Обществознание 6 класс - Поурочные разработки
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - Человек в социальном измерении
Задачи уроков
1. Сформировать у учащихся представления о деятельности человека, её основных видах.
2. Раскрыть связь между деятельностью и формированием личности.
3. Показать на примерах значение различных мотивов в деятельности человека.
4. Способствовать осознанному пониманию связи между знаниями и умениями и успехами в деятельности.
5. Использовать возможности данной темы для совершенствования рефлексии: выявлять условия и оценивать качество собственной успешной деятельности.
6. Совершенствовать такое универсальное учебное действие, как умение описывать изучаемые понятия с опорой на личный опыт.
Оборудование уроков
Специальное оборудование не используется.
План изучения нового материала
1. «Птицу узнают по полёту, а человека — по работе».
2. «Пчела мала, да и та работает».
3. Жизнь человека многогранна.
Варианты организации учебной деятельности
Комбинированный урок, включающий работу с текстом учебника и выполнение познавательных заданий к параграфу и в рабочей тетради.
Комбинированный урок. Учитель после проверки домашнего задания предлагает подросткам подумать над вопросами рубрики «Вспомним». Эти вопросы служат своеобразной основой для концентрации внимания, позволяют сделать нужные акценты в работе с новым материалом.
Затем педагог обращает внимание учащихся на рубрику «Обсудим вместе» и организует короткую дискуссию. Обобщая ответы учащихся, важно акцентировать внимание на том, что в поведении человека проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, а особенно действия и поступки помогают понять, что из себя представляет данный человек.
Дополнительный материал для учителя
Знаменитый оратор Древней Греции Демосфен (384— 322 гг. до н. э.) был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подёргивать плечом и пр., настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки. Он стал учиться чётко проговаривать слова, набирая в рот черепки и камешки. Совершенствуя своё ораторское искусство, Демосфен произносил речи на берегу моря, при шуме волн, заменявшем в данном случае шум толпы; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна покинуть помещение.
Знаменитый русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730—1800) родился настолько слабым, что, вопреки обычаю того времени, отец даже не решился записать мальчика в полк. Но Александр мечтал о военной карьере, поэтому много времени уделял закаливанию своего организма, физической подготовке, затем поступил на службу простым солдатом. Он был единственным в русской армии полководцем, который прошёл путь от солдата до генералиссимуса.
Герой Великой Отечественной войны Алексей Петрович Маресьев (1916—2001), получив тяжёлое ранение в воздушном бою, оказался на территории противника. Восемь дней он добирался до своих, испытывая голод и жуткие мучения. Врачи ампутировали ему ноги, тем не менее он вернулся в строй, стал снова летать на боевых самолётах.
Изучение раздела «Птицу узнают по полёту, а человека — по работе» следует начать с обсуждения смысла данной пословицы; учитель может предложить учащимся подобрать синонимы к слову «работа». Это позволяет определить имеющийся у учащихся уровень исходных представлений о содержании трудовой деятельности. Целесообразно опираться на данные представления, объясняя новый материал, расширяя и углубляя эти знания.
Шестиклассники, как правило, называют слова «труд», «занятие», «дело», «поступки», «поведение» и т. д. В ходе беседы важно выяснить у подростков, что объединяет эти понятия, а после ввести определение термина «деятельность» (в сильном классе можно предложить сделать это самим учащимся).
Далее возможно обращение к заданию № 4 (§ 3) в рабочей тетради.
Дальнейшую работу по изучению нового материала можно построить на основе рассказа с обращением к отдельным фрагментам учебного текста. Учитель напоминает ученикам, что многие предметы, окружающие человека, — результат его деятельности, и предлагает составить список вещей, которые являются результатом труда человека.
Обобщая ответы учащихся, необходимо подвести их к выводу, что, создавая необходимые для своей жизни предметы, и сам человек меняется в процессе деятельности. Целесообразно привести примеры того, как деятельность человека влияет на его характер, поведение и т. д. Затем уместно предложить учащимся подумать над приведённым в тексте параграфа высказыванием Демокрита, а также высказать своё мнение по поводу значения деятельности в жизни человека. Полученные ответы помогут определить понимание учащимися утверждения о том, что личные качества человека не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности.
Для закрепления материала полезно предложить учащимся поразмышлять над заданием к этому разделу учебника (с. 27). Обобщая ответы, учитель обращает внимание на причины, которые побудили выбрать того или иного человека в качестве примера при выполнении этого задания.
Далее целесообразно обратиться к рубрике «В классе и дома» и выполнить задание № 5. Учителю желательно прочитать вслух стихотворение Н. А. Некрасова, можно поручить это ученику, хорошо владеющему умением читать, и предложить учащимся ответить на вопросы к этому стихотворению. В случае затруднения целесообразно задать наводящие вопросы, например: «Почему тот, кто хочет сделаться глупцом, должен пренебречь трудом?», «Почему даже физически и умственно развитый человек без труда не станет сильным и смелым?».
Подводя предварительный итог изучению данного материала, учитель ещё раз подчёркивает, что личность человека не только проявляется в действиях, поступках, отношениях, но и формируется в соответствии с ними.
Содержание раздела «Пчела мала, да и та работает» целесообразно изложить учителю и закрепить с помощью комментированного чтения отдельных частей текста. Необходимо обратить внимание на преобразовательный характер деятельности человека, подчеркнуть её отличие от поведения других живых существ. Учителю следует подкрепить свои слова следующим примером: подтачивая дерево, бобры грызут удалённую от воды сторону ствола, давая дереву упасть именно в воду. Причины такого поведения животного обусловлены его инстинктом, который подсказывает ему, деревья какой породы и качества следует выбирать для сооружения плотины, способы «лесоповала» и т. д. Однако известен такой случай. В зоопарке Москвы при оборудовании новой территории бобрам была отведена обширная площадь, окружённая бетонным барьером. Вскоре бобры стали погибать. При вскрытии обнаружилось, что в желудках бобров была цементная пыль. Бобры, повинуясь инстинкту, подгрызали бетонное основание барьера, хотя на площади их обитания было несколько деревьев.
Объясняя этот материал, важно не столько указать на отличительные особенности поведения животных, сколько объяснить, почему человек в отличие от них может писать музыку и стихи, верить в Бога, создавать как новые орудия труда, так и новые виды оружия уничтожения.
Закрепление знаний о преобразовательном характере деятельности человека возможно при помощи выполнения задания № 1 (§ 3) в рабочей тетради.
В материале данного раздела раскрывается содержание терминов «цель», «средства достижения цели», «деятельность», «результат». Учитывая пропедевтический характер подачи материала, важно обратить внимание на правильность понимания смысла этих понятий подростками.
Смысл термина «цель» можно объяснить с привлечением внимания учащихся к тексту пункта «Пчела мала, да и та работает», где даётся фрагмент из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес». Это поможет полнее усвоить суть понятия как необходимого элемента, придающего смысл любой деятельности человека. Цель в данном случае выступает как предвосхищённый результат деятельности, образ желаемого продукта.
Понятие «средства достижения цели» требует пояснений. Учитель должен отметить их разнообразие. Это могут быть приёмы, способы действий, деньги, орудия труда, предметы для осуществления деятельности. Чем шире набор средств, которыми владеет человек, тем больше у него возможностей достичь поставленных целей. Учащимся предлагается назвать любые средства достижения цели, характерные для той или иной деятельности. Учитель может называть какой-либо вид деятельности (например, строительство дома), а учащиеся определяют средства достижения этой цели.
Термин «результат» рассматривается в соотнесении его с поставленной целью. Всегда ли результат деятельности воплощает задуманное, соответствует поставленной цели? Этот вопрос лучше всего рассматривать на конкретном примере. Можно привести следующую ситуацию: ученик хотел получить в четверти «5» по математике, но получил «3». Учитель интересуется у шестиклассников, почему результат не совпал с поставленной учеником целью. Ученики могут привести различные доводы: плохо готовился, не всегда выполнял домашние задания, пропускал уроки, не интересовался пропущенным материалом и т. п., кроме того, они могут назвать другие причины.
Обобщая ответы, учитель отмечает, что результат может отклониться от цели или полностью ей не соответствовать. Несовпадение результата с целью может быть объяснено разными причинами: выдвижение заведомо недостижимых целей; недостаточный учёт внешних условий деятельности, возможных препятствий, трудностей; неверный выбор средств; неполнота действий, направленных на достижение цели; неумелое осуществление необходимых действий.
Важно обратить внимание подростков на то, что независимо от занятий человека ему в первую очередь требуются определённые знания и умения, поэтому учёба — первый шаг в достижении любой цели.
Учителю необходимо также предложить учащимся назвать отличительные черты деятельности человека, в слабом классе следует организовать комментированное чтение соответствующего фрагмента текста в учебнике.
При изучении пункта параграфа «Жизнь человека многогранна» учителю рекомендуется опираться на знания учащихся, полученные ранее.
Тематически с содержанием данного пункта связаны сюжеты рубрики «Картинная галерея». Рассмотрев репродукцию картины В. Г. Перова, учащиеся смогут рассказать о том, что дети заняты непосильным трудом, что место детей этого возраста — за школьной партой или на игровой площадке, им рано работать, тем более заниматься таким тяжёлым трудом.
Ссылаясь на текст учебника, учитель подводит ребят к пониманию того, что игра тоже является своеобразным видом деятельности. Учащимся напоминают о «потешных» играх Петра I, о том, какую роль сыграли они в судьбе российской армии. Важно подчеркнуть мысль о том, что игра нередко закладывает основу для дальнейших занятий человека. Задание № 5 (§ 3) в рабочей тетради может быть выполнено дома, а его итоги обсуждены на следующем уроке.
В процессе изучения темы учителю следует предложить учащимся поразмышлять над вопросами: «Какие черты характера человека воспитывает учёба и труд?», «Какие качества помогают школьнику хорошо учиться, а какие мешают? ».
Выслушав ответы учащихся, учитель может несколько расширить их представления, обратив внимание на то, что, помимо знаний по различным предметам и учебных умений (понимать смысл услышанного, выделять главную мысль прочитанного, составлять план и др.), учение даёт ещё очень многое, способствующее развитию личности учащихся. Это прежде всего самостоятельность в организации своего труда, распределение своего времени, требовательность к самому себе, ответственность (например, делать не только то, что тебе в данный момент хочется, но и то, что ты должен).
Для закрепления полученных знаний целесообразно использовать задание № 7 (§ 3) в рабочей тетради, а задание № 8 по желанию может быть выполнено дома.
Домашнее задание. Ответить на вопросы рубрики «Проверим себя», выполнить задания № 1, 4, 5 рубрики «В классе и дома» и задания в рабочей тетради (по усмотрению учителя).