Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам усвоения темы
Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— осознание российской гражданской идентичности, формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества;
— развитие толерантного сознания и поведения в полиэтническом и поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с представителями других этносов, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
— умение ориентироваться в различных источниках, содержащих информацию о нациях и межнациональных отношениях, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в межнациональных отношениях, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
предметных:
— владение базовыми понятиями «нация», «межнациональные отношения», «толерантность»;
— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений;
— развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации о нациях и межнациональных отношениях в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений.
Задачи занятия:
1) продолжить формирование гражданственности, патриотизма, раскрывая многонациональную сущность российского общества и единство российского народа;
2) углубить знание двух основных смыслов понятия «нация», основных принципов национальной политики РФ, путей преодоления межнациональных конфликтов;
3) развить умение оценивать своё поведение и поступки других, связанные с межнациональными отношениями, с позиции их соответствия общечеловеческим ценностям, правовым нормам; способствовать формированию стремления и готовности поступать в соответствии с этими ценностями и с предписанием юридических норм; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.
II. Место темы в системе учебных занятий
Изучение темы строится с акцентированной опорой на межпредметные связи с литературой и историей Отечества (вторая половина XIX — XX в.) и обществоведческим курсом основной школы. Оно направлено на то, чтобы углубить и поднять на более высокий уровень обобщения знания учащихся о нациях и межнациональных отношениях, дополнив уже известные положения и идеи рядом новых аспектов о путях межнационального сближения и национальной политики России.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Гришанова С. Национальная нетерпимость «великороссов» в зеркале общественного мнения // Власть. — 2008. — № 11.
Путин В. В. Россия: национальный вопрос (http://surkov. info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/).
Оборудование
Компьютер, экран. Конституция РФ. Презентация, содержащая схему «Формы (виды) этнических общностей», текст В. А. Тишкова, диаграммы (http://www.levada.ru/28-ll-2012/natsionalnaya- politika-i-otnoshenie-k-migrantam); слайд-шоу «Этническое многообразие современного мира».
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Традиционные уроки.
2-й вариант. Лабораторно-практическое занятие с текстом учебника по вопросам рубрики «Вопросы для самопроверки».
Ход занятия
Мотивационный этап
Рекомендуем в начале занятия обрисовать его общую проблематику. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, в то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. (Рекомендуем подобрать 10—15 слайдов, иллюстрирующих этническое многообразие современного мира, и продемонстрировать их на этом этапе урока.)
Можно предложить данные социологического опроса. 1 —19 октября 2012 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провёл опрос россиян. Данные исследования приводятся в процентах от числа всех опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.
Задаём школьникам вопрос: какая из этих точек зрения ближе к вашей собственной?
У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие многонациональный состав РФ. Корректируя ответы учащихся, главное вовремя гасить негативные высказывании по поводу представителей каких-то конкретных этносов (если такие ситуации возникнут), подчёркивая необходимость и важность толерантного отношения, недопустимость ксенофобии.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что объединяет людей в нацию.
2. Россия — многонациональное общество и единый народ.
3. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
4. Пути межнационального сближения.
5. Национальная политика в России.
1. Приступая к изучению первого пункта плана, рекомендуем учащимся вспомнить, что такое этнос и каковы его основные формы (виды).
На основе полученных ответов класс последовательно заполняет схему «Формы (виды) этнических общностей». В заполненном виде она может выглядеть следующим образом:
Формы (виды) этнических общностей
Форма (вид) |
Краткая характеристика |
Род |
Группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии |
Племя |
Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных верований, обрядов |
Народность |
Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой |
Нация |
В этнокультурном смысле это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, самосознания, исторического пути общего прошлого. В государственном смысле нация рассматривается не как этническая общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства |
Изучение вопроса о двух смыслах понятия «нация» можно организовать как самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.
2. Изучение второго пункта плана можно организовать следующим образом: попросить учащихся привести примеры, иллюстрирующие единство российского народа в разные исторические периоды.
Важно подвести учащихся к пониманию того, что благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества.
3. Изучение вопроса о межнациональных конфликтах и путях их преодоления можно организовать как групповую работу с графическими материалами. Формируются 3 группы, каждой из которых предлагается:
1) проанализировать содержание диаграммы;
2) сделать выводы об изменениях в представлении россиян в период с 1996 по 2012 г.;
3) высказать свои предположения о возможных причинах подобных изменений;
4) сформулировать собственное мнение по поставленной проблеме и аргументировать его.
1 —19 октября 2012 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провёл опрос россиян. Данные исследования приводятся в процентах от числа всех опрошенных вместе с данными предыдущих опросов (http://www.levada.ru/28-ll-2012/natsionalnaya-politika-i-otnoshenie-k-migrantam).
В какой мере вы согласны с высказыванием: «Национальным меньшинствам в России должна оказываться государственная поддержка для сохранения их обычаев и традиций»?
В какой мере вы согласны с высказыванием: «Иммигранты отбирают рабочие места у россиян»?
В какой мере вы согласны с высказыванием: «Иммигранты обогащают российское общество тем, что приносят с собой новые идеи и культуру»?
Обобщая выводы учащихся, важно подчеркнуть, насколько уязвимы национальные чувства людей, указать на недопустимость дискриминации по национальному признаку.
4. Переход к изучению вопроса о путях межнационального сближения вполне логичен: важно подчеркнуть связь миграционных потоков, резкого возрастания многонациональности европейских государств с политикой мультикультурализма.
Можно организовать самостоятельную работу с соответствующим фрагментом учебника (два последних раздела параграфа) с последующим обсуждением. Предлагаем вопросы для обсуждения: 1) В чём заключается политика мультикультурализма? В чём её достоинства и недостатки? 2) Каковы основные пути межнациональной интеграции? 3) В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам? 4) Для чего необходимо овладеть культурой межнациональных отношений?
5. Предлагаем построить объяснение материала с опорой на статью В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» (http://surkov.info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/).
Подводя итоги урока, подчеркнём важность и необходимость следования принципам патриотизма: сознавая свою национально-этническую принадлежность, человек должен прежде всего чувствовать себя гражданином России.
Этап закрепления
Задания в формате ЕГЭ.
1. Потомки русских эмигрантов, люди, родившиеся за границей, ни разу не видевшие Россию, считают себя русскими. Это — проявление признаков:
1) демографической общности
2) территориальной общности
3) профессиональной общности
4) этнической общности
2. Какой пример соответствует принципу гуманистической национальной политики в демократическом обществе?
1) предоставление привилегий представителям коренного населения региона
2) введение особого налога для тех, кто не исповедует религию большинства
3) признание общих единых прав и свобод для всех граждан
4) возложение на представителей коренного населения дополнительных обязанностей
3. Заполните пропуски в таблице.
Понятия |
Определения |
Осознание людьми своей принадлежности к определённому этносу, своего единства и отличия от других подобных образований |
|
Идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации её поведения |
|
Исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка |
|
Свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определённым образом |
|
Принадлежность человека к определённой этнической общности |
|
Исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики |
|
Элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени |
Домашнее задание
Учебник, § 15. Вопросы для самопроверки, задания 1 и 2 к параграфу.
Ученикам, проявившим интерес к теме: задания 3 и 4. Развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения». Составить план: не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.