Обществознание 6 класс - поурочные разработки к учебнику А. И. Кравченко
Основы конституционного строя Российской Федерации - ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
Цели и задачи: познакомить учащихся с основами конституционного строя Российской Федерации, с терминами и понятиями: конституционный строй, референдум, демократическое государство, федеративное государство, правовое государство, социальное государство, светское государство.
Планируемые результаты: учащиеся научатся называть и характеризовать основы конституционного строя; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; овладеют принципом работы с учебником, в котором встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами; выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурировать полученные знания; личностные: формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; воспитание ответственности за свои решения.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип урока: практикум.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимным теплом и не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя общество, должны найти золотую середину, которая помогла бы им жить комфортно, не испытывать неудобств в отношениях друг с другом, поддерживать порядок и стабильность в обществе.
Вопросы к классу
— Какое отношение эта притча имеет к сегодняшнему уроку?
(Ответы учеников.)
Тема урока: “Основы конституционного строя Российской Федерации”.
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Что такое конституционный строй?
2. Основы конституционного строя.
III. Введение в новый материал
— Прочитайте Преамбулу Конституции РФ.
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституции Российской Федерации.
Насколько справедливы данные положения, убедимся сегодня на уроке, рассмотрев правила, по которым осуществляет свою деятельность государство.
IV. Работа по теме урока
1. Что такое конституционный строй?
— Какие ассоциации вызывает у вас понятие “конституционный строй”?
(Ответы учеников.)
А теперь сравним ваши представления о понятии “конституционный строй” с тем, которое вкладывают в этот термин обществоведы.
Задание: работая с текстом рубрики “Советуем запомнить!” на с. 167 учебника, познакомьтесь с определением понятия “конституционный строй” и прокомментируйте его.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. В наши дни конституционный строй страны ученые-политологи характеризуют одним словом — гуманизм.
— Как вы думаете, чем можно объяснить подобный подход?
(Ответы учеников.)
Попробуем выстроить логическую цепочку, используя ваши рассуждения.
Задание: работая с текстом п. 1 § 19 учебника, приведите примеры, подтверждающие гуманизм нашего конституционного строя.
(Проверка выполнения задания.)
2. Основы конституционного строя
— Каковы же основы конституционного строя Российской Федерации?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отправиться в путешествие по страницам главы 1 Конституции РФ и п. 2 § 20 учебника, разделившись на отдельные команды-группы.
Задание для первой группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что единственным источником власти в России является многонациональный народ.
Задание для второй группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что Россия является демократическим государством.
Задание для третьей группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что Россия является федеративным государством.
Задание для четвертой группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что Россия является правовым государством.
Задание для пятой группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что Россия является социальным государством.
Задание для шестой группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что Россия является светским государством.
Задание для седьмой группы: используя материал п. 2 § 20 учебника и Конституцию РФ, приведите доказательства того, что в России признаются частная собственность, идеологическое и политическое многообразие.
Презентация работы первой группы
Единственный источник власти в России — многонациональный народ
Из статьи 3 Конституции РФ
• Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
• Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
• Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Презентация работы второй группы
Россия — демократическое государство
Термином “демократия” обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан.
Из статьи 3 Конституции РФ
• Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
• Граждане России имеют право высказывать свою точку зрения на митингах и демонстрациях, голосовать на референдуме. Управляют государством через представителей, например, через избранных народом депутатов Государственной Думы.
Презентация работы третьей группы
Россия — федеративное государство
Федеративное государство — это объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штаты, земли, края, области, республики и т. п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.
Согласно cm. 65, п. 1 Конституции РФ в состав Российской Федерации входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Каков же их статус?
Статья 66 Конституции РФ
• Статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
• Все субъекты имеют свои законы, но они не могут противоречить Конституции России.
• Россия является одним из самых многонациональных государств мира.
Презентация работы четвертой группы
Россия — правовое государство
Правовое государство — это государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчиненность деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Статья 17 Конституции РФ
• В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
• Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
• Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Презентация работы пятой группы
Россия — социальное государство
Социальное государство — это государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан.
Статья 7 Конституции РФ
• Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
• В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, оно защищает безработных, инвалидов, нетрудоспособных и других нуждающихся граждан.
Презентация работы шестой группы
Россия — светское государство
Светское государство — это конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности.
Статья 14 Конституции РФ
• Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
• Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 28 Конституции РФ
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Презентация работы седьмой группы
Россия признает частную собственность, идеологическое и политическое многообразие
Статья 13 Конституции РФ
• В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
• Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
• В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
• Общественные объединения равны перед законом.
Признание идеологического многообразия означает право человека свободно разрабатывать, пропагандировать идеи, теории об устройстве человеческой жизни. Политическое многообразие позволяет создавать различные партии, движения. Разрешается и создание различных общественных объединений.
Исключение составляют л ишь те, которые направлены на насильственное изменение общественного строя, нарушают целостность, безопасность государства, разжигают социальную, расовую, национальную рознь.
(По ходу проверки выполнения задания составляется обобщающая схема.)
— Давайте обозначим этапы нашей работы в виде схемы.
V. Подведение итогов урока
Вернемся к вопросу, который мы задавали в начале урока.
Из Преамбулы Конституции РФ:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституции Российской Федерации.
— Насколько справедливы данные положения?
(Ученики выполняют задание.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 20 учебника.
2. Подготовить проект на тему “Конституционные основы нашего класса”.