Обществознание 6 класс поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Межличностные отношения - ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Цели и задачи: познакомить учащихся с сущностью и видами межличностных отношений; исследовать сферу чувств как основу данных отношений; определить факторы, способствующие и препятствующие их эффективному выстраиванию.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать сущность и виды межличностных отношений; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципами работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы, решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД: предметные: применять понятийный аппарат (межличностные отношения, стереотип, симпатия, антипатия, дружба) для раскрытия сущности межличностных отношений; выявлять виды межличностных отношений и их особенности, анализировать симпатии и антипатии, возникающие в ходе общения между людьми; формировать целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, формулировать свою точку зрения, быть готовым ее изменить (скорректировать); определять собственное отношение к явлениям современной жизни; 2) регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование мотивированности и направленности ученика на активное и эффективное выстраивание межличностных отношений; анализ собственных поступков с точки зрения гуманизма, почувствовать ответственность за свои решения; формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
— Вот видите, - воскликнул мулла, — мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая: «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», он, показав два пальца, ответил: «И его, и Пророка его, Мухаммеда, тоже». Далее, показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?» А он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли все понял пастух, и спросили его об этом.
— Он мне показал палец, и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял, — ответил пастух.
Вопрос к классу
— Как вы поняли смысл этого рассказа?
(Ответы учеников.)
Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Вспомним» на с. 50 учебника.
Тема уроков: «Межличностные отношения».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Какие отношения называются межличностными.
2. Чувства — основа межличностных отношений.
3. Виды межличностных отношений.
Проблемный вопрос уроков
— Почему одним людям мы симпатизируем, а других сторонимся?
III. Введение в новый материал
Люди — существа биосоциальные. Они не могут существовать вне человеческого общества. Поэтому неизбежно возникает проблема выстраивания отношений с другими людьми.
— Как правильно это делать?
— Что надо знать и учитывать в этом процессе?
Обсудим ответы на эти вопросы.
IV. Работа по теме уроков
1. Какие отношения называются межличностными
Особенности поведения человека в коллективе, результаты его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, связанных с этой деятельностью, формируют у каждого из членов определенной группы (учебный класс, компания, бригада и т. п.) отношение к данному человеку. Так развивается система взаимосвязи (связи друг с другом, между двумя и многими людьми):
• взаимодействие — согласованность действий;
• взаимопонимание — понимание на основе взаимности, понимание друг друга;
• взаимовосприятие — восприятие людьми друг друга в процессе коммуникации.
Задание: прочитайте п. 1 § 6 на с. 50—51 учебника, изучите представленную схему и прокомментируйте ее.
(Проверка выполнения задания.)
2. Чувства — основа межличностных отношений
Особенность межличностных отношений связана с тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей. При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств — эмоциональных переживаний (от лат. emovere — потрясаю).
Давайте разберем некоторые аспекты межличностных отношений, чтобы вы смогли понять, как они влияют на вашу жизнь.
Задание: прочитайте п. 2 § 6 на с. 51—52 учебника, разделившись на две группы, обсудите чувства, которые способствуют развитию межличностных отношений (первая группа) и препятствуют развитию межличностных отношений (вторая группа).
(Во время выполнения задания составляется схема.)
Как вы уже знаете, в основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. Так, благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Часто бывает трудно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек, это отношение проявляется на уровне чувств, однако, если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту причину. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношения к другим людям.
— Какие люди вызывают у вас симпатию?
— Всегда ли впоследствии они оправдывают это чувство?
(Ответы учеников.)
Чувство, противоположное симпатии, получило название антипатия.
— Какие люди вызывают у вас антипатию?
— Всегда ли ваши чувства оправданны?
(Ответы учеников.)
Итак, мы выяснили, что человек, вызывающий у вас антипатию, на ваших глазах, возможно, совершил поступок, противоречащий вашим моральным устоям. Или ваши вкусы диаметрально противоположны... Или он просто не похож на вас... Причин может быть много.
Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества.
Б. Окуджава написал следующие строчки:
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этих слов?
— Чему они нас учат?
(Ответы учеников.)
— Послушайте рассказ и ответьте на вопросы.
Все яблоки красные
Вы все знаете Элли из книжки про Волшебника Изумрудного города. Вы только не знаете, что Элли никогда в жизни не видела никаких овощей и фруктов, так как в Канзасе они не росли, а в Волшебной Стране они ей просто не попадались. Как-то в Канзасе опять начался ураган. Только на этот раз он занес Элли не в Волшебную Страну, а в страну овощей и фруктов. Сначала Элли увидела большой красный шар. «Кто ты?» — спросила Элли. «Помидор» — ответил шар. И Элли пошла дальше. Тут ей попался большой желтый шар. Он представился: «Лимон», и предложил ей попробовать кусочек себя. Элли откусила кусочек лимона, и он был таким кислым, что она чуть не заплакала. Она обиделась на лимон и пошла дальше и увидела длинный фрукт, который тоже предложил ей отведать кусочек себя. Она попробовала, и ей очень понравился вкус. «Дай я запомню, как тебя зовут», — сказала Элли. «Банан», — ответил фрукт. Элли пошла дальше. Она увидела красный шар, который свисал с дерева. «Эй, помидор, давай поболтаем», — сказала Элли. «Я не помидор, я яблоко», - прозвучал обиженный голос. «Да ладно, я тебя знаю, ты круглый и красный. Ты помидор, и нечего меня обманывать». Яблоко очень расстроилось и упало с дерева. О «поболтать» уже не могло быть и речи.
Элли пошла дальше, и вдруг ей захотелось есть. Она находилась в поле, кругом были одни желтые шары. «Попробуй нас, мы такие сладкие», — шептали они. «Нашли дурочку! Вы желтые — значит, кислые», — ответила Элли сладким дыням (а это были именно они). Но вот на тропинке она увидела длинный плод. «Дай откушу», — сказала она. Горький перец никогда не пользовался популярностью. Он был рад угостить Элли. От горечи и удивления Элли опять заплакала.
Вопросы к классу
— В чем была ошибка Элли?
— Почему Элли неправильно думала о разных фруктах?
— От этого она выиграла или проиграла? А фрукты?
(Ответы учеников.)
Можно сказать, что Элли попала в плен к стереотипам.
Задание: используя рабочий материал, расскажите, как стереотипы образуются в жизни, и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Экскурсия в Страну Стереотипов
Слайд 1. Стереотип — устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный взгляд на вещи, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с новыми явлениями и незнакомыми людьми. Стереотипы позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания, т. е. упрощают и сокращают процесс восприятия.
Слайд 2. Стереотипы представляют собой как бы прибор грубой настройки, позволяющий человеку экономить психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
Слайд 3. Создавая стереотипы, мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить его причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. социальным стереотипам. Такие житейские обобщения исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб.
Слайд 4. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д.
Слайд 5. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а владельцев улыбающихся лиц воспринимали как умных и доброжелательных людей.
Слайд 6. Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis — природа, gnomon — знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей.
Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. По мнению Аристотеля, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими ноздрями (как у свиньи) — глупость; нос, похожий на нос льва, — важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, — робость, волосы жесткие, как у львов и кабанов, — храбрость.
Слайд 7. При описании особенностей человека физиогномисты использовали самые различные признаки. Так, Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера: у волевых людей губы плотно сжаты, расслабленные губы — признак мягкости, любезности, а у глупого человека, например, рот вообще открыт. Когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.
Слайд 8. Характерные черты человека проявляются не только в мимике, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи (о чем преимущественно он говорит), так и в форме речи (как он говорит). Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Окрик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..» — свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей служанке Еремеевне.
Слайд 9. Еще древние говорили: «Глаза — это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л. Н. Толстой писал: «Есть люди, у которых одни глаза смеются, — это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, — это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».
Слайд 10. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера у 10 тыс. детей пришли к выводу, что дети с темными глазами обладают большей инициативностью и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. Они утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны. Люди с темно-серым цветом глаз упрямы и смелы, настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности, бывают вспыльчивы и злопамятны. Обладатели темно-карих глаз веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы, влюбчивы, но не очень постоянны, общительны.
Слайд 11. Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы — образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.
Слайд 12. Велика живучесть и профессиональных стереотипов (дисциплинированность военного, точность математика, строгость прокурора, сердечность медсестры и т. д.). М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп».
Вопросы к классу
— Что такое стереотип? Приведите примеры стереотипов.
— Помогают они или мешают в процессе восприятия? Ответ аргументируйте.
— Какую положительную роль стереотипы играют в жизни?
— В чем отрицательная роль стереотипов?
(Ответы учеников.)
Ученые установили интереснейшую закономерность: то, как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Они называют это важнейшим законом межличностных отношений.
— Послушайте басню и ответьте на вопросы.
Зеркало
Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сначала мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало — тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозит в ответ.
Наш кривляка, разозлившись, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растет. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слезы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»
— Я.
— А теперь посмотри: ты улыбнулся — и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки - и он тоже, ты не сердишься - и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут — и добро, и зло возвращается к нам же.
Вопросы к классу
— Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?
— Чему учит эта басня?
(Ответы учеников.)
В разных местах люди в различное время говорили об одних и тех же важных правилах, которые мы можем объединить в одно золотое правило нравственности: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе».
Проблемное задание. Прочтите дополнительный материал и составьте свой свод правил. Подумайте, чему нас учат правила нравственного поведения.
Дополнительный материал
В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману — прародитель людей. Он прожил долгую жизнь, был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов: не делай другим того, что причинило бы боль тебе.
Около 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда — «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: не делай другим того, что сам считаешь злом.
Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, что только добро ведет к счастью.
(Во время выполнения задания на доске формируется список.)
Правила нравственного поведения учат нас:
• быть добрыми — творить добро в жизни;
• думать о других — думать, что принесут людям наши поступки: добро или зло;
• не причинять боль другим — ставить себя на место другого человека.
Каждый человек — это личность. У личности есть индивидуальные черты характера, внешности, мировоззрение и жизненные цели. Нет совершенно одинаковых людей. Нужно уважать индивидуальность. А что есть уважение? Уважение — это признание достоинств личности, значимости другого человека. Один человек может уважать кого-то, а другой в то же время будет этого человека ненавидеть.
Если человек кого-то ненавидит, то это ощущается как горе, обида, гнев, зависть, и в любом случае это очень негативные чувства, разрушающие нас изнутри, словно кислота, и мы незаметно становимся злыми и завистливыми эгоистами. Внутреннее состояние отражается на окружающих. Они подсознательно чувствуют негатив и сторонятся таких людей. Подумайте над этим.
3. Виды межличностных отношений
Взаимосвязи человека с другими людьми могут быть классифицированы по различным признакам.
Задание: прочитайте текст на с. 52—54 § 6 учебника и заполните таблицу.
Виды межличностного общения
Вид |
Характеристика |
Знакомство |
|
Приятельство |
|
Товарищество |
|
Дружба |
|
Любовь |
Представьте себе весы, на одной чаше которых находится богатство, а на другой — дружба. Вам предоставляется возможность заполнить чаши, поставив туда гирьки. Условие: вы имеете право поставить только одну гирьку.
— Какой выбор вы сделали? Почему?
(Ответы учеников.)
Дружбу ценили во все времена.
Задание: внимательно прочитайте приведенные пословицы и прокомментируйте их.
• Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
• Старый друг лучше новых двух.
• Нет друга - ищи, а нашел — береги.
• Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
• Друзья познаются в беде.
• Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
(Проверка выполнения задания.)
Давайте попытаемся разрешить проблемы, которые достаточно часто возникают в вашей жизни.
Проблемное задание. Работая в группах, проанализируйте предложенные ситуации, прокомментируйте их, назовите возможное решение и ответьте на вопросы.
Рабочий материал
Ситуация для первой группы. Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, и он называет их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
Вопрос для первой группы
— Как бы поступили вы?
Ситуация для второй группы. Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц, Вера, поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула Иру, а портфелем стукнула Колю. Ира закричала: «Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!» Вслед за Ирой Петя громко сказал: «Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги». Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: «Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!» И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
Вопросы для второй группы
— Кто из детей повел себя правильно?
— Почему вы так считаете?
Ситуация для третьей группы (рассказ В. Осеевой «До первого дождя»), Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.
— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня,
— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как это случилось? Ведь вы же шли вместе?
— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли укрыть одним плащом, — сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы для третьей группы
— Почему учительница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?
— Почему покраснела Маша?
Задание: обратимся к рубрикам «Путешествие в прошлое» (с. 54) и «Жил на свете человек» (с. 53). Прочитайте приведенный материал и ответьте на вопросы на с. 55 учебника.
— О каком виде межличностных отношений говорится в рубриках?
— Что собой представляла дружба между Пушкиным и Пущиным?
— Чему вы научились, узнав об отношениях между этими людьми?
(Проверка выполнения задания.)
Творческое задание. Работая в группах, создайте проект «Модель дружбы». В работе можете использовать дополнительный материал.
Дополнительный материал
Требуется друг
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу:
— Дружи со мной,
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти,
Мыс тобой как голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу: — Но ты учти:
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.
Предлагаю Ильиной:
— Ты дружи со мной одной!
Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной —
Стану знаменита!
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу: — Ты со мной подружись хоть на день!
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать —
Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят: — Молчала бы!
Не вставать же на колени, уговаривать подруг!
Напишу я объявленье:
Срочно требуется друг!
А. Барто
Законы дружбы
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе — значит делить с ним радости и горе.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг.
3. Дружба — это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Беспринципность опустошает дружбу.
(Презентация проектов.)
Известная пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Важно не только то, есть ли у тебя друзья, но и то, каким другом для них являешься ты. В этом поможет разобраться тест.
Рабочий материал
Тест «Хороший ли ты друг?»
1. При обращении к ребятам ты используешь в основном:
а) фамилию;
б) кличку;
в) имя.
2. Если кого-то из ребят незаслуженно обвинил взрослый, ты:
а) молчишь;
б) заступаешься;
в) радуешься чужому несчастью.
3. Если ты хотел идти домой, а друг попросил тебя подежурить за него в классе, ты:
а) идешь домой;
б) идешь дежурить;
в) говоришь, что очень занят.
4. Если у твоего друга плохое настроение, ты:
а) не обращаешь внимания на него;
б) стараешься утешить его;
в) хочешь отомстить его обидчику.
5. Во время ссоры ты:
а) стараешься говорить по существу вопроса;
б) обзываешь и обижаешь собеседника;
в) прибегаешь к помощи окружающих: кто прав, а кто виноват.
6. Если друг не поздравил тебя с днем рождения, ты:
а) будешь напоминать ему об этом поступке постоянно;
б) не поздравишь его в день рождения тоже;
в) простишь его забывчивость.
Ответ |
Номер вопроса |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
а |
2 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
б |
3 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
в |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
1 |
Ключ к тесту. Посчитай набранное количество баллов.
6—9 баллов — твои друзья могут сказать, что ты настоящий друг и на тебя можно положиться в любой ситуации. Ты заботливый, чуткий и внимательный товарищ.
10—14 баллов — стоит немного присмотреться к себе, так как в трудной ситуации есть вероятность, что ты останешься в одиночестве. Не следует замыкаться на себе, любимом. Нужно помнить о том, что доброе слово — половина счастья и к доброму другу дорога не бывает длинной.
15—18 баллов — все зависит только от тебя, если ты хочешь измениться. Стоит научиться прощать и не забывать, что с другими нужно поступать так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. В жизни лучше придерживаться принципа «Нет друга — ищи, а нашел — береги».
— Какая ассоциация у вас возникает при слове «любовь»?
(Ответы учеников.)
Настоящая любовь, в отличие от увлечения, — это не мимолетное чувство, а устойчивая привязанность, прошедшая испытания временем, расстояниями и жизненными трудностями, проверенная практикой. Настоящую любовь трудности усиливают, ненастоящую — ослабляют, охлаждают.
Любовь и дружба относятся к личным (неофициальным) отношениям. Неофициальные отношения складываются между людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами. Официальные отношения строятся на основе утвержденных правил и норм (например, отношения между учителем и учеником, учителем и директором школы — на основе устава образовательного учреждения, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Конституции РФ и др.). Отношения, которые возникают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.
V. Рефлексия
Наш урок подходит к концу.
— Вам понравился урок?
— Чему научил нас этот урок?
— Какие полезные, нужные знания вы извлекли из этого урока?
— Какова была цель нашего урока? Достигли ли мы ее?
(Ответы учеников.)
VI. Подведение итогов уроков
Смогли ли мы разобраться в сущности межличностных отношений? Проверим это с помощью заданий и упражнений.
Конкурс «Полезные советы». Класс делится на три группы. Каждая группа должна продолжить предложение.
Первая группа — Для того чтобы в классе были мир и согласие, мы предлагаем...
Вторая группа — Для того чтобы тебя уважали, надо...
Третья группа — Чтобы предотвратить конфликт, нужно...
Упражнение «Метафора». Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается. Выбирается один участник (пожеланию), который станет «предметом творчества» для всех остальных. Им предлагается ответить на следующие вопросы.
— Какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя?
— Какую картину можно было бы нарисовать к этому образу?
— Какие люди могут его окружать?
— Какой интерьер или пейзаж составляет фон картины?
— Какие времена все это напоминает?
(Ответы учеников.)
Упражнение «Требование». Обратитесь к соседу с требованием- просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-игрой, с требованием- намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, вводятся новые данные: например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт, и т. п.
На уроках мы убедились, что не так-то просто строить межличностные отношения. Стоит прислушаться к заповедям древних: «Тому, кто хочет получить удовольствие от общения, необходимо доверие к тому, с кем общаешься; вера в то, что он хороший человек, расположен к тебе и готов общаться; уважение к тому, с кем общаешься; признание того, что он равен тебе и с ним надо общаться бережно и вежливо».
«Торопитесь делать добро» — таков был девиз Ф.П. Газа — врача жившего в России в первой половине XIX в. Пусть он станет девизом и для каждого из вас.
Домашнее задание
1. Прочитать § 6 учебника.
2. Выполнить в рабочей тетради одно из трех заданий на выбор к § 6 учебника (задание 5, 7 или 8).