Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— готовность к социально-профессиональной адаптации в условиях конкуренции, осознание значимости получения современного образования и самообразования;
метапредметных:
— способность анализировать реальные экономические ситуации, возникающие в результате изменения спроса на товары и услуги и их предложения;
— умение классифицировать типы рынков;
— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний;
— критическое восприятие и осмысление информации, освещающей события на рынках товаров и услуг, формулирование собственных заключений и оценочных суждений;
предметных:
— владение понятиями «спрос», «предложение», «рыночное равновесие», «конкуренция», «монополия»;
— умение анализировать и оценивать события, влияющие на рыночные цены;
— осознание роли конкуренции в рыночной экономике;
— умение находить и использовать информацию для характеристики ситуации на рынке.
Задачи занятия:
1) показать роль рынка в жизни общества;
2) охарактеризовать рыночную экономику;
3) систематизировать знания учащихся из курса основной школы о спросе на товары и услуги и их предложении;
4) конкретизировать признаки отдельных типов рынков;
5) объяснить ключевую роль конкуренции в рыночной экономике;
6) показать особенности современной рыночной системы.
II. Место темы в системе учебных занятий
Тема рыночных отношений — центральная в экономическом разделе курса. Усвоение содержания данной темы является основой для понимания таких проблем, как экономика семьи, экономика фирмы, экономика страны, рынок труда, финансовый рынок, мировой рынок.
Первичные знания о рыночных отношениях в экономике даются в основной школе: вводятся понятия спроса и предложения на рынке, рыночного равновесия, конкуренции. На уроках в 11 классе эти понятия углубляются. Акцент делается на необходимости разностороннего видения факторов, формирующих рыночную ситуацию как со стороны спроса на товар, так и со стороны его предложения; на интерпретации рыночной цены как результата взаимодействия покупателей и продавцов; на необходимости поддержания конкуренции как одного из ключевых условий функционирования рыночного механизма.
Примеры ситуаций на рынках товаров и услуг, а также ситуаций, связанных с острой конкуренцией и монополиями, можно почерпнуть из учебных пособий по географии, истории и литературе.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Королёва Г. Э. Экономика: 10—11 классы: проектирование учебного курса: метод, рекомендации. — М., 2010. — Темы 2, 3, 4.
Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе. Кн. 1. Пособие для учителя. — М., 2006. — Темы 2, 3, 4.
Амосов А. И., Архипов А. И., Большаков А. К. и др. Экономическая теория: учеб, для вузов. — М., 2006. — Гл. 6, 7.
Оборудование
Размноженный раздаточный материал: график 1 «Изменение спроса»; график 2 «Изменение предложения»; график 3 «Рыночное равновесие»; таблица 1—2 «Факторы спроса»; таблица 3—4 «Факторы предложения»; схемы 1—5 «Типология рынков». Вопросы для закрепления. Технические средства для презентации схем, таблиц и графиков.
IV. Организация учебной деятельности
1-й вариант. 1-й час: традиционный урок в логике изложения материала учебника с изучением первого и второго разделов плана. 2-й час: традиционный урок в логике изложения материала учебника с изучением третьего раздела плана. 3-й час: традиционный урок в логике изложения материала в учебнике с изучением четвёртого, пятого и шестого разделов плана и проведение итогового закрепления.
2-й вариант. 1-й час: традиционный урок в логике изложения материала учебника с изучением первого и второго разделов плана. 2-й час: лабораторное занятие «Рыночный механизм». 3-й час: традиционный урок в логике изложения материала в учебнике с изучением четвёртого, пятого и шестого разделов плана и проведение итогового закрепления.
Ход занятия
Мотивационный этап
Учитель задаёт вопросы классу: в чём заинтересованы покупатели, а в чём — продавцы? Могут ли совпадать интересы покупателей и продавцов? Кто выигрывает от конкуренции — покупатели или продавцы? Выслушав ответы, учитель поясняет, что компетентно ответить на эти вопросы учащиеся смогут, изучив данную тему.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Роль рынка в жизни общества.
2. Рыночная система хозяйствования.
3. Спрос и предложение товаров и услуг.
4. Типы рыночных структур.
5. Экономическая роль конкуренции.
6. Современная рыночная система.
1—2. Первые два пункта плана могут быть объяснены учителем в объёме учебника или изучены учениками в ходе самостоятельной работы с учебником.
3. При изучении третьего пункта плана целесообразно сосредоточить внимание на использовании графических материалов, сопровождаемых пояснениями учителя. Это связано с особым потенциалом графических материалов в плане выработки умений учащихся использовать наглядные формы представления информации в качестве источника социально-экономических знаний.
Можно начать с вопроса о том, как ведёт себя покупатель на рынке и почему. Спрос отражает желание и возможность покупателя купить продукт или услугу по различным ценам в данном месте и в данное время. Покупатель заинтересован в том, чтобы купить товар как можно дешевле. Об этом говорит закон спроса: при прочих равных условиях по низким ценам спросят товара больше, чем по высоким.
Внимание школьников фиксируется на том, что графически закон спроса отражается в виде кривой спроса, которая имеет нисходящий характер (поскольку зависимость между ценой товара и его количеством обратная). При этом изменение спроса на графике выглядит как сдвиг кривой спроса: вправо, если спрос растёт, и влево, если он снижается. При объяснении данного материала учитель демонстрирует график 1 (через проектор или на доске).
График 1. Изменение спроса
Следующий шаг — выяснить, по каким правилам действует на рынке продавец. Предложение отражает возможность и желание продавцов продать товар в данном месте, в данное время по разным ценам. Продавец заинтересован в том, чтобы продать свой товар дороже. Об этом говорит закон предложения: при прочих равных условиях по высоким ценам продавцы предложат товара больше, чем по низким.
Можно обратить внимание учащихся на то, что по аналогии со спросом графически закон предложения иллюстрирует кривая предложения но, в отличие от спроса она имеет восходящий характер (поскольку зависимость между ценой товара и его количеством для продавца — прямая). При этом изменение предложения отражается сдвигом кривой: вправо, если предложение растёт, и влево, если оно снижается. Объяснение данного материала сопровождается демонстрацией графика 2.
График 2. Изменение предложения
Полезно обратить внимание на характерную ошибку учащихся, когда при построении графиков они пытаются отразить увеличение предложения сдвигом кривой вверх (что соответствует сдвигу влево, т. е. уменьшению предложения), а при сокращении предложения — сдвигом кривой вниз (что соответствует сдвигу вправо, т. е. увеличению предложения).
При рассмотрении понятия «рыночное равновесие» можно пояснить, что продавцы так же зависят от покупателей, как покупатели зависят от продавцов. При определённом уровне цены товара на рынке возникает ситуация, когда интересы покупателей и продавцов совпадают. Эта цена называется равновесной. При равновесной цене количество товара, которое готовы купить покупатели, равно количеству товара, которое готовы продать продавцы. При этом наступает рыночное равновесие.
На графике 3 точка рыночного равновесия О расположена на пересечении кривых спроса и предложения. Равновесная цена РО и равновесное количество проданного товара QО — это координаты точки О. При цене выше равновесной товар не будет продан, он останется на складе. На графике это область выше точки О, область избытка товара. При цене ниже равновесной товар будет распродан, но его не хватит на всех желающих, возникнет дефицит товара. На графике это область ниже точки О, область дефицита товара. Равновесная выручка RО — это доход продавца, который продал товар в количестве QО по цене РО:
RО = QО х РО
На графике выручка отражается как площадь прямоугольника со сторонами РО и QО. При объяснении данного материала учитель демонстрирует график 3.
График 3. Рыночное равновесие
Изучение действия законов спроса и предложения целесообразно проводить в форме лабораторного занятия «Рыночный механизм». На нём ученики рассматривают различные экономические ситуации, чтобы узнать, какие факторы и как именно воздействуют на спрос и на предложение товаров.
Задание 1. Изучение факторов спроса. Возможны два варианта организации работы над этим заданием.
Вариант 1. В классе с менее подготовленными учащимися учитель демонстрирует через проектор таблицу или раздаёт учащимся размноженные материалы таблицы 1.
Таблица 1. Факторы спроса (вариант 1)
Фактор |
Пример |
Вкусы и предпочтения покупателей |
1. Удачная реклама |
Изменение дохода покупателей |
2. Увеличение дохода |
Изменение цен на сопряжённые товары |
3. Товар-заменитель стал дороже 4. Дополняющий товар стал дороже |
Ожидания изменений цен и доходов |
5. Ожидают повышения цен на данный товар |
Количество покупателей на рынке |
6. Количество покупателей снижается |
Учащиеся знакомятся с представленными факторами на схеме и выполняют следующие задания: 1) оценить, как изменится спрос под влиянием каждого события, отражённого в примерах; 2) в рабочей тетради записать ответы по каждому пункту таблицы: выбрать стрелку ↑, если спрос возрастёт в данном примере, и стрелку ↓, если спрос сократится.
Вариант 2. В классе с более подготовленными учащимися учитель раздаёт каждому ученику размноженные материалы с частично заполненной таблицей (заполнен только первый столбец). Учащиеся самостоятельно приводят примеры для каждого фактора, заполняя второй и третий столбцы таблицы по образцу.
Таблица 2. Факторы спроса (вариант 2)
Фактор |
Пример |
Изменение спроса |
Вкусы и предпочтения покупателей |
Удачная реклама |
|
Изменение дохода покупателей |
||
Изменение цен на связанные товары |
||
Ожидания изменений цен и доходов |
||
Количество покупателей на рынке |
Задание 2. Изучение факторов предложения. Для выполнения этого задания также можно выбрать один из двух вариантов организации работы. Порядок организации работы с таблицами 3 и 4 аналогичен порядку при выполнении задания 1.
Таблица 3. Факторы предложения (вариант 1)
Фактор |
Пример |
Цены на ресурсы |
Используемые материалы стали дешевле |
Новые технологии |
Внедрение автоматизированных линий |
Налоги и субсидии |
Повышение налогов |
Повышение субсидий |
|
Ожидания изменения цен |
Ожидают повышения цен на данный товар |
Количество продавцов на рынке |
Открылись новые фирмы, производящие данный товар |
Таблица 4. Факторы предложения (вариант 2)
Фактор |
Пример |
Изменение предложения |
Цены на ресурсы |
Используемые материалы стали дешевле |
|
Новые технологии |
||
Налоги и субсидии |
||
Ожидания изменения |
||
Количество продавцов на рынке |
Задание 3. Учитель раздаёт каждому ученику размноженные материалы с графиком 4, предлагает изучить этот график и ответить на вопросы к нему.
График 4. Рыночное равновесие
1) На графике укажите:
а) точку рыночного равновесия;
б) область избыточного предложения;
в) область дефицитного спроса.
2) На графике определите:
а) равновесную цену;
б) равновесное количество;
в) равновесную выручку.
4—6. Данные разделы плана изучаются на третьем часе. Они могут быть объяснены учителем в объёме учебника или изучены в ходе самостоятельной работы с учебником. При этом рекомендуется, чтобы учитель использовал приведённые ниже пояснения.
Давая типологию конкурирующих рынков, целесообразно начать с рынка совершенной конкуренции. Следует заметить, что это чисто теоретическая модель, которая в реальной жизни существовать не может, поскольку условия модели таковы: бесконечно большое количество продавцов, производящих абсолютно одинаковую продукцию, бесконечно большое количество покупателей, никто из участников рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Но есть рынки, близкие к условиям совершенной конкуренции (см. схему 5).
Чтобы помочь учащимся усвоить всё многообразие типов рыночных структур и уяснить их характерные признаки, целесообразно использовать краткие наглядные схемы 1—4, построенные по единому принципу. В каждой схеме представлено четыре признака рынка: сколько фирм, какие продукты производятся, есть ли барьеры для входа в отрасль другим фирмам, как устанавливается цена продукта. Схемы могут быть представлены в виде слайдов или на доске.
Признаки совершенной конкуренции можно обсудить, используя схему 1:
Следующий шаг — выявить возможные способы, позволяющие обойти конкурентов и соответственно поднять цену на свою продукцию. Процесс создания уникальной продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией. Это повышение качества продукции, повышение качества обслуживания покупателей, гарантийное обслуживание, удобное расположение и др. Монополистическая конкуренция — это рынок, на котором большое количество мелких фирм производят продукцию, несколько отличную от аналогов, и отчасти имеют возможность контролировать цены на неё. Наглядное представление о признаках этого типа рынка даёт схема 2:
Раскрывая значение понятия олигополии, желательно сделать акцент на тех барьерах, которые ограничивают вход в данную отрасль другим фирмам. Барьерами могут быть: огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара, наличие лицензии на производство товара или услуги, коммерческая тайна, авторское или патентное право. На схеме 3 представлены отличительные признаки олигополии:
Далее внимание школьников фиксируется на том, что самой большой рыночной властью обладает монополист. Монополия — это рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального продукта. Учителю следует подчеркнуть, что если товар имеет заменители, то это уже не монополия. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, в разнообразии ассортимента, он имеет возможность устанавливать завышенные цены. Схема 4 даёт наглядное представление о признаках монополии:
Можно остановиться на ещё одном типе рынка. Монопсония — это тип рынка, на котором монополистом является на продавец, а покупатель. Единственным покупателем может быть, например, государство, если речь идёт о покупке подводной лодки. Монопсония проявляется и на рынке сельскохозяйственной продукции, когда мелкие фермеры вынуждены сдавать свою продукцию закупщику по его искусственно заниженным ценам. Ещё один пример монопсонии — на рынке труда, если единственная в городе фабрика нанимает рабочих по заниженным ставкам заработной платы.
Для обобщения рассмотренных понятий можно воспользоваться схемой 5 «Типы рынков». На ней для каждого типа рынка приведены соответствующие примеры.
Подводя итог, важно подчеркнуть, что только в условиях совершенной конкуренции действует модель рыночного равновесия, о которой шла речь выше, и именно в такой модели возможно наиболее эффективное использование ресурсов. Все остальные типы рынков — это рынки несовершенной конкуренции, где цены завышены, а продукции продаётся меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Государство проводит антимонопольную политику, не допуская образования новых монополий.
Этап закрепления
Можно предложить учащимся прокомментировать практические выводы параграфа, привлекая изученный материал. В слабо подготовленном классе полезно конкретизировать каждый из выводов на примерах.
Целесообразно вернуться к вопросам мотивационного блока, предложенным в начале занятия, и обсудить их более обстоятельно.
Вопросы для закрепления (раздаются учителем каждому ученику):
1. Как изменится спрос в следующих ситуациях?
а) спрос на компьютеры в ожидании, что они подешевеют
б) спрос на купальники в ноябре
в) спрос на цветы 31 августа
г) спрос на дублёнки, когда в моду вошли шубы
д) спрос на корм для кошек после публикации о массовых отравлениях животных
2. Как изменится предложение в следующих ситуациях?
а) предложение лекарств после банкротства крупной фармацевтической фирмы
б) предложение глиняных изделий после открытия нового месторождения глины
в) предложение телевизоров после компьютеризации производства
г) предложение квартир в ожидании роста цен на недвижимость
3. Определите, кого можно назвать монополистом:
а) единственный в городе кинотеатр
б) изобретатель
в) расположенный в подвале магазин «Продукты»
г) автозаправочная станция
д) компания, производящая зубную пасту
е) автор песни
ж) продавец яблок
4. Определите, на каких рынках действуют названные лица и предприятия. К каждой позиции из правого столбца подберите соответствующую позицию из левого столбца.
ПРЕДПРИЯТИЕ |
ТИП РЫНКА |
1. Сеть мобильной телефонной связи 2. Магазин «Продукты» в подвале жилого дома 3. Единственный в городе салон красоты 4. Автор романа 5. Цветочный киоск 6. Рынок акций 7. Производитель сока 8. Электроэнергетическая компания |
A) монополия Б) олигополия B) совершенная конкуренция Г) монополистическая конкуренция |
Заполните таблицу ответов.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Домашнее задание
Учебник, § 4. Документ к параграфу, вопросы к документу, вопросы для самопроверки.
Учащимся, проявившим интерес к теме, можно предложить выполнить следующие задания (на выбор): 1) Используя региональные сайты Интернета, соберите и проанализируйте данные о рынке конкретного товара (изменение равновесной цены и объёма продаж под влиянием различных факторов). 2) Проанализируйте ценовую политику предприятия-монополиста в своём городе.