Предисловие

Обществознание 6 класс - поурочные разработки

Предисловие

Пособие, которое вы держите в руках, предназначено для учителя, приступающего к преподаванию курса «Обществознание» в 6 классе.

Пособие ориентировано на работу с учебником, который открывает серию учебных пособий нового поколения, подготовленных авторским коллективом под руководством академика РАО Л. Н. Боголюбова, для учащихся основной и старшей школы и учителей, преподающих этот предмет.

Курс 6 класса является продолжением курса «Окружающий мир», который учащиеся изучали в начальной школе. При разработке содержания и основ методики курса для шестиклассников учитывались не только особенности психологии младших подростков, но и уровень знаний и умений, достигнутый ими в начальной школе. Преемственность обеспечивается сохранением в структуре учебника основных рубрик, имеющихся в учебниках по предмету «Окружающий мир»; характером заданий для организации активной познавательной деятельности учащихся, а также непосредственным участием в авторском коллективе члена-корреспондента РАО Н. Ф. Виноградовой, возглавлявшей разработку курса для начальной школы.

Назначение данного методического пособия — помочь учителю-обществоведу уяснить специфику работы со школьниками младшего подросткового возраста. Для того чтобы педагогический потенциал курса обществознания в 6 классе был реализован, крайне важно не допустить как излишнего усложнения, так и примитивизации содержания.

Методическое пособие включает три раздела. Первый раздел содержит характеристику психологических особенностей младших подростков, информацию о том, с какими знаниями учащиеся приходят из начальной школы, а также программу курса «Обществознание» для 6 класса как часть общей программы курса для основной школы.

Второй раздел посвящен поурочным рекомендациям. В нем даны советы, помогающие учителю лучше понять авторский замысел, реализованный в учебнике. Крайне важным является то, что данный курс рассчитан на 34—35 учебных часов, в то время как параграфов в учебнике 21. Резерв времени предлагается использовать на методическую проработку содержания. Заключительные уроки по каждой теме могут быть проведены с использованием специальных рубрик учебника.

Значительная часть материала, приведенного в поурочных рекомендациях, адресована учителю и не является обязательным материалом для преподавания учащимся. Такая информация содержится в рубрике «Дополнительные сведения» и предназначается для расширения кругозора и удовлетворения возможного интереса любознательных шестиклассников. Здесь же учитель найдет некоторые рекомендации по привлечению дополнительной литературы.

Однако предлагаемые в пособии варианты организации занятий являются лишь рекомендуемыми, они не должны сковывать творчество учителя. Предлагаемый материал можно использовать по усмотрению учителя и в зависимости от особенностей конкретного класса.

Все преподавание курса в основной школе направлено не только на формирование научных представлений об обществе, его устройстве, месте и роли человека в нем, но и на развитие специальных предметных и общеучебных умений.

В работе учителя-обществоведа с учениками 6 класса важно не только учитывать возрастные особенности и познавательные возможности младших подростков, но и работать на перспективу. Шестиклассники в школе отнюдь не новички. Они любознательны и активны, им необходимо не только воспринимать материал, но и активно действовать самим. В учебном процессе они очень отзывчивы на разные формы организации процесса обучения (организация работы в группах, проектная работа, использование современных ИКТ, которыми сами ученики владеют порой весьма неплохо). Все эти дополнительные ресурсы можно и нужно использовать в процессе обучения.

Третий раздел включает справочные материалы для учителя. Они помогают учителю лучше разобраться в некоторых содержательных вопросах. Назначение данного раздела — облегчить учителю информационный поиск в процессе освоения содержания нового курса.

Определенную помощь в организации активной познавательной деятельности на уроках и в домашней работе может оказать рабочая тетрадь по обществознанию для 6 класса. Тетрадь по своей структуре соответствует содержанию учебника. В ней участники образовательного процесса найдут разнообразные познавательные и практические задания. Работа с тетрадью поможет ученикам приучиться к аккуратности, научиться точно выполнять инструкции, заполнять таблицы и схемы, кратко своими словами формулировать выводы, решать кроссворды и тем самым расширять свой активный обществоведческий словарь. Разумеется, учитель вправе отбирать для работы любые задания из тетради, но некоторые советы, основанные на первом опыте использования тетради, приводятся в поурочных рекомендациях данного методического пособия.

Используя весь учебно-методический комплект, учитель, как начинающий, так и опытный, может обогатить свой опыт.

Авторы методического пособия будут признательны учителям, приступающим к работе по данному комплекту, за советы и предложения по совершенствованию методического оснащения нового курса по обществознанию для российской школы.






Для любых предложений по сайту: [email protected]