Золотые руки работника - Человек и экономика

Обществознание 7 класс - Поурочные разработки

Золотые руки работника - Человек и экономика

Содержание данной темы призвано быть связующим звеном между рядом вопросов, изученных в 6 классе (труд человека, труд простой и сложный, труд ремесленника и труд мастера), и серьёзным рассмотрением экономических вопросов, связанных с трудом производителя, в 9 классе.

Содержание темы обладает не только образовательным, но и глубоким воспитательным смыслом: тот, кто отличается особыми умениями, результатами своего труда, заслуживает глубокого уважения окружающих.

Тема непосредственно касается учащихся. Каждому предстоит работать, и поэтому вопрос о том, каким быть человеку как работнику, не должен оставить семиклассников равнодушными.

План изучения нового материала

1. Из чего складывается мастерство работника.

2. Каким бывает труд. Почему так необходимо в наши дни повышение квалификации.

3. Что такое трудовое денежное вознаграждение. Чем определяется его размер.

4. Что такое количество и качество труда. Как они связаны между собой.


Эмоциональному включению в тему урока может послужить активизация имеющегося у семиклассников социального опыта. В частности, можно попросить их дать ответ на второй вопрос рубрики «Вспомни», прибегая к конкретным примерам из окружающей их жизни (например, сравнить, как работают разные люди, представляющие одну и ту же профессию: продавцы в магазине; воспитатели в детском саду, нянечки в школе, контролёры в автобусах, троллейбусах, трамваях; медицинские сестры и врачи в поликлинике или больнице и т. д.). Что общего в их труде и что их отличает? Какие качества вызывают уважение? Какие качества вызывают нежелание встречаться в будущем?

Подытоживая ответы, можно напомнить учащимся поговорку: «Не место красит человека, а человек — место». При любой профессии, на любой должности, в любом деле можно при желании стать мастером.

Имеет смысл повести разговор о мастерстве работника. Необходимый материал дан во введении к параграфу. Уяснить его помогут вопросы: о ком говорят «мастер золотые руки»? Кого из знакомых вам людей можно так назвать? Поясните, почему вы так считаете.

Содержание рубрики «Жил на свете человек» может быть преподнесено в виде эмоционального рассказа учителя или учащегося, подготовленного заранее. Целесообразно поручить выступить с этим рассказом одному из учащихся, совмещающих занятия в общеобразовательной и музыкальной школах. Такое поручение послужит поощрением дополнительных занятий учащихся по интересам и станет механизмом переноса на урок знаний, полученных в системе дополнительного образования. Рассказ об Антонио Страдивари подводит учащихся к одному из основных вопросов урока, изложенных в разделе «Из чего складывается мастерство работника».

Содержание первой части раздела о мастерстве работника и его составляющих может быть доведено до понимания учащихся двумя способами. Первый из них — работа над вопросами, являющимися прямым продолжением рассказа об Антонио Страдивари. Чему научился Антонио у своего учителя? В каком возрасте он сделал свою первую скрипку? Сразу ли ему удалось стать мастером? Сколько лет великий мастер совершенствовал своё мастерство? Чем отличался труд Страдивари от труда других скрипичных мастеров?

Последний вопрос даёт возможность подчеркнуть, почему на каждом изготовленном инструменте мастер писал своё имя. Это этический аспект — профессиональная честь, гордость, которой всегда дорожит настоящий мастер.

Второй вариант овладения содержанием раздела — образное представление учащимися своего будущего труда и анализ того, чем необходимо владеть, чтобы быть мастером своего дела. И в том и в другом случае завершением обсуждения должен стать следующий ряд: профессиональные знания, практические умения и навыки, определённые способности, любовь к своей работе. Это составляющие мастерства работника. В ходе объяснения полезно опереться на имеющиеся у учащихся (полученные в 6 классе) представления о знаниях, умениях и навыках.

Работая над следующей частью раздела, учитель, опираясь на текст учебника, может познакомить учащихся с понятиями высококвалифицированного (сложного) и малоквалифицированного (простого) труда1. С целью активизации деятельности учащихся можно задать предваряющий объяснение вопрос: почему программисту надо учиться дольше, чем мастеру по обслуживанию холодильных установок, а врачу — дольше, чем программисту? Ответ на вопрос необходимо дать, прослушав объяснение учителя. Практика показывает, что затруднения вопрос не вызывает. Учащиеся в состоянии самостоятельно выделить специальные знания, умения и навыки как основную характеристику высококвалифицированного труда и сделать вывод: чем сложнее труд, тем больший объём специальных знаний необходим работнику и тем дольше надо учиться секретам данного труда.

Уместно остановиться на том, что нельзя механически считать любой ручной труд простым трудом. Вручную, например, собирают сложнейшие микросхемы. Можно ли назвать этот труд простым?

Текст рассматриваемого раздела учебника содержит следующее задание: дома с помощью родителей подобрать примеры ручного труда, требующего высокой квалификации, а также специальностей, в которых умственный и физический труд взаимосвязаны. Задание имеет как образовательный, так и воспитательный смысл. Последнее касается значения совместной поисковой работы учащихся и их родителей.

Для результативного обучения очень важно, чтобы родители время от времени становились участниками образовательного процесса, совместно со своими детьми переживали радость познания. Данное творческое задание не предполагает готовых родительских заготовок ответов и потому способно содействовать совместному мыслительному поиску и радости открытия.

Следующий вопрос плана: почему так необходимо в наши дни повышение квалификации работников? Ответ на него кроется в заключительном фрагменте текста параграфа о современном производстве. Имеет смысл познакомить с ним учащихся текстуально. С этой целью полезно попросить прочитать абзац, начинающийся словами «Стремительный прогресс...», и выделить в тексте особенности современного производства. Итогом самостоятельной работы должен стать перечень следующих особенностей:

— растёт число новых отраслей производства и специальностей;

— всё меньше места остаётся для простого труда;

— растёт спрос на высококвалифицированный труд;

— требования к работникам всё время возрастают;

— необходимо повышать свою квалификацию, чтобы соответствовать современным требованиям.

При наличии времени учителю полезно рассказать, в каких формах может осуществляться повышение квалификации, а также остановиться на том, что в повышении квалификации заинтересован прежде всего сам работник, так как это делает его труд более значимым.

Переходом к изучению раздела «Труд и зарплата» может служить проверка выполнения задания, которое рекомендуется дать накануне: зачем люди работают? Согласно заданию предлагалось спросить дома у родителей, почему они работают, и записать в каждом случае три причины. На уроке уместно провести блиц-опрос по ответам родителей, записывая на доске каждый новый по содержанию ответ. Несмотря на то что дальше в ходе урока будет подробно рассматриваться вопрос трудового денежного вознаграждения, важно, чтобы у учащихся не сложилось представления о том, что люди работают исключительно ради денег. Поэтому целесообразно потратить несколько минут на определение мотивов трудовой деятельности, акцентируя внимание на социально-статусных и моральных мотивах.

Для изложения материала о зарплате работника (трудовом денежном вознаграждении) учитель может сообщить некоторые дополнительные сведения.

Заработная плата — денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд, за выполненную в течение определённого периода времени работу. Зарплата зависит от количества и качества труда, затраченного работником2. Величина зарплаты может устанавливаться в договоре, контракте, который заключается между работником и той организацией, которая нанимает его на работу. Минимальный уровень оплаты труда — величина зарплаты, меньше которой платить не положено, — устанавливается законом.

Далее целесообразно разобраться в том, как определяется размер трудового денежного вознаграждения. В тексте учебника даётся шесть оснований для определения величины зарплаты. Учащиеся могут прочитать о них и назвать, опираясь на текст учебника. Шесть учеников по очереди могут изложить каждое из описанных оснований.

Вопрос о количестве и качестве труда может быть изложен учителем с опорой на текст учебника. При изложении целесообразно опереться на уже имеющиеся у учащихся знания о производительности труда. Для закрепления материала о количестве и качестве труда целесообразно спросить, как количество и качество труда связаны между собой. Заслушав ответы и подводя итог обсуждению, учителю важно подчеркнуть, что эта связь прослеживается как в процессе труда (качественный труд более производителен, высокая квалификация приводит к росту производительности труда, обеспечивает снижение затрат на производство), так и в результатах труда (среди высококвалифицированных специалистов, мастеров своего дела, отличающихся высоким качеством труда, не бывает бракоделов).

Материал рубрики «Путешествие в прошлое» может быть задан на дом для самостоятельного чтения. Содержательно его можно связать с творческим заданием 5 рубрики «В классе и дома» и попросить учащихся выполнить его по аналогии с тем, как изложено содержание рубрики «Путешествие в прошлое».

Аналогичным образом можно поступить с текстом рубрики «Учимся секретам профессионального успеха», сопроводив его самостоятельное изучение заданиями 7, 8 рубрики «В классе и дома».

В домашнее задание может войти также подготовка ответов по вопросам рубрики «Проверь себя» и заданиям 1—4 рубрики «В классе и дома».

Второй урок целесообразно начать с проверки выполнения творческих заданий 5, 7, 8 рубрики «В классе и дома». Во второй части урока можно организовать работу по проверке выполнения заданий рубрики «Проверь себя» и заданий 1—4 рубрики «В классе и дома». Традиционный опрос может сочетаться с работой учащихся на доске (в частности, по заданию 2 рубрики «Проверь себя») и по карточкам, воспроизводящим текст заданий рубрики «В классе и дома».

Трудность в выполнении может вызвать задание 2 рубрики «В классе и дома».

Само явление открытия многочисленных бухгалтерских курсов в России середины 90-х гг. XX в. связано с появлением большого числа частных и кооперативных предприятий, а также с активизацией общественных объединений и организаций, нуждающихся в специалистах по бухгалтерскому делу. Но учащиеся могут этого и не знать. Ключ к выполнению задания — состояние готовности людей менять профессию, переходить на новую работу, вызванное, скорее всего, неудовлетворённостью условиями труда и величиной зарплаты, потерей интереса к прежней работе, уверенностью в больших возможностях, открываемых новой профессией.

Для хорошо успевающих учащихся могут быть предложены дополнительные творческие задания.

В начале 90-х гг. в США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получал в среднем на 15% больше своего коллеги, не владеющего компьютером. Среднегодовой доход мужчин, имеющих диплом колледжа, в 1995 г. был примерно на 70% выше, чем у тех, кто начал работать сразу же после окончания школы. В конце 70-х гг. эта разница составляла лишь 42%.

Какие выводы можно сделать из этих данных? Найдите в учебнике фразы, содержащие те идеи, на которые эти выводы опираются.

Многие предприятия тратят значительную часть средств на повышение квалификации своих сотрудников и стараются взять на работу самых перспективных выпускников средних и высших учебных заведений.

Почему они так поступают? Назовите несколько причин.


1 Думается, нецелесообразно вслед за некоторыми авторами употреблять термин «неквалифицированный труд», так как важно закрепить в сознании учащихся представление о том, что любой труд требует определённых знаний и навыков.

2 Вопрос о количестве и качестве труда будет рассмотрен далее в ходе урока.






Для любых предложений по сайту: [email protected]