Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— осознание основ личного отношения к политическим событиям и процессам (рефлексия формирующихся политических взглядов);
— формирование толерантного сознания (на основе демократических ценностей и чувства гражданской ответственности);
— осознание причин и мотивов политического выбора при оценке деятельности различных политических сил и институтов;
— понимание сути и оценка ценностной значимости различных политических идеологий;
метапредметных:
— умение определять роль различных форм политического сознания и различных идеологий в политической деятельности;
— умение выполнять познавательные и практические задания, связанные с характеристикой и оценкой различных политических идеологий;
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать на основе идеологического плюрализма, эффективно разрешать конфликты;
предметных:
— владение понятиями «политическое сознание», «политическая идеология», «политическая психология», классификация уровней политического сознания и видов политической идеологии;
— умение оценивать деятельность политических институтов и политиков (цели, методы, эффективность), а также прогнозировать последствия принимаемых ими решений, основываясь на их идеологических установках;
— умение применять полученные знания об уровнях политического сознания и сущности политических идеологий при оценке текущих и исторических событий.
Задачи занятия:
1) раскрыть роль и значение культурно-идеологической подсистемы в структуре политической системы;
2) углубить понимание того, что политическое сознание проявляется в направленности и содержании деятельности субъектов политики;
3) охарактеризовать виды политических идеологий;
4) проанализировать роль СМИ в современной политике и их влияние на политическое сознание.
II. Место темы в системе учебных занятий
В данной теме продолжается изучение компонентов политической системы и раскрывается значение культурно-идеологической подсистемы. Вместе с тем углубляется понимание сферы общественного сознания.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Гаджиев К. С. Политология. Базовый курс: учеб. — М., 2011. — Гл. 26, 27.
Пугачёв В. П. Политология. — М., 2003. — Гл. 16—18.
Соловьёв А. И. Политология: политическая теория, политические технологии: учеб, для вузов. — М., 2010. — Гл. 16.
Оборудование
Схемы «Уровни политического сознания», «Роль СМИ в политике», таблица «Современные политические идеологии».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. 1-й час: изучение основных положений темы. 2-й час: лабораторно-практическое занятие.
2-й вариант. 1-й час: рассмотрение вопросов, связанных с идеологией. 2-й час: рассмотрение вопросов политической психологии и СМИ, а также общие выводы по изученному материалу. Ниже приводится методическая разработка данного варианта.
Ход занятия
Мотивационный этап
Для мотивации учащихся можно задать вопросы: почему участие людей в политике должно быть осознанным? Как добиться этой осознанности? Можно также обратиться к вопросам учебника: всегда ли люди участвуют в политической жизни сознательно? Почему существуют разные взгляды на политику? Влияют ли на политическую жизнь психологические особенности её участников? Кто может манипулировать сознанием и поведением людей? Стимулировать интерес учащихся к изучению темы могут также статистические данные, приведённые в задании 4 к параграфу.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Особенности и уровни политического сознания.
2. Понятие «идеология».
3. Современные политические идеологии.
4. Роль идеологии в политической жизни.
5. Политическая психология.
6. Средства массовой информации и политическое сознание.
1. Понятие «политическое сознание» характеризуется с опорой на уже полученные знания об общественном сознании. Все свойства общественного сознания присущи и политическому сознанию, которое является одной из его форм. Главное — выявить особенности политического сознания, его отличия от других компонентов общественного сознания и взаимосвязи с ними. Желательно привлечь внимание учащихся к фразе в тексте параграфа, кратко раскрывающей сущность политического сознания: «...субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение». Можно дать учащимся и другое определение политического сознания: это сознание, воспроизводящее мир политики через призму политических отношений. От зрелости и адекватности политического сознания во многом зависит успешность политической деятельности.
Целесообразно обратить внимание старшеклассников на два фактора, определяющих специфику политического сознания. Первый фактор: в политическом сознании отражается политическая жизнь общества, политические отношения, политическая система в целом. Однако оно не ограничено собственно политической сферой, так как многие неполитические вопросы могут приобрести политический характер и оказаться в фокусе острой политической борьбы (например, проблема изучения и использования того или иного языка и т. п.). Второй фактор, определяющий особенности политического сознания: рассмотрение вопросов, попадающих в сферу политики, в контексте целей политической деятельности. Учащимся можно дать задание проиллюстрировать примерами из современной политической жизни или из истории проявления названных факторов.
Политическое сознание может оказывать влияние на другие формы общественного сознания (например, на правосознание). В то же время на политическое сознание могут повлиять другие компоненты общественного сознания (например, моральное сознание или правосознание).
Известно, что сознание людей со временем меняется. Но изменения в политическом сознании происходят быстрее, чем, например, в моральном или религиозном сознании. Учащимся предлагается объяснить причины данного различия.
Усвоению структуры политического сознания способствует схема «Уровни политического сознания», которую учитель изображает на доске или демонстрирует через проектор.
Уровни политического сознания — Как формируются? — Как отражают мир? |
||
Обыденно-практический: повседневный жизненный опыт и политическая психология |
⇔ |
Идеолого-теоретический: научные знания о политике и политическая идеология |
Различия между двумя уровнями политического сознания раскрываются на основе текста «Обыденное и теоретическое сознание». Учащимся предлагается ответить на поставленные в схеме вопросы, используя информацию учебника. Сущность обыденного политического сознания желательно разъяснить на примерах.
Во-первых, в повседневной жизни человек может непосредственно или с помощью телевидения наблюдать те или иные политические события и благодаря этому иметь о них представление. Во-вторых, поскольку политические решения затрагивают интересы людей, то люди не могут быть к этим решениям безразличны. У них возникает положительное или отрицательное отношение к конкретным решениям. Так, законопроект о замене льгот (например, права инвалидов получать лекарства бесплатно) денежными выплатами одобрили те льготники, которые фактически этими льготами пользоваться не могли, а те, кто реально этими правами пользовался, высказывали отрицательные суждения. В-третьих, наглядно воспринимаемые явления нередко порождают поверхностные и даже превратные представления, а также соответствующие им ошибочные суждения. Так, некоторые люди, наблюдавшие на телеэкране за заседанием Государственной думы, своё отношение выражали словом «говорильня». Между тем человек, владеющий понятием парламентаризма, имеющий теоретические знания, увидит в этих кадрах проявление сущности парламентской деятельности, которая позволяет учитывать позиции различных общественных групп в процессе работы над законопроектами.
Вместе с тем на уровне обыденного сознания накапливается полезный практический опыт, формируются эмпирические знания (человек, хотя бы один раз принимавший участие в выборах, получил практическое представление о процедуре голосования и т. п.). Практические знания и эмоциональное восприятие политической реальности на уровне обыденного сознания не разделены перегородкой, а представляют собой единое целое.
Теоретический уровень, называемый иногда идеолого-теоретическим, представлен как научными знаниями о политике, так и политическими идеологиями. При тех различиях, которые показаны в учебнике, и наука, и идеология представляют собой совокупность систематизированных теоретических суждений, понятий, идей. Научные знания в той или иной степени представлены в идеологиях, а идеологии могут оказывать то или иное воздействие на исследования, осуществляемые учёными-политологами. Полезно обратить внимание учащихся на то, что именно курс обществознания в школе даёт необходимый минимум политологических знаний, поднимающий уровень их политического сознания и позволяющий им благодаря этому становиться сознательными участниками политической жизни.
На уроке раскрывается взаимосвязь и взаимовлияние обыденного и теоретического сознания. С одной стороны, обыденное сознание отражает новые явления и проблемы, побуждая к их осмыслению на теоретическом уровне. С другой стороны, оно видоизменяется под влиянием теоретического сознания.
Завершается изучение вопроса обсуждением практического вывода 1.
2. Понятие идеологии занимает в теме центральное место. Следует иметь в виду, что идеологией иногда называют совокупность идей, касающихся той или иной деятельности (например, идеология реформ в социальной сфере). На данном уроке школьники получают возможность уяснить сущность политической идеологии.
Важно раскрыть связь любой идеологии с интересами социальных групп или общества конкретной страны в целом. В первом случае речь идёт о взглядах той или иной социальной группы (класса, социального слоя, сословия и т. п.). Во втором — о системе взглядов, доминирующих в данном обществе, т. е. национально-государственной идеологии. И в том и в другом случае в соответствующей системе взглядов отражается представление об общественно-политическом устройстве, которое создаёт наиболее благоприятные возможности для удовлетворения разнообразных потребностей членов данной общности. Внимание учащихся привлекается к определению политической идеологии, содержащемуся в разделе параграфа «Что такое идеология».
Указывая на связи идеологии и социальных интересов, целесообразно иметь в виду, что в современном обществе эти связи не столь очевидны. Одни и те же по основному смыслу идеи и принципы способны входить в состав разных идеологий, могут выдвигаться разными политическими силами и обслуживать их интересы. Одна идеология в определённых ситуациях способна обслуживать интересы разных социальных слоёв. Однако, интересы одной социальной группы могут быть отражены в разных идеологиях. Вместе с тем носителями какой-либо идеологии могут быть социальные слои, чьи интересы в ней не представлены. (См.: Политология: Учеб, для вузов / А. Ю. Мельвиль, Т. А. Алексеева, К. П. Боришполец и др. — М., 2004. — С. 467—468.)
Характеристику идеологии как системы ценностей можно дать с опорой на текст статьи «Ценности» в школьном словаре по обществознанию.
Пониманию особенностей идеологии способствует сопоставление понятий «политическая идеология» и «политическая наука». Фрагмент учебного текста, начинающийся словами «В отличие от науки...», целесообразно прочитать и проанализировать в классе.
Завершить рассмотрение вопроса об идеологии полезно с помощью словарной статьи «Политическая идеология» из школьного словаря по обществознанию. Учащимся могут быть предложены вопросы: 1) Почему характеристика идеологии не ограничивается указанием на теоретическое осмысление политических процессов, а обязательно имеет продолжение — «с точки зрения интересов определённой социальной группы»? 2) Какие функции выполняет идеология в политической жизни? 3) К каким источникам следует обратиться для ознакомления с той или иной идеологией (имеются в виду социально-политические теории, представленные в работах определённых идеологов, партийные программы, а также материалы социологических исследований массового политического сознания)?
3. Изучение вопроса о современных политических идеологиях можно организовать в двух вариантах: 1) изложение учебного содержания учителем при одновременной записи учащимися основного содержания в форме развёрнутого плана; 2) самостоятельная работа учащихся с соответствующим разделом параграфа и оформление ими в своих тетрадях таблицы «Современные политические идеологии», которая может иметь следующий вид:
Наименование идеологии |
Ключевые идеи |
Основные ценности |
И план, и таблица нуждаются в последующем коллективном обсуждении и корректировке. В процессе обсуждения полезно привлечение знаний об идейно-политических течениях XVIII—XX вв. из курса истории.
Учащимся могут быть предложены фрагменты текстов с заданием определить их идеологическую направленность. Для этого подойдут, например, тексты «Теория общественного договора Джона Локка» и «Политические режимы» (Дидактические материалы, с. 104, 141 —143).
4. Вопрос о роли идеологии в политической жизни можно рассмотреть на основе перечня функций политической идеологии в статье «Политическая идеология» в школьном словаре по обществознанию. Если эта статья уже привлекалась, организуется самостоятельная работа с соответствующим текстом параграфа и даётся задание определить, какие функции идеологии охарактеризованы в нём. Особого внимания требует выделенный курсивом тезис о том, что любая партия ведёт борьбу за внедрение в сознание людей своей идеологии и вытеснение других идеологий. После завершения работы по блоку вопросов об идеологии целесообразно предложить учащимся ответить на вопросы 3 и 4 к параграфу. Полезно также обсудить вопрос: какой практический вывод можно сделать из рассмотренного материала?
5. Изучение этого пункта плана можно начать с краткой дискуссии по третьему вопросу, поставленному в начале параграфа. При этом полезно предложить учащимся использовать понятия «психология» и «социальная психология», имеющиеся в школьном словаре по обществознанию. Переходя к содержанию понятия «политическая психология», целесообразно пояснить, что оно имеет два значения. Первое охватывает совокупность социально-психологических впечатлений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их непосредственного взаимодействия с институтами власти. Второе относится к особой отрасли науки, возникшей в результате взаимодействия политологии и психологии и изучающей влияние психологических особенностей субъектов политики на политическую жизнь.
В параграфе учебника есть два определения политической психологии как важной составляющей политического сознания. Оба содержатся в первом абзаце раздела «Политическая психология» и дополняют друг друга. Целесообразно поручить учащимся выделить, опираясь на эти определения, характерные признаки понятия.
Содержание данного раздела параграфа можно дополнить некоторыми сведениями об особенностях политической психологии. Исследователями рассматриваются три блока человеческой психики. Во-первых, блок политического восприятия — восприятие политики как таковой и, в частности, восприятие политической информации. Во-вторых, блок политического мышления — осмысление воспринятой политической информации и принятие политических решений. В-третьих, блок политических эмоций, чувств и аффектов — эмоциональная оценка выводов политического мышления. Итогом функционирования этих трёх блоков является политическое поведение — конкретные действия и операции, основанные на воспринятой, переработанной и оценённой информации (об этом пойдёт речь в следующей теме).
Учёные, исследующие политическую психологию, отмечают принципиально важную роль в формировании политической психики политических установок и стереотипов. Понятие «установка» в общем виде — это готовность субъекта реагировать тем или иным способом на событие или явление. Установка — это внутреннее качество субъекта политики, которое базируется на его предшествующем опыте и политической культуре. Что касается стереотипов, то, с точки зрения политических психологов, стереотип — это стандартизированный, схематизированный, упрощённый и уплощённый, обычно ярко эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, часто несущественные его черты. Иногда стереотип определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. (См.: Ольшанский Д. В. Политическая психология: Учеб, для вузов. — СПб., 2002. — Гл. 2.)
6. Влияние средств массовой информации (СМИ) на политическое сознание можно изучать различными способами. В сильном классе возможна организация самостоятельной работы со схемой, помещённой в учебнике, и с текстом соответствующего раздела. Учащиеся получают задание составить план «Роль СМИ в политике», который затем обсуждается и в случае необходимости корректируется. В менее мотивированном классе при объяснении учитель может также использовать работу с текстом параграфа по следующему алгоритму: сначала даётся определение СМИ, затем освещаются их функции, далее — специфические возможности печати, радио, телевидения, наконец, рассматривается влияние СМИ на человека.
Роль СМИ в политической жизни раскрывается путём анализа названных в учебнике шести их функций. Целесообразно предложить учащимся ознакомиться с соответствующим абзацем текста и оформить в тетрадях таблицу, первая колонка которой будет включать названия функций, а вторая — их содержание. После этого учитель может дополнить характеристику каждой функции.
Первая из них — информирование граждан о работе правительства, парламента, партий, других политических институтов, о деятельности людей в различных сферах жизни общества, о событиях внутри страны и за рубежом.
Функция социализации состоит в том, что СМИ способствуют усвоению социальных норм, ценностей и образцов поведения.
Функция критики и контроля, в отличие от подобной парламентской функции, охватывает самую широкую тематику, практически не ограничена по кругу критикуемых объектов, осуществляется наиболее оперативно. Она проявляется в отслеживании и оценке деятельности институтов власти, отдельных политиков. Хотя СМИ не полномочны применять юридические или экономические санкции, их выступления могут быть высокоэффективными благодаря авторитету общественного мнения.
Функция выявления и выражения общественных интересов, осуществляемая наряду с другими институтами гражданского общества, состоит в возможности для представителей общественных групп публично высказывать своё мнение по актуальным проблемам, формулировать свою позицию, находить и объединять единомышленников.
Функция формирования общественного мнения и мобилизационная функция связаны с предыдущими. Под влиянием СМИ формируется политическое сознание, складывается общественное мнение, повышается политическая активность граждан и общественных организаций. СМИ могут побуждать людей к определённым политическим действиям, воздействовать на ход избирательных кампаний, на результаты голосования. Они могут и мобилизовать граждан на поддержку власти в решении важных проблем, и вызвать массовые выступления протеста.
Целесообразно обсудить в классе вопрос: чем объяснить особую роль в реализации указанных функций электронных СМИ?
Завершая рассмотрение вопроса о роли СМИ, можно обратиться к статье «Средства массовой информации» в школьном словаре по обществознанию.
После изучения вопроса о роли СМИ желательно предложить учащимся ответить на вопрос 6 или выполнить задание 3. Затем целесообразно обсудить практический вывод 3.
Этап закрепления
При подведении итогов изучения всего содержания параграфа и для закрепления знаний возможны следующие виды учебной деятельности учащихся:
— выполнение заданий 2 и 4 к параграфу;
— работа с документом, включённым в параграф;
— обоснование практического вывода 2;
— обсуждение высказывания К. Маркса в рубрике «Мысли мудрых».
Домашнее задание
Учебник, § 26. Задания и другие виды познавательной деятельности, не применявшиеся на уроках. Учитель может также дать задание (индивидуальное или общее) повторить тему «Международный терроризм», изученную в 10 классе.