НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

НАЦИИ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам усвоения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— осознание российской гражданской идентичности, формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

— формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества;

— развитие толерантного сознания и поведения в полиэтническом и поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с представителями других этносов, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

метапредметных:

— умение ориентироваться в различных источниках, содержащих информацию о нациях и межнациональных отношениях, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

— умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения в межнациональных отношениях, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

предметных:

— владение базовыми понятиями «нация», «межнациональные отношения», «толерантность»;

— владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать правовые последствия принимаемых решений;

— развитие навыков оценивания социальной информации о нациях и межнациональных отношениях, умений поиска информации о нациях и межнациональных отношениях в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных проявлений межнациональных отношений.

Задачи занятия:

1) продолжить формирование гражданственности, патриотизма, раскрывая многонациональную сущность российского общества и единство российского народа;

2) углубить знание двух основных смыслов понятия «нация», основных принципов национальной политики РФ, путей преодоления межнациональных конфликтов;

3) развить умение оценивать своё поведение и поступки других, связанные с межнациональными отношениями, с позиции их соответствия общечеловеческим ценностям, правовым нормам; способствовать формированию стремления и готовности поступать в соответствии с этими ценностями и с предписанием юридических норм; соблюдать права других людей и добросовестно выполнять свои обязанности.

II. Место темы в системе учебных занятий

Изучение темы строится с акцентированной опорой на межпредметные связи с литературой и историей Отечества (вторая половина XIX — XX в.) и обществоведческим курсом основной школы. Оно направлено на то, чтобы углубить и поднять на более высокий уровень обобщения знания учащихся о нациях и межнациональных отношениях, дополнив уже известные положения и идеи рядом новых аспектов о путях межнационального сближения и национальной политики России.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Гришанова С. Национальная нетерпимость «великороссов» в зеркале общественного мнения // Власть. — 2008. — № 11.

Путин В. В. Россия: национальный вопрос (http://surkov. info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/).

Оборудование

Компьютер, экран. Конституция РФ. Презентация, содержащая схему «Формы (виды) этнических общностей», текст В. А. Тишкова, диаграммы (http://www.levada.ru/28-ll-2012/natsionalnaya- politika-i-otnoshenie-k-migrantam); слайд-шоу «Этническое многообразие современного мира».

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

1-й вариант. Традиционные уроки.

2-й вариант. Лабораторно-практическое занятие с текстом учебника по вопросам рубрики «Вопросы для самопроверки».

Ход занятия

Мотивационный этап

Рекомендуем в начале занятия обрисовать его общую проблематику. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных народов, в то же время независимых государств в мире насчитывается около 200. (Рекомендуем подобрать 10—15 слайдов, иллюстрирующих этническое многообразие современного мира, и продемонстрировать их на этом этапе урока.)

Можно предложить данные социологического опроса. 1 —19 октября 2012 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провёл опрос россиян. Данные исследования приводятся в процентах от числа всех опрошенных вместе с данными предыдущих опросов.

Задаём школьникам вопрос: какая из этих точек зрения ближе к вашей собственной?

У учащихся есть первоначальные знания, полученные при изучении курса в основной школе. Привлекая факты общественной жизни, информацию СМИ и личный социальный опыт, они приводят конкретные примеры, иллюстрирующие многонациональный состав РФ. Корректируя ответы учащихся, главное вовремя гасить негативные высказывании по поводу представителей каких-то конкретных этносов (если такие ситуации возникнут), подчёркивая необходимость и важность толерантного отношения, недопустимость ксенофобии.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Что объединяет людей в нацию.

2. Россия — многонациональное общество и единый народ.

3. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

4. Пути межнационального сближения.

5. Национальная политика в России.

1. Приступая к изучению первого пункта плана, рекомендуем учащимся вспомнить, что такое этнос и каковы его основные формы (виды).

На основе полученных ответов класс последовательно заполняет схему «Формы (виды) этнических общностей». В заполненном виде она может выглядеть следующим образом:

Формы (виды) этнических общностей

Форма (вид)

Краткая характеристика

Род

Группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии

Племя

Совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, а также общностью диалекта, единством религиозных верований, обрядов

Народность

Исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой

Нация

В этнокультурном смысле это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся развитыми экономическими связями, общей территорией и общностью языка, культуры, самосознания, исторического пути общего прошлого.

В государственном смысле нация рассматривается не как этническая общность, а как многокультурная, политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество (совокупность) граждан данного государства

Изучение вопроса о двух смыслах понятия «нация» можно организовать как самостоятельную работу учащихся с текстом учебника.

2. Изучение второго пункта плана можно организовать следующим образом: попросить учащихся привести примеры, иллюстрирующие единство российского народа в разные исторические периоды.

Важно подвести учащихся к пониманию того, что благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества.

3. Изучение вопроса о межнациональных конфликтах и путях их преодоления можно организовать как групповую работу с графическими материалами. Формируются 3 группы, каждой из которых предлагается:

1) проанализировать содержание диаграммы;

2) сделать выводы об изменениях в представлении россиян в период с 1996 по 2012 г.;

3) высказать свои предположения о возможных причинах подобных изменений;

4) сформулировать собственное мнение по поставленной проблеме и аргументировать его.

1 —19 октября 2012 г. Аналитический центр Юрия Левады (Левада-Центр) провёл опрос россиян. Данные исследования приводятся в процентах от числа всех опрошенных вместе с данными предыдущих опросов (http://www.levada.ru/28-ll-2012/natsionalnaya-politika-i-otnoshenie-k-migrantam).

В какой мере вы согласны с высказыванием: «Национальным меньшинствам в России должна оказываться государственная поддержка для сохранения их обычаев и традиций»?

В какой мере вы согласны с высказыванием: «Иммигранты отбирают рабочие места у россиян»?

В какой мере вы согласны с высказыванием: «Иммигранты обогащают российское общество тем, что приносят с собой новые идеи и культуру»?

Обобщая выводы учащихся, важно подчеркнуть, насколько уязвимы национальные чувства людей, указать на недопустимость дискриминации по национальному признаку.

4. Переход к изучению вопроса о путях межнационального сближения вполне логичен: важно подчеркнуть связь миграционных потоков, резкого возрастания многонациональности европейских государств с политикой мультикультурализма.

Можно организовать самостоятельную работу с соответствующим фрагментом учебника (два последних раздела параграфа) с последующим обсуждением. Предлагаем вопросы для обсуждения: 1) В чём заключается политика мультикультурализма? В чём её достоинства и недостатки? 2) Каковы основные пути межнациональной интеграции? 3) В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам? 4) Для чего необходимо овладеть культурой межнациональных отношений?

5. Предлагаем построить объяснение материала с опорой на статью В. В. Путина «Россия: национальный вопрос» (http://surkov.info/statya-putina-rossiya-nacionalnyj-vopros/).

Подводя итоги урока, подчеркнём важность и необходимость следования принципам патриотизма: сознавая свою национально-этническую принадлежность, человек должен прежде всего чувствовать себя гражданином России.

Этап закрепления

Задания в формате ЕГЭ.

1. Потомки русских эмигрантов, люди, родившиеся за границей, ни разу не видевшие Россию, считают себя русскими. Это — проявление признаков:

1) демографической общности

2) территориальной общности

3) профессиональной общности

4) этнической общности

2. Какой пример соответствует принципу гуманистической национальной политики в демократическом обществе?

1) предоставление привилегий представителям коренного населения региона

2) введение особого налога для тех, кто не исповедует религию большинства

3) признание общих единых прав и свобод для всех граждан

4) возложение на представителей коренного населения дополнительных обязанностей

3. Заполните пропуски в таблице.

Понятия

Определения


Осознание людьми своей принадлежности к определённому этносу, своего единства и отличия от других подобных образований


Идеалы данной этнической общности, являющиеся одним из источников мотивации её поведения


Исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка


Свойственный данному этносу способ мышления, умонастроение, предрасположенность мыслить и чувствовать, действовать и воспринимать мир определённым образом


Принадлежность человека к определённой этнической общности


Исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики


Элементы социально-культурного наследия, сохраняющиеся в данной этнической общности в течение длительного времени

Домашнее задание

Учебник, § 15. Вопросы для самопроверки, задания 1 и 2 к параграфу.

Ученикам, проявившим интерес к теме: задания 3 и 4. Развёрнутый ответ по теме «Нации и межнациональные отношения». Составить план: не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.






Для любых предложений по сайту: [email protected]