Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Человек и общество - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
Цели и задачи: повторить и обобщить знания учащихся по курсу «Обществознание» в 6 классе; сформулировать основные вопросы и проблемы; обсудить загадки человека.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать биологические и социальные черты человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять освоенный понятийный аппарат; исследовать несложные реальные связи и зависимости; определять сущностные характеристики изучаемого объекта; осуществлять выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; 4) личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.
По дороге жизни брел странник. В пути он часто находил разные предметы и складывал их в заплечный мешок. Но очень редко из этих находок что-то доставал и использовал. С каждым днем ноша становилась все тяжелее. Странник начинал все больше уставать и даже спотыкаться, ему приходилось все чаще останавливаться и отдыхать.
Однажды он встретил мудреца.
— Что ты несешь с собой? А все ли нужно тебе в дороге? — спросил его мудрец. Простой вопрос заставил задуматься путника. У него вдруг пелена ушла с глаз. Он скинул ношу на землю, с трудом разогнул спину и почувствовал облегчение.
— Я думаю, тебе просто необходимо избавиться от лишнего, — сказал мудрец. Странник начал вытаскивать разные тряпки, клубки, куски железок. Среди всего этого были нитки, нож, спички.
— Посмотри на эти вещи и реши для себя, что тебе действительно необходимо в дороге. Остальное выбрось без сожаления, — заметил мудрец.
Странник выбросил две трети своей ноши. Оставил только то, что ему точно понадобится в ближайшее время. Когда он вновь надел мешок, оказалось, что идти стало гораздо легче. И тут заметил, как красив окружающий мир, стал слышать пение птиц и ощущать запах трав. Его жизнь наполнилась смыслом, он больше смотрел по сторонам, а не под ноги, как раньше.
Но, к сожалению, Странник не сделал выводов, и через годы его мешок опять стал неподъемным. И снова ему посчастливилось на своей дороге встретить мудреца. В этот раз мудрец не стал ничего ему говорить и прошел мимо. Странник сам решил обратиться к нему.
— Почему эти ненужные вещи опять накапливаются? — спросил он.
— В тот раз я натолкнул тебя на решение задачи. И ты сам определил, что мешает тебе идти дальше, а с чем ты расстаться не можешь.
— А почему я продолжаю накапливать ненужные мне вещи?
— В тебе сидит страх, что без этого ты не сможешь жить. Перестань впускать страх в свое сердце. Осознай, куда ты идешь и что тебе нужно для достижения твоей цели.
Послушал путник этот совет и перестал собирать всякие вещи. Первое время ему трудно было не поддаваться соблазну и хитрым уловкам своего разума, но спустя какое-то время он освободился от этой привычки. И с тех пор жил счастливо.
Вопрос к классу
— О чем эта притча? (Ответы учеников.)
Тема урока: «Человек и общество».
Проблемный вопрос урока
— Почему человек должен научиться жить в обществе?
III. Введение в новый материал
Вот так же и в нашей жизни. Есть духовные ценности, которые определяют наш жизненный вектор, а есть приобретенные страхи, догмы, установки. Они мешают нам жить. Не дают нам идти к своим целям. Препятствуют нашему развитию, мешают взаимоотношениям с другими людьми. Когда мы осознаем это, то избавляемся от всего наносного, отжившего. Восприятие жизни приобретает новые краски. Приходит спокойствие и уверенность в своих силах. В роли мудреца может оказаться и предмет «Обществознание».
IV. Работа по теме урока
Проверим те знания, которые вы получили в этом учебном году. Сегодня наш урок мы проведем по аналогии с телеигрой «Брейн-ринг».
Задание: разделитесь на две команды и ответьте на следующие вопросы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.
Вопросы к главе I
— Что такое личность?
— Что дает человеку познание самого себя?
— Почему не теряет актуальности поговорка «Век живи — век учись»?
— Какое значение имеет самообразование?
— Как найти дело по душе?
— Зачем человеку нужна цель в жизни?
— Почему плохо жить без цели?
— Почему считают, что только человек может заниматься деятельностью?
— Какие виды деятельности вы знаете?
— Какие потребности есть у человека?
— Чем они отличаются от потребностей животных?
— Что составляет духовный мир человека?
— Какие высшие чувства могут быть у человека?
— Из каких слагаемых состоит успех в жизни?
Вопросы к главе II
— Какие отношения называются межличностными?
— В чем состоит особенность межличностных отношений?
— Какие группы существуют в обществе?
— Какие роли человек может играть в группе?
— Что такое групповые нормы?
— Какие групповые нормы и правила вы знаете? В чем они заключаются?
— Какие санкции группа может применить к человеку?
— Какую роль общение играет в жизни человека?
— Что помогает и что мешает общению?
— Как зарождается и протекает конфликт в межличностных отношениях?
Вопросы к главе III
— Что такое доброе дело, добрые поступки?
— В чем суть золотого правила морали?
— Как победить страх?
— Какую роль смелость играет в жизни человека?
— Что такое гуманизм?
— Могут ли поступки человека быть бесчеловечными?
— Что такое человечность?
— Что такое сострадание?
— Почему важна забота о слабых для общества и каждого человека?
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов — определение победителя игры.)
V. Рефлексия
Упражнение «Мишень интереса». Отметьте с помощью «выстрелов» — точек интересные темы из курса «Обществознание» 6 класс (Темы обозначены на плакате.)
(Проверка выполнения задания.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание
1. Выполнить задания для итогового повторения из рабочей тетради.
2. Подготовиться к уроку-проекту «Идеальный человек» (найти информацию по данной теме).