалента.

2. Функции денег.

3. Основные виды денежных знаков.

Оборудование урока: меловой рисунок или увеличенная схема «Функции денег» (с. 182 учебника); выставка нумизматических коллекций семиклассников; образцы денег (монеты, купюры разного достоинства).


При любом варианте проведения занятий по данной теме целесообразно предварить их небольшим опросом, выяснением осведомлённости о деньгах и об отношении к ним ребят. Примерные вопросы могут быть такие:

— Продолжите фразу: «Деньги — это...»

— Когда ты узнал, что такое деньги?

— От кого ты узнал о деньгах?

— Что нового ты хотел бы узнать о деньгах?

— Сколько денег тебе нужно для относительного счастья?

— Какая сумма денег позволяет тебе чувствовать себя уверенно?

— Родители чаще всего говорят про деньги, что они...

Опрос можно провести анонимно, чтобы учащиеся не смущались в таком деликатном деле, как разговор о деньгах. Обработать данные опроса может сам учитель или поручить это группе семиклассников, которые затем на уроке могут рассказать о полученных результатах и сделать выводы. Важно только, чтобы эти выводы были, по возможности, обобщены и представлены наглядно.

Варианты организации занятий: вариант 1 — комбинированный урок, вариант 2 — урок-практикум.


Вариант 1

В начале урока может быть проведена проверка выполнения домашнего задания (см. предыдущую тему).

Для установления необходимых внутрикурсовых связей можно дополнительно использовать вопросы рубрики «Вспомни».

В рубрике «Обсудим вместе» даны варианты ответа на вопрос: что такое деньги? Можно предварить работу на уроке с новым материалом дискуссией или сообщением о результатах предварительного опроса мнений в классе. В любом случае на данном этапе урока не стоит делать окончательные выводы: кто прав и почему? Назначение этой части урока — ввести в проблему, вызвать эмоциональный отклик, пробудить любопытство учащихся.

Варианты работы по изучению нового содержания могут строиться на:

— комментированном чтении текста учебника, обращении при необходимости к словарю для уяснения значения терминов. Этот вариант предпочтителен для классов, где навык чтения ещё недостаточно сформирован. Текст параграфа изобилует терминами, и важно, чтобы учащиеся не запутались в них. Возможно дополнение чтения работой с иллюстрациями, к которым имеются задания. Особо важно при данном варианте, чтобы учащиеся уже на уроке ответили на вопросы рубрики «Проверь себя»;

— объяснении учителя по указанному выше плану с привлечением иллюстраций, меловой схемы, словаря. В этом случае можно добиться определённой экономии времени на сообщении информации, зато больше времени можно уделить закреплению материала;

— сочетании чтения или объяснения учителя с заранее подготовленными небольшими сообщениями учащихся об истории появления различных денежных знаков; о современных платёжных средствах — электронных карточках.

В качестве домашних упражнений можно предложить задания рубрики «В классе и дома».

При этом учителю важно иметь в виду, что последние два задания учащиеся выполняют лишь по желанию, поскольку они достаточно трудоёмки и требуют много времени.


Вариант 2

Этот вариант предполагает ознакомление учащихся с текстом параграфа путём самостоятельного чтения или чтения в классе вслух с комментариями учителя. На это отводится первый урок по данной теме.

Второй урок можно целиком посвятить закреплению изученного и выполнению в классе заданий рубрики «В классе и дома».

В качестве своеобразной разминки может быть предложена игра-шутка «Счёт денег». Назначение разминки — помочь сконцентрировать внимание учащихся, снять умственное напряжение.

Учитель: Кто из вас умеет считать? Кто любит считать деньги? Определим чемпиона класса по скорости счёта денег (скороговоркой): «Три рубля рублями, рубль пятками, три копейки по копейке, рубль и пятак». Сколько всего?

Верная сумма: 5 рублей 8 копеек.

Стоит изменить первую цифру, сумма меняется (семь рублей рублями..., сто рублей рублями... и т. п.).

Оживить урок-практикум можно, введя в него отдельные задания из числа предложенных в качестве призовых в следующем варианте урока (см. урок-путешествие).

Если учитель отдаст предпочтение этому варианту, необходимо заранее размножить текст, чтобы хотя бы один экземпляр был на парте.


Текст с ошибками

Незнайка написал рассказ на тему «Деньги вчера, сегодня, завтра». Как всегда, он многое напутал. Помоги Незнайке исправить рассказ.

«Деньги существуют с незапамятных времён. С тех пор как на Земле появились люди, они торговали, покупали вещи в кредит, копили для этого сокровища. Особенно часто они зарывали клады, чтобы деньги не потерялись или чтобы их не украли чужие люди. Не случайно в наши дни находят много кладов то тут, то там. Клады — это древние вклады.

У разных народов в качестве денег использовались одни и те же предметы. Все народы, которые занимались скотоводством, в качестве денег использовали шкуры животных. Шкуры ведь никому не нужны, поэтому их легко меняли на что-то более нужное.

Металлические деньги появились у тех народов, которые жили поблизости от залежей золота и серебра. В старину золото находили в больших слитках, эти слитки разрубали на маленькие кусочки — так появились рубли. Рубли стали менять на наконечники копий — так появились копейки.

Рубль и копейка переводятся на другие языки так: доллар и центнер — у американцев, фунт и фунтик — у англичан, марка и иномарка — у немцев.

Чтобы денег становилось больше, их стали рисовать на бумаге. Первыми бумажные деньги стали использовать изобретатели бумаги — китайцы. Бумажные деньги очень удобные. Их можно складывать, а металлические деньги не согнёшь. На бумажных деньгах можно что-нибудь записать для памяти, а на монете не напишешь. В будущем деньги станут компьютерными или виртуальными. Например, захотелось Пончику пирожков с повидлом, он включает компьютер, выходит в Интернет и передаёт по электронной почте в магазин свою чековую книжку. В магазине из этой книжки переписывают номера денег и зачёркивают эти номера как в карточке лото. А потом отсылают чековую книжку назад Пончику. Умному Знайке вообще деньги не нужны, потому что у него есть кредитная карточка. Он зачёркивает в этой карточке сумму, которую нужно уплатить за книги, и подсчитывает, что осталось. Когда сумма на этой карточке приближается к нулю, Знайка идёт в магазин и покупает новую карточку.

Всё, мне пора на стадион, там начинается турнир по спортивному фантазированию с большим страховым фондом в тысячу полушек. Я — фаворит этих соревнований. Бегу...»

Исправление ошибок, допущенных в тексте, и обсуждение результатов выполнения задания могут служить вариантом закрепления изучения темы.


Вариант 3. Урок-путешествие в страну «Юнонию»

В путешествии принимают участие три команды (по 3—5 человек), задача которых разгадать как можно больше секретов этой загадочной страны. Итоги игры подводятся на основе подсчёта оставшихся в конце игры у каждого её участника (или команды) очков.

К путешествию нужно хорошо подготовиться. С собой можно взять не более трёх сокровищ — книгу, учебник, справочник, плакат и т. д. Участники команды сами решают, что это за сокровища.

Каждая команда выбирает капитана, который вправе принимать решение после обсуждения с командой. У каждой команды есть свой страховой фонд — определённое количество очков, набранное на предварительном этапе. Заработать очки можно, выполнив следующие задания:

1. Найти значение всех слов, выделенных в тексте параграфа (за каждое слово полагается по 3 очка).

2. Выполнить задание 1 рубрики «В классе и дома» (2 очка).

3. Подобрать как можно больше пословиц о деньгах (по 2 очка за пословицу, пословицы о богатстве не принимаются — штраф 1 очко). Пословицы можно продать в банк страны «Юнония» или обменять на платёжную карточку.

4. Придумать для своей команды: название страны — 1 очко; эмблему и девиз команды — по 2 очка за каждый атрибут; карту своей страны с названиями, связанными с деньгами — 3 очка; свою денежную единицу, снабжённую определёнными способами защиты, — 5 очков.

Путешественников в «Юнонии» встречает Верховный Жрец (далее — ВЖЮ), который рассказывает о названии страны, об истории денежного дела в ней. ВЖЮ — команда из 3—4 человек, которые сами распределяют роли. Рассказ готовит команда — ВЖЮ, используя материал параграфа и дополнительный материал по истории денежного дела Рима. ВЖЮ может задать командам вопросы по своему рассказу и либо пополнить страховой фонд команды, обменяв очки на денежные знаки «Юнонии», либо оштрафовать за неверные ответы. При обмене очков на денежные знаки «Юнонии» обменный курс устанавливается 1:3 (1 очко команды уходит за три дензнака).

После ВЖЮ команды попадают в сокровищницу «Юнонии». Здесь Хранитель Сокровищ (его роль тоже может исполнять группа из 3—4 человек), используя схему учебника и текст фрагмента, расспрашивает команды о функциях денег. Эта часть путешествия проходит в форме аукциона. Рассказ о каждой из функций достаётся той команде, которая выигрывает аукционный торг. Стартовая цена каждой функции 1 очко. Торговаться команда может в пределах своего страхового фонда. При необходимости можно брать взаймы у другой команды.

Третий этап игры-путешествия — встреча с Её Величеством Кредитной Карточкой (далее — ЕВКК). Исполнитель этой роли (один или группа) сам придумывает название и вид такой карточки. Он предлагает участникам команд отгадать вопросы или купить ответы из оставшихся средств. Вопросы придумывает группа ЕВКК, а представляют члены этой группы по очереди. Первой на вопрос отвечает та команда, у которой больше средств осталось в страховом фонде, затем — в порядке убывания этих средств.

В качестве призовых можно использовать следующие задания:

1. На вопрос «Что такое деньги?» экономисты отвечают:

а) банкноты, монеты, чеки;

б) всё, что люди принимают в качестве средства платежа;

в) всё, что зафиксировано Центральным банком в качестве средства платежа;

г) банкноты, чеки, дивиденды.

Ответ: а); б).

2. Что общего у следующих объектов: месячный проездной билет; дебетовая карточка; дисконтная карта?

Ответ: средства платежа.

3. Проверьте, нет ли ошибок в прибаутке:

Алёша — пять грошей: шейка — копейка, алтын — голова, по три денге — нога; вот ему и вся цена. Ответ: шейка: 1 коп = 2 денге голова: 1 алтын = 6 денге ноги: 6 денге Всего: 14 денге. 1 грош = 4 денге 14 денге : 4 денге = 3,5 гроша.

4. Во время путешествия в «Восточном экспрессе» встретились француз, японец, швед, англичанин, австриец. Вор похитил у них кошельки и переложил все деньги в свой саквояж. Среди добычи вора были банкноты и монеты. Знаменитый сыщик Эркюль Пуаро вычислил вора, забрал у него саквояж, легко разложил деньги по кучкам и вернул их потерпевшим. Какие деньги попали в кучку каждого пострадавшего? Кто остался без мелочи?

Ответ: французу — франки и сантимы; японцу — иены и сены; шведу — кроны; австрийцу — шиллинги, гроши; англичанину — фунты стерлингов и пенсы.

В конце игры участники предъявляют свои очки или знаки, их заменяющие, для итогового подсчёта. Представители «Юнонии» определяют победителей, награждают участников за личный вклад, за командный настрой, за самый оригинальный ответ и т. п.


Вариант 4

В практику многих школ постепенно входят уроки, организованные в форме выполнения учебных или практико-ориентированных проектов. В отличие от реальных социальных проектов, целью которых является поиск решения реальных задач, учебная ситуация предполагает выполнение своеобразного квазипроекта. Он рассчитан на решение учебной задачи как модели реальной ситуации.

Такая форма урока оптимально соответствует особенностям среднего школьного возраста, для которых практическая деятельность и проба себя — наиболее привлекательны. Тема урока о деньгах — благодатный материал для проектной работы.

Безусловно, подготовка такого урока для учителя весьма трудоёмка. Да и времени на проведение урока в форме выполнения проекта требуется больше, чем на традиционный урок. Однако педагогический эффект проектного урока значительно превышает результат комбинированного урока. Можно на первых порах, пока учащиеся ещё не овладели необходимыми умениями, посвятить урок защите предложенных вариантов проектов, выполненных во внеурочное время. Если проектная технология в определённой мере освоена, можно выполнять работу непосредственно на спаренном уроке. В последнем случае важно точно спланировать время, обеспечить учащихся всем необходимым для работы материалом (материал приносят сами школьники).

Тема проекта может быть, например, такова: «Идеальные деньги» или «Деньги без изъянов».

Герои повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» играли в воображаемую страну. У этой страны были все атрибуты независимого государства: территория, герб, правительство, законы. Ученикам предлагается принять участие в разработке проекта идеальных денег (денег без изъянов или недостатков) для этой воображаемой страны. Главное условие — предложить деньги, у которых нет недостатков, присущих другим видам денег.

На конкурс предлагаются описание, эскиз новых денег, краткая историческая справка с указанием основных достоинств и недостатков существующих денег (форма справки не регламентируется — текст, таблица, схема и др.).

Конкурсная комиссия (в неё, кроме учителя обществознания, могут войти другие учителя, администрация школы, старшеклассники и др.) оценивает проект по 10-балльной системе. Дополнительные баллы присуждаются за использование компьютера; за использование материала других предметов; за эстетику оформления проекта. Результаты конкурса широко освещаются в школе.

За две недели до предполагаемого занятия тема урока сообщается учащимся. Им предлагается подобрать материал (книги, справочники, плакаты, коллекции и т. д.) по теме; прочитать указанную учителем литературу; разделиться на проектные группы (возможно и индивидуальное выполнение проекта); ознакомиться с требованиями к организации работы и к продукту проектной работы.

Требования к проекту (вариант):

— работа должна выполняться на занятии в классе (вне урока);

— допускается привлечение к работе в качестве консультантов учителей (родителей, специалистов);

— работа представляется для публичной защиты.

— структура работы включает: эпиграф, основную часть (описание результата), список использованных источников (книги, пособия, интернет-ресурсы), приложения (рисунки, карты, фотографии, коллажи, иллюстрации, макеты и др.).


1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики. — М., 1993. — С. 189.






Для любых предложений по сайту: [email protected]