Обществознание 5 класс - поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова - 2016 год
Образование в жизни человека - ШКОЛА
Цели: познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм.
Планируемые результаты: предметные: учащиеся научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;личностные УУД: формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования.
Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Греческий философ Эпиктет утверждал: “Только знающий человек истинно свободен”. Справедливо ли это высказывание, узнаем на нашем уроке.
— Вспомните, как вы в первый раз пошли в школу.
— Какое у вас было настроение? Похоже ли на то, которое описано в стихотворении В. Кодрян “31 августа”?
Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно все готово — и форма, и бант,
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: “Все ли в порядке?” —
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья —
Коту вместо каши он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
“Поставьте будильник, чтоб нам не проспать,
На часиков шесть или лучше на пять”.
Мне мама сказала: “Наивной не будь —
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдешь в первый раз.
Все завтра меняется в жизни у нас”.
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: “Образование в жизни человека”.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Школьное образование.
2. О чем рассказала бабушка.
3. Чему учит школа сегодня.
4. Учись учиться.
Проблемные вопросы. Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества? Кого бы вы назвали хорошим учеником?
III. Работа по теме уроков
Часть жизни человека проходит в школе. И очень важно понять для себя: это потраченные впустую годы или же, наоборот, полезные, дающие личности старт? Поговорим об этом на наших уроках.
1. Школьное образование
Школа — это дорога в большой мир, именно школа помогает вам приобрести новые знания. Возможно, кто-то из вас подумает: “Подумаешь, знания. Мне бы денег побольше, и я все смогу”.
— Предлагаю вам послушать притчу.
Путники ночевали в заброшенном оазисе. Водоем высох, но в оазисе была старая хижина и несколько пальм. Утром проводник с верблюдами и товарами исчез. Старик спокойно встретил новость, а купец негодовал:
— Подлец украл все. Тебе лучше, старик. У тебя не было товаров, только мешок с едой. Даже его забрал вор.
— У меня есть знания. Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает, — заметил старик.
— Что толку в знаниях?! Мы умрем в пустыне без воды, — сердился купец.
— В оазисе мы запасем воду и настигнем вора в городе за пустыней, — сказал старик.
— Ты видишь воду в этом сухом водоеме? — съязвил купец.
Старик молча вынес из хижины большое стеклянное блюдо и чашку.
Затем он выкопал в песке узкую яму глубиной полметра, положил на дно ямы чашку и накрыл яму блюдом. К изумлению купца, в чашку стала капать вода со дна блюда.
— Песок внутри влажный. Солнце светит сквозь стекло и выпаривает влагу из стенок ямы. Она оседает на блюде и стекает в чашку, — объяснил старик.
Затем старик срезал полый стебель сухого тростника. Он воткнул стебель в дно водоема и стал его сосать. Вскоре из стебля показалась вода.
— На дне водоема вода прячется на маленькой глубине, — объяснил старик удивленному купцу.
Пока они шли через пустыню, старик добывал воду отовсюду: из кактуса и камня, из росы и верблюжьей колючки.
Когда путники дошли до города и настигли вора, купец дал старику денег и сказал:
— Знание — сокровище, которое всюду следует за тем, кто им обладает.
(А. Лопатина, М. Скребцова “Притчи для детей и взрослых”)
— Приведите примеры из жизни, доказывающие, что знание — сокровище.
— Откуда люди могут черпать знания?
— Какие качества характера помогают человеку приобретать знания?
— Что еще в жизни, кроме знаний, можно назвать сокровищем?
(Ответы учеников.)
Согласно Закону “Об образовании в Российской Федерации” в нашей стране установлены следующие ступени общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
— Внимательно изучите предложенную схему и расскажите, какие ступени школьного образования вы уже преодолели и чему научились.
(Ответы учеников.)
Согласно Конституции в нашей стране основное общее образование (девять классов) является обязательным для всех.
— Совсем недавно вы стали учениками основной школы. Что нового появилось у вас в вашей школьной жизни?
— Нравятся ли вам перемены?
(Ответы учеников.)
Уверена, что уже с первых дней учебы в 5 классе вы начали понимать, насколько интересно и одновременно непросто постигать новые науки.
Проблемный вопрос. Но только ли новые знания приобретает человек в школе? Выскажите свои предположения.
(Ответы учеников, составление схемы.)
— Рассмотрите схему на с. 51 учебника. Какие ступени образования на ней отражены?
— На основе знаний об образовании в Российской Федерации и личного опыта вашей семьи дайте характеристику этих ступеней образования.
(Проверка выполнения задания.)
— А какие ассоциации возникают у вас при слове образование?
(Ученики отвечают, а учитель записывает ассоциации на доске, после чего ранжирует их по степени значимости.)
Таким образом, образование — это непрерывный процесс, который продолжается в течение всей жизни. Удовлетворяя свои потребности в познании окружающего мира, меняя профессию, род занятий, мы всю жизнь обновляем свои знания и умения, совершенствуя себя как личность, чтобы соответствовать требованиям быстро меняющегося мира.
2. О чем рассказала бабушка
— Однако такая система образования была не всегда. Интересно ли вам заглянуть в прошлое?
— Разделитесь на группы. Изучив предложенный материал, составьте рассказ о старой русской системе образования.
Первая группа изучает дополнительный материал.
Вторая группа изучает текст в рубрике “Путешествие в прошлое” на с. 51—52 учебника.
Третья группа изучает и анализирует иллюстрации учебника на с. 52—53 учебника.
— Познакомьтесь с памяткой, которая поможет вам правильно организовать работу с иллюстрациями.
Как работать с иллюстрацией
1. Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
2. Опишите, что вы видите на ней. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем — что изображено на заднем.
3. Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.
4. Определите, правдиво ли это изображение.
5. Предположите, в чем ценность информации, которую несет в себе данная иллюстрация.
Четвертая группа изучает текст “О чем рассказала бабушка” на с. 52 учебника.
Пятая группа изучает текст в рубрике “Жил на свете человек” на с. 54 учебника.
Дополнительный материал
О древнерусских школах и учителях
Принятие христианства (988 г.) имело огромное значение для развития образования. Даже если до официального принятия христианства у славян и существовали школы, то с его принятием кардинально изменились их цели, содержание, методы, отношения между учителями и учениками.
Образование в это время складывается в определенную систему, которая включает в себя:
• начальные школы (ученье грамоте);
• школы, дающие более высокий уровень образования: княжеские и монастырские (ученье книжное);
• высшие школы (училища).
Начальные школы открывались при церквях. С XII в. на Руси начинают работать мастера грамоты, которые обучают вне церкви. В школах книжного ученья главным предметом былаграмматика, здесь учили правильному чтению и пониманию текста, анализу речи.
Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась в том, чтобы обнаружить скрытый смысл текста.
Не меньшее значение придавалось риторике, поскольку умение правильно и красиво говорить было необходимо и священникам, и государственным деятелям.
И завершалось обучение знакомством с философией — наукой о мудрости, которая была связана с богословием. Кроме этих предметов, видимо, в отдельных школах изучались (или читались) сборники поучений (например, “Пчела”), право (“Русская Правда”), история (“Повесть временных лет”), литературные произведения и т. д.
В этих школах учили иностранным языкам, прежде всего древнегреческому и латинскому. Кроме того, в древнерусских источниках упоминается о людях, знавших другие языки: сирийский, древнееврейский, живые языки соседних народов.
Вполне возможно, что в этих школах учили и арифметике, счету на абаке (древнем счетном приборе). Первоначальное содержание обучения включало в себя письмо: вначале по образцам учились писать на навощенных дощечках (церах), а затем на бересте. Также обучались пению, которое являлось излюбленным занятием наших предков.
Термин школа отсутствовал. От глагола учить образуется более удобный термин училище.
Вся училищная дисциплина была основана на евангельской кротости и любви. Учителю запрещалось принимать строгие меры и впадать в ярость. Это обстоятельство имеет для нас важность не только потому, что показывает дух, господствовавший в древнерусских школах, но и потому, что оно резко отличает их от монастырских школ, существовавших в то же время на Западе, где жестокие наказания были непременным условием обучения.
В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его знаний и умений, от силы его личности зависел успех труда учеников. И учение, и воспитание требовали примера: поведение учителя, все его действия являлись для учеников образцом для подражания.
Слово учитель в древнерусской литературе употреблялось в его высшем значении — наставник на жизненном пути, человек, проповедующий учение. А термин мастер грамоты (или простомастер) применялся к людям, профессионально занимавшимся обучением детей грамоте. Мастера грамоты были выходцами из непривилегированных слоев общества.
В Древней Руси существовала традиция дарить учителю в конце года горшок каши. В этом символическом подношении выражались благодарность родителей и их уважение.
Вопросы для первой группы
— Когда зародилась русская педагогика?
— Какая система образования сложилась на Руси с принятием христианства?
— Какие предметы изучались на разных ступенях образования?
— Как проходило обучение?
— Что вы узнали о термине школа?
— Какую роль в процессе обучения играл учитель в истории Древней Руси?
Вопросы для второй группы
— Какую роль в образовании сыграл первопечатник Иван Федоров?
— Какую первую книгу и когда он напечатал?
— Какие изменения в системе образования произошли при Петре I?
— Вспомните, почему царь так много внимания уделял преобразованиям в школе.
— Какие предметы изучали в XVIII в.?
— Сравните предметы, которые изучали в школе XVIII в., с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким?
Вопросы для третьей группы
— Что изображено на картине художника Б. М. Кустодиева?
— Что изображено на иллюстрации, представленной на с. 52 учебника?
— Какие сведения о системе образования России в прошлом вы почерпнули при анализе иллюстративного материала?
— Опишите земскую школу, изображенную на картине Б. М. Кустодиева, используя памятку.
— Чем школа Московской Руси отличается от современной?
— Где проходит урок?
— Что делают ученики?
— Что делает учитель?
— Вспомните, когда, где и кем был основан первый университет в России.
Вопросы для четвертой группы
— О каком периоде идет речь в рассказе бабушки?
— Как бабушка описывает систему образования XIX в. в России?
— Что собой представляло обучение в образовательных учреждениях?
— Как оценивали успехи и неудачи учеников?
— За что применяли физические наказания?
— Кто не считал утверждение: “Не бьют розгой, значит, ничему не научат” — верным?
— Что вам понравилось в системе образования XIX в.? Что вызвало неприятие? Чему вы удивились?
Вопросы для пятой группы
— Что вы узнали о Н. И. Пирогове?
— Что нового внес Пирогов в педагогическую науку?
— Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах знаменитого русского врача, педагога и общественного деятеля?
(Презентация работ и подведение итогов работы.)
3. Чему учит школа сегодня
Итак, мы с вами совершили экскурсию в старые школы. А теперь пришла пора поговорить о современных образовательных учреждениях.
— Самостоятельно работая с текстом учебника на с. 54—55, заполните схему.
(Проверка выполнения задания.)
— Существует множество пословиц и поговорок об учении. Объясните, какие из них, с вашей точки зрения, подходят для современной школы, а какие устарели и почему.
• Азбука — наука, а ребятам — мука.
• Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
• Без палки нет учения.
• Повторение — мать учения.
• Ученье — свет, а неученье — тьма.
• Кто много знает, с того много и спрашивается.
(Проверка выполнения задания.)
Еще в глубокой древности китайский философ Сунь-цзы говорил: “Совершенный человек учится так: все, что воспринимает его слух, он откладывает в сердце”.
— Как вы понимаете это выражение?
(Ответы учеников.)
— Какова, на ваш взгляд, роль школы в воспитании детей? (По ходу обсуждения учитель записывает ответы учеников на доске.)
Роль школы в воспитании детей:
• развивает самостоятельность;
• развивает независимость;
• воспитывает смелость мышления;
• учит отстаивать свои убеждения;
• воспитывает такие качества, как чувство товарищества, самокритичность, требовательность к себе и другим;
• показывает положительные примеры честности, принципиальности, достоинства;
• воспитывает уважение к старшим;
• прививает культуру поведения;
• дает уроки этикета;
• показывает права и обязанности людей;
• помогает усваивать нравственные законы общества.
Представьте себе, что мы присутствуем на заседании круглого стола и на обсуждение вынесен вопрос о значении хорошего образования для отдельного человека и общества в целом.
— Разделитесь на две группы.
Первая группа отвечает на вопрос: что хорошего может дать человеку образование?
Вторая группа отвечает на вопрос: что хорошего может дать государству образование?
(Проверка выполнения задания.)
4. Учись учиться
— Как вы считаете, что имел в виду ученый Фредерик Уинслоу Тейлор, произнося фразу: “Сегодня надо работать умнее, а не усерднее”?
— Согласны ли вы с ним?
(Ответы учеников.)
Итак, сегодня вы ученики. Учеба является вашим основным трудом. Но трудиться никогда не бывает легко. Чтобы труд увенчался успехом, необходимо проявлять силу воли, настойчивость, мотивировать себя к учебной деятельности.
— Прочитайте вслух текст “Учись учиться” на с. 55—57 учебника и ответьте на вопросы.
— Почему ваша школьная оценка — это результат вашего труда?
— В чем вы видите причины школьных неудач?
— Как вы поступаете в таких случаях?
— Что вы чувствуете, когда после приложенных усилий добиваетесь хорошего результата?
(Ответы учеников.)
Эффективность и успешность обучения во многом зависят от вашего умения организовать свою учебную деятельность.
— Рассмотрите внимательно иллюстрации на с. 56 учебника. Можно ли сказать, что изображенные на ней школьники правильно организуют свой труд?
— Какие ошибки были сделаны этими учениками?
— К чему это может привести?
(Ответы учеников.)
Главный смысл обучения заключается в приобретении самого умения учиться. Если вы умеете учиться, то на любом этапе жизни, в любой ситуации вы сможете освоить что-то новое, полезное для себя, то, что поможет вам решать различные проблемы, делать правильный выбор и т. д.
— А вы умеете учиться?
— Послушайте историю про умного дельфина, которую рассказал Грегори Бейтсон в своей книге “Шаги в направлении экологии разума”.
Вот как вел себя дрессированный дельфин.
В первый день, когда дельфин делал что-то необычное, например, выпрыгивал из воды, тренер бросал ему рыбку. Дельфину нравилось кушать рыбку. Он повторял прыжок — тренер давал рыбку! Дельфин повторял — тренер давал! Очень скоро дельфин усвоил, что такое поведение — прыжки — гарантирует ему рыбу. Весь день он повторял свои прыжки снова и снова, подплывал к тренеру за рыбкой и получал свою награду. Удачно у него получалось!
На следующий день дельфин опять начал выпрыгивать из воды и требовать рыбку. Он сам повторял свои вчерашние прыжки. Но никакой награды за этим не последовало. Дельфин повторял свои бесполезные попытки еще некоторое время, но дрессировщик их не оценивал. Представьте, как обидно было дельфину. Ведь он так старался, почему же ему не дают рыбку? Наконец, может быть, с досады дельфин выполнял какой-нибудь новый трюк. И тогда-то дрессировщик бросал ему рыбку. После этого дельфин начинал повторять свой новый трюк, и каждый раз он получал награду — рыбку. Все это повторялось на протяжении нескольких дней. В начале каждого нового дня дельфин некоторое время пытался получить рыбку за вчерашний трюк. Он повторял старые достижения, но безуспешно: награды он не получал.
Представьте себя на месте дельфина. Каково это — неустанно стараешься, учишься, а учитель все не ставит тебе пятерку. Лишь когда ты делаешь что-то новое, ты получаешь награду.
Спустя несколько дней умный дельфин вдруг стал еще умнее. Он усвоил правила игры. Оказывается, нужно не выпрашивать рыбку за старые знания, а получать заслуженную награду за новые. Дельфин научился учиться. И он показал удивительное представление, включавшее в себя семь новых элементов. Это был спектакль, в котором сочетались старые и новые трюки. Так дельфин стал учеником высокого уровня, который умело использует свои внутренние возможности. Рыбка теперь была у дельфина всегда, когда он только захочет!
— Как же достичь такого уровня?
— Изучите дополнительный материал и составьте алгоритм успешной учебы.
Дополнительный материал
Советы тому, кто хочет научиться учиться
1. Правильно организуйте свою учебную деятельность.
2. Определите свой оптимальный режим дня.
3. Развивайте память и внимание с помощью специальных упражнений.
4. Настраивайте себя на занятия, находите эмоциональные стимулы, правильную мотивацию. Например, всегда помните, что бесполезных предметов не бывает.
5. Старайтесь привыкнуть к раннему подъему по утрам. Придерживайтесь строго режима дня не только в будни, но и в выходные, на каникулах. Сначала это дается с трудом, но потом вы забудете, что когда-то жили по-другому. Организм адаптируется, входит в новый режим, и вы начинаете высыпаться, гораздо лучше воспринимать и запоминать новую информацию.
6. Чтобы лучше воспринимать в классе большие объемы информации, постарайтесь концентрировать внимание на занятиях: не думать о посторонних вещах, не разговаривать с соседом по парте, не отвлекаться. Скорее всего, после этого ваше восприятие заметно улучшится. Если же вы по-прежнему плохо воспринимаете речь учителя, не можете вникнуть в примеры на доске, приступайте самостоятельно к восполнению образовавшихся пробелов. Выясните, какой тип памяти у вас лучше развит. Проговаривайте вслух и записывайте материал, читайте учебник. Возможно, вы лучше воспринимаете информацию зрительно, тогда вам нужно писать для себя краткие конспекты, чертить схемы. В ходе таких занятий вы заметите, что темы стали запоминаться сами собой, а вы уже хорошо разобрались в материале.
7. Составьте четкий план действий. Это особенно важно, когда по некоторым предметам вы уже сильно отстали от остальных. В вашем плане надо указать, каким дисциплинам необходимо уделить повышенное внимание, какие темы нужно обязательно повторить. Работайте по графику: занимайтесь в одно и то же время каждый день, делайте небольшие перерывы, но не отвлекайтесь от учебы больше чем на 1—1,5 часа, если еще не закончили запланированную работу. Распределяйте нагрузку разумно — о здоровье тоже забывать не стоит. Оценивайте ваши возможности, но помните, что, полноценно позанимавшись сейчас, потом вы будете тратить все меньше сил на учебу, потому что овладеете основными знаниями, методиками. Целенаправленная работа обязательно приведет к успеху.
8. Изучайте все темы, строго следуйте программе и не пропускайте ни одного раздела, даже если уверены, что вас об этом не спросят, а в контрольной работе и на экзамене не встретятся подобные вопросы. Любые пробелы потом обязательно негативно скажутся на вашей учебе: в учебниках, программе нет ничего лишнего, все взаимосвязано, выстроено в строгой последовательности. Не нарушайте ее, тогда вам будет гораздо проще понять и запомнить материал.
9. Выполняйте задания сразу, не откладывайте на следующий день. Домашнюю работу всегда легче сделать в тот же день, когда в памяти еще свежи объяснения учителя. Таким образом вы хорошо закрепите тему.
10. Обращайтесь за советом и помощью к преподавателям, учителям, обсуждайте сложные моменты с одноклассниками. Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнять неясное. Ваш интерес — свидетельство того, что вы стремитесь разобраться в теме, это порадует любого педагога.
(Проверка выполнения задания.)
Алгоритм успешной учебы
1. Придумать несколько стимулов и записать их на большом листе бумаги, красиво оформить плакат. Например: “Я буду учиться хорошо по всем предметам и добьюсь в жизни успеха”, “Я справлюсь с (название особенно трудного для вас предмета) и разовью в себе силу воли и целеустремленность. Это поможет мне всегда преодолевать трудности”.
2. Составить список самых сложных дисциплин и тем, выделить время на их изучение и повторение.
3. Составить распорядок дня, поместить его на видном месте и всегда следовать ему.
4. Распределять нагрузки разумно, делать перерывы, менять вид деятельности: например, изучаем сначала физику, потом русский язык, а затем выполняем задания по алгебре.
5. Не оставлять пробелов, не пропускать темы.
6. Всегда заниматься самостоятельно, вникать в материал.
7. Задавать вопросы учителю, если что-то непонятно на уроке.
8. Создать собственный сборник полезных материалов: писать краткие конспекты, чертить схемы с примерами.
9. Не забывать награждать себя за успехи: отдыхать, заниматься любимым делом, играть.
Всегда придерживайтесь этих рекомендаций. Также полезно овладеть специальными приемами запоминания материала, например, мнемотехникой. Рассмотрим некоторые приемы мнемотехники.
— Давайте запомним число пи с помощью небольшого стихотворения.
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Ну и дальше надо знать,
Если мы вас спросим, —
Это будет пять, три, пять,
Восемь, девять, семь.
Таким образом, пользуясь приемами мнемотехники, вы быстро выучите достаточно длинную последовательность цифр. Это могут быть номер телефона, почтовый индекс, важная дата или, как было показано, математическая величина.
Всем нам хорошо известен прием мнемотехники, используемый для запоминания цветов радуги по порядку: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Первая буква каждого слова в этой фразе является начальной буквой названия цвета:
• каждый — красный;
• охотник — оранжевый;
• желает — желтый;
• знать — зеленый;
• где — голубой;
• сидит — синий;
• фазан — фиолетовый.
— Послушайте еще одно выражение, которое вам пригодится в процессе обучения: “Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку”. Что можно запомнить с его помощью? (Падежи русского языка: именительный, родительный, дательный винительный, творительный, предложный.)
IV. Подведение итогов уроков
Недавно в одной из школ ваши ровесники, пятиклассники, обсуждали вопрос: для чего нужна школа сегодня?
— Как на этот вопрос ответите вы?
— Как вы понимаете пословицу: “Учиться — одно, научиться — другое”?
— Что сегодня означает словосочетание остаться неграмотным?
— Объясните смысл русской пословицы: “Мир освещается солнцем, а человек — знанием”.
(Ответы учеников.)
Домашнее задание
1. Прочитать § 6 учебника.
2. Задание на выбор.
• Объясните слова философа: “Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука”.
• Подготовьте компьютерную презентацию (или нарисуйте плакат-постер) на тему “Наш класс”.