Обществознание 11 класс - Поурочные разработки
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов:
личностных:
— понимание места и роли экономики России как неотъемлемой части мирового хозяйства;
— осознание противоречивости влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, национальную и семейную экономику;
— оценивание возможностей своего активного участия в экономических преобразованиях, происходящих в стране, для достижения достойного места России в мировой экономике;
метапредметных:
— развитие умения рассматривать явления и процессы социально-экономической действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
— способность выполнять познавательные задания на использование причинно-следственных связей в сфере мировой экономики, сопоставление объектов;
— умение использовать информацию о развитии мировой экономики для анализа и оценки конкретных ситуаций в России;
предметных:
— владение понятиями «мировая экономика», «глобализация», «международное разделение труда»;
— сформированность представления о глобальных проблемах экономики, тенденциях и перспективах её развития;
— представление о месте и роли России в мировом хозяйстве, взгляд на мировую экономику с точки зрения интересов нашей страны;
— способность выявлять связи между проблемами глобализации и состоянием мирового хозяйства, состоянием национальных экономик и развитием мировой экономики в целом;
— совершенствование умений поиска и анализа информации для характеристики различных процессов во внешнеэкономической политике государств, применения новых знаний в учебно-проектных ситуациях.
Задачи занятия:
1) раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
2) систематизировать знания о глобальных проблемах экономики;
3) объяснить значение различных форм внешнеэкономических связей для эффективного развития национальной экономики;
4) показать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства, внешнеторговую политику государств.
II. Место темы в системе учебных занятий
Тема завершает изучение значительного блока вопросов главы, посвящённых макроэкономическим проблемам. В предыдущих темах эти проблемы рассматривались преимущественно через призму национальных экономик. Содержание данных уроков акцентирует внимание на изучении экономических проблем в масштабе мирового хозяйства.
При изучении темы полезно опереться на знания о процессах глобализации (10 класс), о роли экономики в жизни общества и её связях с другими сферами общественной жизни (8 класс), на материалы предыдущих тем изучаемой главы об экономической политике государства, о факторах экономического роста и условиях экономического развития страны, об измерителях и показателях национальной экономики.
Связи с курсом истории предполагают опору на знания об экономическом развитии России и зарубежных стран в XX в., об экономических реформах в нашей стране в 1980-1990-е гг. Связь с курсом географии предполагает опору на знания о международном разделении труда, о размещении производства и об экономических связях, о мировом рынке и т. п.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: учеб, пособие. — М., 2002. — Разд. 2.
Киреев А. П. Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений — М., 2007. — Гл. 5.
Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 24, 25.
Оборудование
Компьютер, проектор, экран для демонстрации визуальных материалов, схема «Международные экономические отношения», таблица «Международная торговля и политика государства», раздаточный материал в виде фрагментов текста для беседы, тестовых заданий.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Комбинированные уроки, сочетающие изложение нового материала учителем с беседой, работой со схемой, таблицей, документом, предусматривающие групповую работу по выполнению практических заданий.
2-й вариант. Уроки, включающие школьную лекцию по основным положениям параграфа с акцентом на новые аспекты темы, проблемную беседу на основе анализа источника.
Ход занятия
Мотивационный этап
Целесообразно обратиться к вопросам, сформулированным в начале параграфа. При обсуждении вопроса «Каковы плюсы и минусы процесса глобализации?» следует опереться на курс 10 класса (темы «Динамика общественного развития», «Глобальная угроза международного терроризма»). Полезно также обратиться к имеющимся у учащихся знаниям о таких разделах экономической науки, как макроэкономика и микроэкономика. Учитель может предложить старшеклассникам вспомнить определение каждой из частей экономической теории и проиллюстрировать их соответствующим примером. Таким образом, учащиеся переходят к рассмотрению важнейших положений самостоятельной части экономической науки, изучающей мировую экономику.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое мировая экономика.
2. Международная торговля.
3. Государственная политика в области международной торговли.
4. Глобальные проблемы экономики.
1. Учащиеся знакомятся с понятием «мировая экономика» в учебном тексте. Полезно будет организовать словарную работу (см.: Обществознание. Школьный словарь; экономические словари). Учащимся предлагается сравнить различные определения.
Знакомство с признаками понятия «мировая экономика» уместно дополнить краткой информацией о процессе формирования мирового хозяйства. Учитель напоминает учащимся о том, что оно возникло в середине XIX в. с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу XX в. в мировое хозяйство оказались включены почти все страны мира. Дополнительные сведения о формировании мирового хозяйства и современных тенденциях его развития учитель может получить из книг «Популярная экономическая энциклопедия» (М., 2001) и «Новая экономическая энциклопедия» Е. Е. Румянцевой (М., 2005).
Затем рассматривается вопрос: что подразумевается под международными экономическими отношениями? Учитель акцентирует внимание учащихся на основных составляющих системы международных экономических отношений, которые лишь перечислены в учебном тексте. Эти отношения являются определяющими, сущностными признаками изучаемого понятия «мировая экономика». Учитель может их дать с опорой на схему.
Характеризуя международное разделение труда (МРТ) и предпосылки специализации стран, важно отметить, что первоначально МРТ основывалось на различиях в природно-климатических условиях. С переходом на машинную стадию производства МРТ стало базироваться и на технологической специализации в сфере производства. Предложите учащимся привести примеры экономически выгодной специализации.
По прогнозам экономистов процесс международного разделения труда будет углубляться, а на его основе опережающими темпами будет расти международный обмен товарами и услугами.
Международное движение капиталов — это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью их возрастания. Участниками этого процесса являются частные и государственные организации и компании. Капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.
Рекомендуем напомнить учащимся, что ссудный капитал приносит владельцу доход в виде процентов по вкладам, кредитам, а предпринимательский капитал — в виде прибыли (см. § 5).
Россия активно участвует в международном движении капитала. Она ежегодно импортирует ссудный капитал, увеличивая свою задолженность перед другими странами и международными организациями. Одновременно наша страна и вывозит капитал (например, экспортирует ссудный капитал в страны СНГ).
Мировой рынок труда — важная составляющая международных экономических отношений. Необходимо подчеркнуть, что свободное перемещение рабочей силы между странами является одним из условий эффективного развития национальных экономик. Существует экономическая целесообразность и необходимость использования иностранной рабочей силы. Страны и фирмы стремятся снизить издержки производства за счёт использования более дешёвого труда иностранцев. Для современного мирового рынка труда характерна миграция не только низкоквалифицированных рабочих, но и работников интеллектуального труда — «утечка мозгов». Учащимся предлагается привести примеры подобных миграций, имеющих место в российской действительности.
Уместно поставить вопросы: что теряет или выигрывает страна от эмиграции квалифицированных работников и специалистов? Какие условия помогут им вернуться?
Можно предположить, что учащиеся отнесут к потерям затраты, вложенные в подготовку работников, утрату квалифицированных кадров, сложности для развития в будущем. Соответственно к выгодам можно отнести, например, экономию на образовании и научных разработках. Основные тенденции в развитии мирового рынка труда: постоянный рост масштабов перемещения рабочей силы; трудовые ресурсы направляются преимущественно из развивающихся стран в развитые.
Мировая валютная система — совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты. Она возникла в результате международных соглашений по валютным проблемам. Предметом подобных межгосударственных соглашений являлось согласование таких вопросов, как определение статуса международных платёжных средств, установление способов соизмерения валют и принципов формирования валютных курсов, определение правил функционирования мировых валютных рынков и рынка золота.
2. Следующая составляющая международных экономических отношений — международная торговля. Это одна из основных и исторически самых ранних форм мировых экономических отношений. Учитель обращает внимание на основные термины международной торговли: экспорт, импорт, сальдо торгового баланса. Полезна организация словарной работы, где учащиеся анализируют предложенные учителем словарные статьи.
Важным представляется обсуждение преимуществ международной торговли. В связи с этим уместно поставить вопросы: 1) Что страны выбирают объектом международного обмена? 2) В чём суть теории абсолютного и сравнительного преимуществ во внешней торговле? 3) Какие товары, производимые в России, позволяют стране иметь абсолютное преимущество в международном обмене?
Анализируя итоги обсуждения вопросов, учитель подводит учащихся к выводу: объектом международной торговли является, как правило, наиболее конкурентоспособная продукция, обладающая лучшими потребительскими свойствами и имеющая более низкие издержки производства.
Аналитическую работу учащихся с таблицами и диаграммами, а также знакомство с положениями учебного текста, кратко характеризующими специфику, положительные и отрицательные моменты российской внешней торговли, полезно дополнить информацией о возможных путях улучшения её структуры. Например, это возможно за счёт роста экспорта конкурентоспособной продукции химической, атомной, электротехнической, оборонной промышленности. Доходы может обеспечить продажа космических, транспортных, строительных, туристических услуг.
Эта информация позволит подвести учащихся к разговору о необходимости целенаправленной политики государства в области внешней торговли. Здесь целесообразен разговор и об отношениях с главными партнёрами России в этой области. Учителю поможет следующая информация: главные партнёры современной России по экспорту — Нидерланды (12 %), Италия (8,3 %), Германия (6,2 %), Китай (5,5 %), Белоруссия (5,5 %), Турция (5,4 %), Украина (4,6 %), Польша (4,1 %); по импорту — Китай (13,6 %), Германия (12,7 %), США (5,5 %), Украина (5,4 %), Франция (5 %), Италия (4,7 %), Япония (4,3 %), Белоруссия (4 %).
Закрепить материал поможет выполнение заданий 1 и 2 к параграфу. Дополнением могут стать высказывания учащихся, сформулированные в процессе обсуждения актуальной проблемной ситуации: известно, что результатом либерализации внешней торговли в России стал спад производства в таких сферах экономики, как сельское хозяйство, радиоэлектроника, лёгкая промышленность, и рост экспорта невозобновляемых ресурсов (нефти и газа). А каковы положительные стороны либерализации?
В ответе учащиеся могут указать на наполнение отечественного рынка товарами более высокого качества и необходимого ассортимента, рост оборота оптовой и розничной торговли, рост занятости населения и др.
3. Необходимо сформировать у учащихся представление о выгодах и потерях страны от выбора той или иной политики в сфере международной торговли. Учитель предлагает изучить соответствующий учебный текст и записать свои суждения в таблицу.
Международная торговля и политика государства
Направления экономической политики |
Положительные черты |
Отрицательные черты |
Свободная торговля |
||
Протекционизм |
Закрепить материал учителю поможет работа с документом в конце параграфа. При обсуждении заданий к нему важно обратить внимание учащихся на то, что ускоренная интеграция бывших социалистических стран с мировыми рынками не только имеет выгоды, но и чревата опасностями. Национальные производители, попав в условия непривычно жёсткой конкуренции, рискуют не выдержать её и обанкротиться (примером служит положение на предприятиях российского автопрома и лёгкой промышленности). Между тем государство не всегда может полагаться на импорт товаров, имеющих стратегическое значение (например, продовольствия). Во временной защите от иностранной конкуренции нуждаются новые отрасли национального производства, чтобы иметь возможность развиться и стать конкурентоспособными. Потенциальные опасности побуждают правительство России не отказываться от использования различных методов протекционистской политики.
Учащиеся подходят к выводу: каждая страна должна найти наиболее выгодное место в системе международных экономических отношений в зависимости от так называемых сравнительных преимуществ, уникальных для каждой страны.
4. При рассмотрении последнего пункта плана необходимо опереться на имеющиеся у учащихся знания о глобальных проблемах общественного развития, причинах и последствиях процесса глобализации. Основная задача — рассмотреть процесс глобализации во взаимосвязи с развитием мирового хозяйства.
Можно рекомендовать самостоятельное чтение учащимися учебного текста и обсуждение проблемных вопросов:
1) Какие области международных экономических отношений подвергаются влиянию глобализации? 2) В чём выражается углубление международного разделения труда и интернационализация производства? 3) Какие противоречия рождает процесс глобализации мировой экономики и как их преодолеть? 4) Есть ли у России перспективы для успешной интеграции в мировую экономику? 5) Каковы основные тенденции общемирового экономического развития? Какие условия позволят их реализовать?
Важно добиться понимания тесной взаимосвязи и взаимовлияния различных сторон общественной жизни, затронутых процессом глобализации (желательно обсуждение проблем на конкретных примерах). Необходимо подчеркнуть неоднозначность, противоречивость воздействия глобализации на мировое хозяйство (можно напомнить о движении антиглобалистов). Учителю важно отметить, что можно по-разному относиться к глобализации, но, выступая против неё, следует помнить, что таким образом мы рискуем навсегда отстать от мирового развития, от новых технологий, в том числе и в жизненно важных сферах. Надо уметь извлекать пользу из процессов глобализации при соблюдении национальных интересов. И первостепенная роль государства в этих процессах — защита интересов граждан.
При наличии в классе компьютера полезно предложить учащимся, используя материалы Интернета, найти примеры, иллюстрирующие процессы глобализации в современной экономике.
При втором варианте организации работы (школьная лекция и беседа) можно избрать такую тему для беседы: каковы выгоды и потери от вступления России в ВТО?
Учащимся предлагаются для анализа два фрагмента текста. Возможен следующий вариант работы: разбить учащихся на две группы, одна из которых знакомится с плюсами вступления России в ВТО и самостоятельно формулирует возможные минусы, а другая знакомится с минусами и формулирует свои предложения о том, как можно их исключить. Учитель помогает дать оценку мнению авторов и подвести итоги работы групп.
Основные плюсы вступления России в ВТО:
— снижение пошлин, т. е. импортируемые товары станут дешевле, снизятся также и экспортные пошлины, что приведёт к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют прежде всего сырьевые отрасли;
— иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция, т. е. российские товары также станут дешевле;
— российская внешнеэкономическая деятельность станет более предсказуемой и стабильной. В результате можно ожидать увеличения количества иностранных инвестиций.
Присоединение к ВТО предполагает улучшение в стране инвестиционного климата и потенциальное привлечение в экономику новых технологий.
Основные минусы вступления России в ВТО:
— многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьёзными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв;
— российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности;
— России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости;
— уменьшение экспортных пошлин приведёт к ещё большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счёт выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями. (См.: Татаркин А. Основные последствия вступления России в ВТО / Под ред. А. Татаркина — М., 2012. — С. 38; Чистосердов А. В. Присоединение России к ВТО / Под ред. А. В. Чистосердова. — М., 2012. — С. 26.)
Этап закрепления
Полезно обсудить материалы рубрики «Практические выводы». Сформулированные в рубрике советы будут способствовать более успешной социализации выпускников школы, повышению их конкурентоспособности, овладению рациональными способами поведения в экономических отношениях.
Задания в формате ЕГЭ.
1. Верны ли следующие суждения о методах регулирования внешней торговли?
А. Цель введения таможенных тарифов на импорт — защита отечественных производителей от иностранных конкурентов.
Б. Политика свободной торговли способствует насыщению национального рынка дешёвыми и качественными товарами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Прочитайте текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) По различным оценкам в 2002—2003 гг. Россия поставила на мировой рынок 16—17 млн т зерна. (Б) Страна вошла в десятку мировых лидеров по экспорту пшеницы и в пятёрку экспортёров ячменя. (В) Этот успех имеет тенденцию к сохранению. (Г) Экономисты справедливо связывают дальнейшее развитие аграрного сектора с приходом туда крупного капитала и созданием агрофирм. (Д) Формирование цивилизованного рынка земли является важной характеристикой развития рыночных отношений в экономике.
Определите, какие положения текста имеют:
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических положений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Домашнее задание
Учебник, § 11. Задание 3 к параграфу. Эссе по высказыванию в рубрике «Мысли мудрых».
Учащимся, проявившим интерес к теме: проект по теме «Как затронул экономику России современный мировой финансово-экономический кризис» (по материалам СМИ, ресурсам Интернета).