Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Человек славен добрыми делами - НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (добро, добрый, добродетель, мораль)', выяснить, какого человека можно назвать добрым; исследовать, в чем состоит доброе дело и добрый поступок; выяснить суть золотого правила морали.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать признаки доброты и золотое правило морали; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: иметь целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; объяснять золотое правило нравственности; применять ключевые понятия и рассматривать явления социальной действительности с опорой на эти понятия; расширять оценочные суждения; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выдвигать версии ее решения; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
(Ответы учеников.)
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 86 учебника.
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Человек славен своими делами».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Что такое добро. Кого называют добрым.
2. Доброе — значит, хорошее.
3. Главное правило доброго человека.
Проблемный вопрос уроков
— Почему люди ценят добро?
III. Введение в новый материал
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Эти строки И. Кучина заставляют нас о многом задуматься... В фильме «Пацаны» главный герой, работая с трудными подростками, внедрил следующую традицию: перед сном они должны были обязательно вспомнить о добрых делах, которые совершили за день... Давайте и мы задумаемся о добре и доброте, их роли в жизни человека.
IV. Работа по теме уроков
1. Что такое добро. Кого называют добрым
Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты». Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья.
— Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? (Ответы учеников.)
Проведем небольшое исследование истории слова «добро».
Статья из энциклопедии «Русская цивилизация»
Добро - одухотворенная любовь, любящая сила духа (И. Ильин), в понятии святой Руси божественная норма жизни, все то, что получает бытие от Бога, благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг православного человека, гражданина, семьянина.
«Добро делай, никого не бойся», «От добра худа не бывает», «За добро добром и платят», «В ком добра нет, в том и правды мало».
Добрый человек прямой, простой, бесхитростный, нескрытный и доброжелательный. «Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите», — говорил Владимир Мономах. «Получив добро — помни, а сделав — забудь» («Мудрость мудрого Менандра»). «Добро есть жизнь» (Н. Федоров). «Делай добро, будь благодарен за это... Сознание своей доброй жизни — достаточная за нее награда. Научись радости творить добро. Делай добро тайно и красней, когда про него узнают... Чтобы поверить в добро, надо начать делать добро» (Л. Толстой).
Задание: внимательно изучите п. 1 § 10, прокомментируйте и ответьте на вопросы на с. 87 учебника.
Вопрос к классу
— Что обнаружил принц после смерти?
(Ответы учеников.)
Доброта. Все время, пока существует человек, это качество ценилось всегда. Добрые глаза. Добрая душа. Он добр ко мне. Добрый молодец. Добрая традиция. Доброе старое время. Оставить добрую память. Осталось добрых десять километров пути. Добрый малый...
— Что же такое доброта?
Задание: исследуйте дополнительный материал и определите признаки доброты. Ответ оформите графически.
Дополнительный материал
Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова).
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» (М. Сервантес).
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра» (Б. Паскаль).
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других» (Л. Н. Толстой).
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного — это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В. Сухомлинский).
«А куда ни пойдете, где ни остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово» («Поучение Владимира Мономаха» — наставление князя Мономаха детям, около 1117 г.).
(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)
В старом русском алфавите, действовавшем до реформы 1918 г., буквы обозначались словами: А — аз (я), Б — буки (буквы, письмена), В — веди (от знать, ведать), Г — глаголь (говорить), Д — добро, Ж — живете (от жить), 3 — земля, Л — люди, М — мыслите, Т — твердо. Азбука как бы призывала: «Люди Земли, говорите, мыслите и творите добро».
Доброта — тот язык, на котором с вами всякий захочет разговаривать. Доброта — это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
— Прочитайте пословицы о доброте.
• В добрый час молвить, в дурной промолчать.
• Кстати промолчать, что доброе слово сказать.
• От вежливых слов язык не отсохнет.
• Доброта — язык, на котором могут говорить немые и который глухие могут слышать.
• Кто добр поистине, добро творит в молчании.
• Добрыми делами славен человек.
• Доброе слово, что весенний день.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Вопрос к классу
— Чему нас учат пословицы о доброте?
(По мере ответов учеников на доске составляется список.) Пословицы о доброте учат:
• хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
• шутить по-доброму;
• быть чистосердечным с собеседником;
• не спешить обвинять другого в чем-то, пока не разберешься в причинах его поступка;
• быть скромным и т. д.
Вопрос к классу
— Как вы думаете, кто такой «добрый человек»?
(По мере ответов учеников на доске составляется список.) Добрый человек — это тот, кто:
• любит людей;
• готов в трудную минуту прийти на помощь;
• бережет природу;
• любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу;
• старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми;
• никогда никого не обидит.
Мы можем сказать, что добрый человек — это отзывчивый человек.
Задание: откройте рубрику «Жил на свете человек» на с. 87—88 § 10 учебника, прочитайте материал и ответьте на вопросы, помещенные в конце рубрики.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Чем добрый человек отличается от добренького? Работая в группах с дополнительным материалом, обсудите эту проблему и ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Строгое добро и мягкая добренькость
Прямо под полом, в старом доме человека, в просторной норе жили Мышь и Хомяк. Как только хозяин дома уходил, они тут же выбирались из своей норы и принимались за работу. Нужно было найти еду, наесться, а также не забыть сделать запасы продуктов на всю долгую и холодную зиму. У Мышки и Хомяка были трое друзей, которые жили в доме у человека: растущая в горшке Роза, плавающая в аквариуме золотистая Рыбка и живущий в клетке маленький Попугайчик. Каждый раз, выползая из своей норы, Мышка и Хомяк не забывали проведать своих друзей и пообщаться с ними.
Мышку все любили больше, чем Хомяка, потому что она была добренькой и ласковой. А вот Хомяка чуточку побаивались. Он был очень серьезным, строгим, суровым, но при этом честным и справедливым.
Как-то раз Роза сильно заболела и, когда ее навестили Мышь и Хомяк, она стала просить у них попить воды. Хомяк и Мышка тут же сбегали к рыбке за водой, взяв немного воды из аквариума, напоили Розу. Но Роза просила воды еще и еще, на что Хомяк ей строго сказал:
— Нет, больше воды не проси, для твоего здоровья много воды так же вредно, как и мало. Потерпи немного, а когда ты выздоровеешь, будешь пить столько, сколько захочешь.
Хомяк убежал на кухню, а добренькая Мышка осталась рядом с Розой.
— Воды, воды, дай мне, пожалуйста, воды, — шептала роза. — Я вся горю, мне жарко.
Не выдержала добренькая Мышка, сжалилась над больной Розой и побежала за водой. Долго Мышка носила воду, а Роза все просила и просила еще. Когда в горшке образовалась целая лужица воды, Роза замолчала, а довольная Мышка убежала вслед за хомяком на кухню. Возвращаясь с кухни, Хомяк и Мышка вдруг заметили, что Розе стало совсем плохо. Ее листья опустились вниз, а цветок беспомощно повис на тонком стебле. Из-за того, что в горшке у Розы было полно воды, ее корни не могли дышать воздухом и Роза задыхалась. Хомяк, не долго думая, перевернул горшок и вылил всю воду из него. А Мышке он сказал:
— Запомни, от одной доброты и жалости, без суровой справедливости иногда может получиться не польза, а вред.
Но Мышка не прислушалась к этим словам и тут же их забыла. На следующий день произошел несчастный случай — хозяин дома неожиданно заболел, и его увезли в больницу. А Рыбка, Попугайчик и Роза остались дома совсем одни. Их некому было кормить, а искать еду сами себе они не могли. Ведь Попугай был заперт в клетке, Рыбка плавала в маленьком стеклянном аквариуме, а Роза росла в горшке и не могла сама напиться воды. Мышка и Хомяк, как верные и преданные друзья, решили заботиться о них. Теперь Мышка знала, как правильно поливать Розу, и принесла ей немного воды. Хомяк пошел на кухню искать для Рыбки крошки хлеба, а для Попугайчика его любимые пшенные зерна. Мышка же осталась в комнате, Попугайчик позвал ее, стал жаловаться на голод и просил выпустить его на волю.
— Мышка, открой мне, пожалуйста, клетку, — стал упрашивать ее Попугай. - Я тогда полечу к себе на родину. А там, в моей стране, круглый год теплое лето и всегда много разной и вкусной еды.
Мышка была очень добренькой. Она сжалилась над голодным Попугайчиком и открыла клетку. Попугайчик обрадовался, поблагодарил Мышку и вылетел в открытую форточку на улицу.
Возвращается Хомяк с кухни, несет целую горсть зерен. Глядь, а Попугая в клетке нет. Стал спрашивать он Мышку, куда делся Попугай, а Мышка ему и отвечает:
— Я выпустила его на волю, чтобы он улетел в свою теплую страну, где много всякой еды.
— Ах ты, глупая Мышка, - воскликнул Хомяк. — На улице зима, и Попугайчик не долетит до своей страны, а лишь замерзнет по дороге. От твоей глупой доброты получается только вред. Доброта должна быть суровой и справедливой, только тогда она станет настоящим добром и принесет пользу.
Побежал Хомяк на улицу разыскивать Попугая, а Мышке велел накормить голодную рыбку.
Прошел целый час. Вернулся Хомяк с улицы уставший и притащил на себе замерзшего, еле живого Попугайчика. Глядь, а Рыбка в аквариуме лежит на боку, еле-еле двигается и мучается от боли в животе.
— Что случилось с Рыбкой? — спросил он Мышку. А Мышка ему и отвечает:
— Я хотела Рыбку крошками хлебными покормить, а она у меня стала просить зерен, которые так любит Попугайчик. Я сжалилась над голодной Рыбкой и дала ей зерен.
— Что же ты опять наделала, Мышка, твоя жалость и доброта без мудрой суровости и справедливости снова вред принесла, — сказал Хомяк. — Ведь зерна в воде размокают и становятся в два раза больше. Они размокли и увеличились в желудке у Рыбки, поэтому он стал у нее сильно болеть.
Укутал Хомяк замерзшего Попугайчика теплой тканью, положил его греться под включенную настольную лампу, а сам стал Рыбку успокаивать добрыми словами.
До самого вечера Мышка думала: почему же от ее доброты и жалости нечаянно вред получается? И почему у строгого и сурового Хомяка справедливая доброта всегда в настоящее добро превращается и пользу другим приносит?
Роза, Рыбка и Попугайчик не сердились на добренькую Мышку. Но с той поры они уже не побаивались Хомяка, как прежде, и еще больше подружились с ним. Ну и что с того, что Хомяк был строгим, серьезным и суровым, зато его справедливая доброта стала настоящим добром и очень помогла им в жизни.
Вопросы к классу
— Кто оказался полезным для своих друзей: строгий Хомяк или добренькая Мышка? Почему?
— Почему Розе, Рыбке и Попугайчику Мышка нравилась больше, чем Хомяк? (Не могли разглядеть в Хомяке настоящего добра.)
— Как вы считаете, смогли бы вы разглядеть добро под суровыми требованиями и строгим воспитанием?
— Для воспитания детей нужна только мягкость или иногда полезна строгость?
(Ответы учеников.)
2. Доброе — значит, хорошее
— Послушайте притчу.
Слух о мудрости одного из философов разнесся далеко за пределы его родного города, и люди из дальних мест стали приходить к нему за советом. Один человек позавидовал его славе. Он поймал бабочку, поместил ее меж сомкнутых ладоней и отправился так к философу.
— Спрошу у него, какая бабочка у меня в руках, — решил он, — живая или мертвая? Если скажет, что мертвая, я открою ладони, и бабочка улетит. Если скажет — живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда все поймут, кто из нас умнее. И все действительно поняли.
— Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? — спросил завистник.
— Все в твоих руках, — ответил ему философ.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл притчи?
— Каким человека делает добро?
— Кого называют добрым?
(Ответы учеников.)
Ученые, изучающие нравы и обычаи народов, свидетельствуют, что не найдено ни одного самого дикого племени, которому были бы чужды те или другие понятия о добре и зле.
Вопросы к классу
— Как вы думаете, какому человеку живется легче: доброму или злому? Почему?
— Что легче: совершать добрые поступки или принимать добро?
(Ответы учеников.)
— Выслушайте фрагмент сказки.
Тигр и путник
Как-то тигр охотился в джунглях и попал в западню. Случилось так, что мимо проходил путник. Увидел его тигр и давай слезно просить:
— Сжалься надо мной, человек! Вызволи меня из неволи, я щедро тебя отблагодарю.
Путнику захотелось получить награду, и он вытащил тигра из ямы. Тигр выскочил наружу и говорит:
— Вот уже много дней я ничего не ел. Сейчас я тебя съем!
— Ох, тигр, — сказал путник, — неужели это и есть награда, которой ты хотел отблагодарить меня за добро?
— Она и есть, — ответил тигр.
— Какая же это награда — платить злом на добро? — возразил путник.
— Давай спросим кого-нибудь — награда это или нет? — ответил тигр. Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к нему и спросили:
— Скажи нам, дерево, чем награждают тебя за доброе дело?
— Злом! — ответило дерево. — Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.
— Ну, теперь-то я тебя съем! — обрадовался тигр.
— Давай еще кого-нибудь спросим! — взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на поле пасется корова.
— Эй, корова! - окликнули они ее. — Скажи, чем платят за добро?
— Злом! — отвечает корова. — Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на поле. Того и гляди, на мясо сдадут!
— Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя! — сказал тигр путнику.
— Подожди немного! — попросил человек. — Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда нечего делать, ешь меня...
Вопросы к классу
— Предположите, чем закончится сказка. (Героям удастся найти того, кому за добро платили добром. Тигр съест путника.)
— Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?
— Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?
— Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?
(Ответы учеников.)
Послушаем окончание сказки и определим, насколько близки вы были в своих предположениях.
Продолжение сказки «Тигр и путник»
Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг увидели птицу и спросили ее:
— Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?
— Добром! — ответила птица. — Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть. Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.
Сказка учит нас, что нужно поверить в добро и начать совершать добрые поступки.
Проблемное задание. Одна женщина пожаловалась на то, что ей лезут в голову злые мысли. А как с ними справиться, она не знает. «Если к вам придут два человека — один добрый, а другой злой, кого легче прогнать?» — спросил ее собеседник с улыбкой. «Доброго», — ответила женщина. Добрую мысль тоже легко спугнуть. А от злых не отвяжешься. Для того чтобы добрые мысли не уходили, давайте, работая в группах, выясним, чему необходимо научиться, чтобы стать добрее. Свои ответы обоснуйте.
(Проверка выполнения задания.)
В своих ответах, вы предлагаете помогать людям, понимать другого человека, выручать друзей в беде, не ссориться, улыбаться, сочувствовать людям и т. д. Доброта творит чудеса — делает человека красивым, сильным. А начинать надо с малого, например помочь маме донести сумку.
Задание: работая в группах, разработайте и презентуйте проект «Список добрых дел на сегодня».
(Проверка выполнения задания.)
3. Главное правило доброго человека
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми.
— Послушайте сказку и ответьте на вопросы.
Сказочка о счастье
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал.
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» —
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти.
И вот король в карету сел
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
— О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
— Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду.
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
— О, мой король, — вскричал солдат, —
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
— А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! —
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
— Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом — вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова —
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
— А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! —
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
— В путь пора,
Еще немного — и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой —
Сомнений в этом нету,
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожи найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова,
Распилишь и уложишь...»
Тут вышла полная луна,
И осветила путь она,
Нелегкий путь, обратный путь,
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает,
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
И. Токмакова
Вопросы к классу
— О чем эта сказка?
— Как вы поняли ее смысл?
— О каких правилах поведения идет речь?
(Ответы учеников.)
В этой сказке речь идет о морали.
Задание: работая с п. 3 § 10 учебника, составьте вопросы к тексту.
Примерные вопросы учеников:
— Как звучит золотое правило морали?
— Как ты хочешь, чтобы относились к тебе?
— Что требует от нас золотое правило морали?
— Почему золотое правило действует всегда?
— Почему правило называют золотым?
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочтите текст рубрики «Путешествие в прошлое» на с. 89 учебника, выполните задание и ответьте на вопрос, приведенные под этой рубрикой. В рубрике «Картинная галерея», прочитайте притчу о блудном сыне на с. 91 учебника и ответьте на поставленный в конце притчи вопрос.
(Проверка выполнения задания.)
Давайте запомним несколько правил, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1. Помогать людям.
2. Защищать слабого.
3. Делиться последним с другом.
4. Не завидовать.
5. Прощать ошибки другим.
Помните, чтобы быть добрым, нужно стараться:
• не наступить, а уступить;
• не захватить, а отдать;
• не кулак показать, а протянуть руку;
• не спрятать, а поделиться;
• не кричать, а выслушать;
• не разорвать, а склеить.
Обществоведы убеждены, что часто доброта начинается с простого доброго слова. Давайте сыграем в игру — я читаю первые строчки, а ваша задача — досказать подходящее по смыслу выражение.
Придумано кем-то просто и мудро —
При встрече здороваться:... (Доброе утро!)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит:... Добрый день!)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь:... (Здравствуйте!)
Растает ледяная глыба
От слова доброго ... (Спасибо!)
Когда бранят за шалости,
Мы говорим:... (Прости, пожалуйста!)
И во Франции, и в Дании
Говорят, прощаясь:... (До свидания!)
Всем вам с большой любовью
Желаю... (Крепкого здоровья)
Много теплых, добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить, вселить уверенность, согреть душу. Эти слова должны сопровождаться такими же поступками. Каждый человек хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого — надо, чтобы и твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду.
— Внимательно изучите сказку и ответьте на вопрос.
Звездная страна
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездной. Звездочки были разные: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и даже черные, совсем крохотные, средних размеров и огромные. Не было ни одной звездочки, точь-в-точь похожей на другую. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была заполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Они видели друг в друге только хорошее, и от этого светились волшебным светом. Звездная страна благодаря этому чудесному сиянию была необыкновенно красива и неповторима. Повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь.
Но однажды пролетал над Звездной страной злой волшебник — самый пакостный из всех злых волшебников. Его так и звали — Пакость Пакостьевич. Закипела в нем зависть: «Как же так, — думает, — любовь кругом, красота, мир. Никто не воюет, никто не ссорится». К сожалению, встречаются еще такие экземпляры, которым очень плохо, если другим хорошо.
Задумал Пакость Пакостьевич злое дело. А чтобы звездочки его не узнали, обернулся ветром перемен и начал нашептывать, что, мол, в других странах веселее, интереснее и лучше живут. Заволновались звездочки, забеспокоились. Им тоже хотелось зажить еще интереснее, еще веселее, еще лучше.
— А что же нужно для этого сделать? — поинтересовались звездочки.
— Все очень просто: нужно находить в других недостатки, все время ругать, побольше критиковать, вспоминать все проступки, которые когда-то были совершены, — учил их злодей. Но звездочки не умели этого делать. И злой волшебник принялся их обучать дальше.
— Эй, ты, — крикнул он черной звездочке по имени Аделаида. — Ты чего такая черная? Знаю, знаю, умываться ленишься. Фу, грязнуля какая! Тонну мыла надо, чтобы такую чумазую отмыть. Хи-хи-хи! ха-ха-ха!
Кто-то подхватил, кто-то промолчал... А черная звездочка Аделаида от грубых насмешек стала прямо у всех на глазах тускнеть и не светилась уже удивительным волшебным светом. Пакость Пакостьевич не унимался.
— Эй, громадина, — крикнул он большой зеленой звезде Иоланте. — Вот разъелась! Смотри, скоро всю страну без продуктов оставишь с такими-то аппетитами. Ха-ха-ха!
Никто не заступился. От грубых насмешек начала блекнуть яркая прежде звездочка Иоланта. А Пакость Пакостьевич стал смеяться над маленькой розовой звездочкой по имени Юта.
— Ой, не могу! Что это за крохотуля? Не звездочка, а микроб какой-то. Только в микроскоп такую разглядывать. Какой от нее прок, зря только небо коптит. Ха-ха-ха!
От грубых и злых слов, странного смеха звездочка Юта почти совсем погасла. И тут многие звездочки подхватили идею Пакость Пакостьевича. Они принялись с большим усердием критиковать друг друга, вспоминали все проступки, которые были совершены когда-то. И от обидных слов и дурных мыслей любовь стала уходить, а души начали заполняться ненавистью, злобой, завистью. Звездочки поблекли, потускнели и уже не светились удивительным волшебным светом, который когда-то придавал неповторимое очарование Звездной стране. Прекрасная и светлая ранее, она превращалась в унылую, серую, безжизненную пустыню.
Первой опомнилась юная белая звездочка по имени Люська. Она решила во что бы то ни стало спасти свою любимую родину.
— Что же делать? — думала Люська. — Может быть, подождать доброго волшебника? Но когда он прилетит? Ведь так можно прождать и год, и два, и три, и тридцать три, а то и вовсе не дождаться. А действовать надо прямо сейчас, немедленно, иначе может быть поздно.
И тогда Люська стала вместо недостатков находить в звездочках достоинства, искала то доброе и хорошее, что было в душе каждой из них. Сначала она обратилась к черной звездочке Аделаиде.
— Аделаида, ты очень добрая, ты всегда заботилась о больных звездочках. Благодаря твоему вниманию, чуткости, терпению они быстрее выздоравливали.
И Аделаида засияла вдруг удивительным волшебным светом.
— Ура! Получилось! Добрые слова помогают, — ликовала Люська.
— Иоланта, я всегда восхищалась твоей ответственностью, твоей пунктуальностью. Ведь ты ни разу в жизни никуда не опоздала.
От этих добрых слов Иоланта вновь вспыхнула, засверкала, переливаясь всевозможными оттенками чудесного зеленого цвета. А Люська заговорила с крошечной звездочкой Ютой.
— Хоть ты, Юта, и очень маленькая, но ты неиссякаемый кладезь всевозможных интересных творческих идей. Именно благодаря тебе наши праздники проходили так весело и интересно.
Юта засияла вновь удивительным волшебным светом. Люськину идею подхватили другие звездочки. Они принялись искать друг в друге что-то хорошее. И свершилось чудо. Звездочки вспыхивали одна за другой, как огоньки новогодней гирлянды. Снова Звездная страна сияла волшебным светом, стала прекрасной и неповторимой, даже краше, чем прежде.
А Пакость Пакостьевич понял, что ему здесь нечего больше делать, и убрался восвояси. Он полетел искать страну, жители которой обожают находить в других недостатки, а достоинств не замечают, где любят критиковать друг друга, ссориться, вспоминать ошибки и промахи, долго помнят обиды. А не пролетал ли Пакость Пакостьевич случайно над вашей страной?
Вопросы к классу
— О чем эта история?
— Чему учит эта сказка? Пригодится ли она в жизни?
— Когда может быть счастлив человек?
(Ответы учеников.)
Сказка учит, что нельзя безоглядно доверять всем подряд. Необходимо помнить, что в мире есть добро и зло и порой с нашего молчаливого согласия кто-то творит ужасные дела. Иногда самый обыкновенный человек должен взять на себя ответственность за изменение ситуации, а порой не стоит торопиться что-то менять. Сказка учит нас терпимее относиться друг к другу и еще очень многому...
V. Рефлексия
Упражнение «Продолжи фразу». (Учитель произносит начало фразы, а ученики по очереди называют свои варианты ее окончания.)
• Мне было интересно...
• Мы сегодня разобрались...
• Я сегодня понял, что...
• Мне было трудно...
• Завтра я хочу на уроке...
VI. Подведение итогов уроков
Разные бывают люди... Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. А к какой категории людей относитесь вы? Всегда ли вы добры и внимательны к окружающим? На эти вопросы поможет ответить тест.
Тест «Добрый ли ты человек?»
1. У тебя появились деньги. Мог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям?
1) да - 1;
2) нет — 0.
2. Товарищ (подруга) рассказывает тебе о своих невзгодах. Дашь ли ты ему понять, что тебя это мало интересует, даже если это так?
1) да — 0;
2) нет — 1.
3. Если твой партнер плохо играет в шашки или другую игру, будешь ли ты иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?
1) да — 1;
2) нет — 0.
4. Часто ли ты говоришь приятное людям просто так, чтобы поднять им настроение?
1) да — 1;
2) нет — 0.
5. Любишь ли ты злые шуточки?
1) да — 0;
2) нет — 1.
6. Ты злопамятен?
1) да — 0;
2) нет — 1.
7. Сможешь ли ты терпеливо выслушивать даже то, что тебя совершенно не интересует?
1) да — 1;
2) нет — 0.
8. Умеешь ли ты на практике применить свои способности?
1) да — 0;
2) нет — 1.
9. Бросишь ли игру, если начинаешь проигрывать?
1) да - 0;
2) нет - 1.
10. Если ты уверен в своей правоте, отказываешься ли ты слушать аргументы друга?
1) да — 0;
2) нет— 1.
11. Ты охотно выполняешь просьбы?
1) да — 1;
2) нет — 0.
12. Станешь ли ты подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
1) да — 0;
2) нет — 1.
Ключ к тесту. Подсчитайте набранное количество баллов.
Больше 8 баллов — ты вежлив и любезен, нравишься окружающим, умеешь обращаться с людьми; у тебя, наверное, много друзей; стараешься иметь хорошие отношения со всеми, но ведь всем не угодишь, да и на пользу это тебе не пойдет.
От 4 до 8 баллов — твоя доброта — вопрос случая, добр ты далеко не со всеми: для тех, кто сумел завоевать твое расположение, ты готов на все, но с теми, кто тебе не нравится, ты любезничать не намерен. Это не так уж плохо, но, наверное, надо стараться вести себя ровно со всеми, чтобы люди не обижались.
Меньше 4 баллов — общение с тобой, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких тебе людей. Будь доброжелательнее, и у тебя будет больше друзей, ведь дружба требует доброго отношения.
Вопросы к классу
— Как вы думаете, можно ли быть по отношению к окружающим человеком грубым, а в душе — добрым? Ответ поясните примерами.
— В чем вы видите пользу добрых дел для общества, для самого тебя?
— Почему золотое правило морали живет много тысяч лет?
— Как вы полагаете, должно ли быть добро с кулаками? Можно ли прибегать к насилию для осуществления добрых дел? Свое мнение обоснуйте.
— Как вы понимаете выражение Марка Аврелия: «Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движением собственной души»?
(Ответы учеников.)
Я надеюсь, что наши размышления на сегодняшних уроках помогут вам быть добрее и терпимее друг к другу, находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.
Домашнее задание
1. Прочитать § 10 учебника.
2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 10 учебника (задание 2, 4 или 7).