Обществознание 7 класс - Поурочные разработки
Поурочное планирование курса - Программа курса - Предисловие
Поурочные разработки к курсу обществознания 7 класса являются частью учебно-методического комплекта к учебнику «Обществознание. 7 класс» и реализуют основные концептуальные идеи авторского коллектива лаборатории обществоведческого образования Института общего среднего образования РАО.
В соответствии с данной концепцией основное внимание в пособии уделено вопросам права и экономики. При создании курса обществознания для 7 класса и поурочных разработок к нему учитывались такие особенности современных подростков, как активность и стремление к самостоятельным социальным проявлениям. Вместе с тем авторы отдают себе отчёт в том, что объективные условия социализации подростков в последние годы заметно осложнены.
Социологи и педагоги отмечают, что на духовную жизнь подростков в силу недостаточной сформированности и выраженной неустойчивости таких социально значимых критериев, как интересы, моральная и нравственная система ценностей, мировоззрение в целом, оказывает влияние целый ряд негативных факторов. Назовём среди них такие, как асоциальные условия проживания многих семей; маргинализация и криминализация; рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей; недостатки системы образования; коммерциализация сферы культуры и, как следствие, рост влияния массовой культуры, снижение уровня духовных потребностей молодых людей. Серьёзную тревогу вызывают такие явления, как рост преступности несовершеннолетних, в том числе увеличивающееся количество подростков, совершивших тяжкие правонарушения, знакомых с алкоголем, наркотиками, сексуальным насилием. Не может не беспокоить и заметное снижение культуры общения молодёжи, обеднение их речи, обилие жаргонных слов и неуместных иностранных заимствований в молодёжном сленге.
Нельзя не признать, что «погоня за рублём» стала центральной идеей существования большинства взрослого населения. При этом подростки далеко не всегда осознают значение профессионализма как гаранта жизненного успеха. У многих из них отсутствует критическое отношение к противоправным и аморальным проявлениям в разных сферах жизни.
Противостоять этим и другим неблагоприятным факторам может и должна школа, и в первую очередь через формирование истинных гражданских ценностей, демократической культуры, уважения к дисциплине, закону и правопорядку. Формирование экономической культуры невозможно без введения подростков в круг знаний экономики и основ её правового регулирования.
Указанные особенности социализации современных подростков учтены авторами курса обществознания при отборе содержания курса и определении методических основ его изучения с семиклассниками.
Содержание и методика организации работы по курсу учитывают актуальные и перспективные задачи подростков накануне получения ими российского паспорта и вступления в возраст расширения гражданской дееспособности и уголовной ответственности за наиболее тяжкие правонарушения.
При разработке учебно-методического комплекта авторский коллектив исходил из необходимости:
— образовательного сопровождения процесса социализации личности;
— обеспечения воспитательного воздействия на формирующуюся личность через создание условий для освоения важнейших элементов гуманистической, нравственной, правовой, экономической, гражданской культуры;
— сохранения преемственности между ступенями школы (начальной, основной, полной средней) в области социально-гуманитарного образования.
Первая глава курса «Обществознание» для 7 класса охватывает следующие проблемы: общения, межличностных отношений, взаимодействия в малых группах, возможных конфликтов и путей выхода из них.
Изучение межличностных отношений призвано помочь семиклассникам осознать своё место в системе многообразных связей с ближайшим окружением. В этой главе ребятам предстоит узнать о том, какими бывают малые группы, какое значение для людей имеет общение, как избежать конфликтов в общении и как с достоинством вести себя, если конфликта нельзя избежать.
Кроме того, в данной главе учащиеся знакомятся с особенностями межличностных отношений, их видами, в том числе такими личностно значимыми для подростков отношениями, как дружба и любовь. Перед школьниками раскрывается ещё один аспект дружбы — индивидуальный, личностно-интимный.
Вторая глава посвящена многообразию социальных норм; специфике правовых норм; основным правам человека и их отражению в международных документах и в Конституции Российской Федерации; понятию «закон» и необходимости его неукоснительного соблюдения. Особое внимание уделено гражданскому долгу по защите Отечества; различным видам дисциплины; ответственности за нарушение социальных норм, в том числе юридической и дисциплинарной ответственности; структуре и функциям правоохранительных органов.
Рекомендации к изучению третьей главы даны исходя из признания необходимости экономического образования подростков. Ученику 7 класса, вступающему в возраст гражданской дееспособности, важно дать необходимые знания для адекватного поведения в том круге экономических отношений, в котором он существует. Семикласснику полезно принять активное участие в анализе экономических реалий и связанных с ними ролей человека — производителя, потребителя экономических благ, в том числе на уровне тех действий, с которыми он чаще всего сталкивается.
Ответственная и наиболее массовая социальная роль человека в обществе — производитель экономических благ. Семиклассник вступает в возраст, когда он сможет на правовой основе привлекаться к самостоятельной трудовой деятельности и участвовать в ней (см. Трудовой кодекс РФ). Поэтому ему важно получить знания для анализа экономических реалий и адекватного поведения в тех экономических отношениях и действиях, с которыми он может столкнуться.
Назначение содержания уроков в третьей главе учебника состоит в том, чтобы:
— характеризовать производство как основу экономики и важнейшее средство решения основной её цели — удовлетворение потребностей людей;
— заложить содержательную основу для изучения других, тесно связанных с производством сфер экономической жизни общества (потребление, обмен);
— содействовать реализации межпредметных связей курса обществознания и истории;
— сформировать первоначальное представление о таких базовых экономических понятиях, как «ресурсы производства», «разделение труда», «прибыль», «производительность труда» и др.
При изучении вопросов, связанных с предпринимательством, решаются задачи характеристики социально-экономической роли предпринимательства в экономической жизни общества; раскрытия сущности предпринимательства как формы экономической активности личности; формирования положительного, мотивационно-ценностного отношения к бизнесу у учащихся.
Тема, посвящённая такому актуальному вопросу, как «Обмен, торговля, реклама», готовит учащихся к осознанному выполнению роли покупателя.
Материалы поурочных разработок раскрывают суть одного из основных экономических проявлений жизни общества — обмена; позволяют установить логическую взаимосвязь между такими сферами экономики, как производство и потребление; помогают осуществить межпредметные связи курса обществознания с курсами истории и географии; компенсируют отсутствие целостного изучения этой значимой сферы экономики как в курсе 6 класса, так и в курсах 8—9 классов; раскрывают экономическое значение и сущность таких базовых понятий, как «стоимость товара», «цена товара», «торговля», что служит содержательной основой для усвоения материалов следующих за ним уроков: «Деньги, их функции», «Экономика семьи».
Заключительная глава посвящена взаимоотношениям человека и природы. Природа рассматривается и как важный фактор становления человека, и как объект воздействия человека. При этом воздействие человека на природу раскрывается с нравственной и правовой точек зрения. Авторы курса исходили из того, что подростки отличаются активностью и стремлением к разнообразной деятельности, они любознательны и предприимчивы. Их стремление к практической деятельности требует применения. Забота о благоприятной природной среде может стать таким способом реализации потенциала школьников. Из школьных курсов естествознания (или курсов биологии, физики и географии) семиклассники получают знания о живых организмах, местах и условиях их обитания. Знакомство с учебными дисциплинами и собственный житейский опыт учащихся вводят их в круг проблем, с которыми сталкивается человек в процессе взаимодействия с природой. Они достаточно информированы для того, чтобы обсуждать причины экологических проблем. Вместе с тем важно, что семиклассники воспринимают мир эмоционально, они готовы сопереживать, сочувствовать и проявлять заботу о живых существах, которые окружают их в доме, во дворе, в лесу, на реке или озере. Многие ребята имеют опыт заботы о домашних питомцах. Кошки, собаки, попугаи или хомяки, а порой и самые экзотические обитатели не редкость в домах современного человека. Многие мечтают иметь щенка или котёнка. Важно, чтобы подростки понимали, что содержание животных — это не забава, а очень сложное и ответственное дело. Пусть не покажется банальностью напоминание об ответственности человека за тех, кого мы приручаем.
Большое внимание в пособии уделено организации активной познавательной деятельности учащихся с использованием заданий, игр и упражнений, вопросов разного уровня сложности.
Поурочные разработки не только включают варианты планирования и проведения отдельных занятий, но и помогают учителю ориентироваться в межпредметных и внутрикурсовых связях. Определённую помощь учителю призван оказать список рекомендуемой литературы, а также ссылки на книги и пособия для дополнительного чтения семиклассников внутри пособия.
Программа курса
Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (11 ч)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (3 ч)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Резерв учебного времени — 4 ч
Поурочное планирование курса
Параграф |
Названия тем и уроков |
Кол-во учебных часов (уроков) |
Тема I. Человек в обществе |
5 |
|
1 |
Отношения между людьми |
1 |
2 |
Ты и твои товарищи |
1 |
3 |
Зачем люди общаются |
1 |
4 |
Почему нужно быть терпимым |
2 |
Тема II. Человек и закон |
11 |
|
5 |
Что значит жить по правилам |
2 |
6 |
Права и обязанности граждан |
2 |
7 |
Почему важно соблюдать законы |
1 |
8 |
Защита Отечества |
1 |
9 |
Что такое дисциплина |
2 |
10 |
Виновен — отвечай |
1 |
11 |
Кто стоит на страже закона |
2 |
Тема III. Человек и экономика |
10 |
|
12 |
Экономика и её основные участники |
2 |
13 |
Золотые руки работника |
2 |
14 |
Производство: затраты, выручка, прибыль |
2 |
15 |
Виды и формы бизнеса |
1 |
16 |
Обмен, торговля, реклама (возможно проведение дополнительного урока за счёт резерва) |
1 |
17 |
Деньги, их функции (возможно проведение дополнительного урока за счет резервов) |
1 |
18 |
Экономика семьи |
1 |
Тема IV. Человек и природа |
3 |
|
19 |
Воздействие человека на природу |
1 |
20 |
Охранять природу - значит охранять жизнь |
1 |
21 |
Закон на страже природы |
1 |
Заключительное занятие |
2 |
|
Резерв учебного времени, повторение по всему курсу |
4 |
|
Итого |
35 |