ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИКЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИКЕ - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— овладение способами рационального поведения для выполнения таких социальных ролей, как потребитель, собственник, участник финансовых отношений;

метапредметных:

— развитие умения рассматривать явления и процессы социальной действительности комплексно, в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

— развитие элементарных умений экономического анализа;

— развитие способности выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

— умение определять назначение и функции различных финансовых институтов;

предметных:

— владение понятиями «финансы», «банковская система», «инфляция», «финансовые институты»;

— сформированность умений использования экономической информации для анализа и обоснованной оценки конкретных ситуаций;

— развитие умения выявлять связи между отдельными экономическими явлениями и состоянием экономики в целом;

— сформированность представлений о роли финансовой системы в экономике;

— совершенствование умений формулировать свою точку зрения о влиянии инфляционных процессов в стране на уровень жизни населения.

Задачи занятия:

1) систематизировать на различных уровнях (макроэкономическом и микроэкономическом) признаки понятия «финансы» как совокупности экономических отношений в процессе использования денежных средств;

2) углубить представления учащихся о структуре и функциях банковской системы;

3) показать действие финансов как инструмента распределения и перераспределения национального дохода;

4) объяснить различия в деятельности финансовых институтов;

5) помочь учащимся овладеть умением различать банковские операции;

6) раскрыть последствия инфляции для экономики в целом, для различных социальных групп.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема завершает формирование представления о финансах как важной сфере экономики. Можно организовать обращение учащихся к ранее изученному материалу о сущности и функциях денег, о влиянии инфляции на семейную экономику (7 и 8 классы), к пройденным темам учебника о роли финансов в микроэкономике и макроэкономике.

Полезно также обращение к знаниям из курса истории (происхождение и функции денег, изменение денежных систем), соответствующим темам курса экономики в старшей школе, а также к имеющемуся у учащихся опыту участия в финансовых отношениях.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Киреев А. П. Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений — М., 2007. — Гл. 4. — § 23, 27.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 17, 20.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М., 2007. — Гл. 10, 11.

Оборудование

Компьютер, раздаточный материал с текстом заданий для работы групп, карточки с тестовыми заданиями.

IV. Организация учебной деятельности

Варианты организации работы

При изучении первого и второго пунктов плана, находящихся в тесной взаимосвязи, можно предусмотреть четыре варианта организации учебной деятельности — лабораторная работа с учебным текстом в сочетании с беседой, освоение учебного текста с опорой на схему, решение учебно-познавательных задач, работа с документом. Третий пункт плана изучается с использованием школьной лекции по основным положениям раздела с последующим обсуждением результатов выполнения практических заданий.

Ход занятия

Мотивационный этап

Ввести в рассматриваемую тему поможет обсуждение вопроса, предложенного в начале параграфа. При ответе учащиеся могут опереться на ранее полученные знания о денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике государства, о роли государственного бюджета в перераспределении общественных благ.

Разные аспекты финансовых отношений в обществе были изучены ранее, и учителю целесообразно акцентировать внимание учащихся на следующих положениях: финансы — одна из основных категорий экономической науки; финансовые отношения — ключевые в системе экономических отношений.

Опора на пройденное поможет учителю подвести старшеклассников к важному тезису о том, что финансы в экономике выступают инструментом распределения и перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Банковская система.

2. Финансовые институты.

3. Инфляция: виды, причины и последствия.

1—2. На данной стадии занятия возможен ряд вариантов организации работы.

1-й вариант. После знакомства учащихся с понятием «финансы», которое в учебнике раскрыто в наиболее общем виде, рекомендуем дополнить его другими определениями:

1) финансы — это денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в процессе их создания и движения, распределения и перераспределения; 2) финансы в узком смысле — средства, имеющиеся в наличии у частного лица или организации. Предложите учащимся найти общее и частное в различных определениях, сформулировать наиболее существенные признаки понятия «финансы». (Подробнее о появлении и функционировании финансов как особой сферы распределительных отношений в обществе см.: Популярная экономическая энциклопедия. — М., 2001. — С. 289—291.)

Переход к понятию «банковская система» можно осуществить через обсуждение вопросов: 1) Откуда берётся денежный (ссудный) капитал? 2) Каковы финансовые интересы основных участников экономической деятельности? 3) Почему возникла торговля деньгами?

Ответ на первый вопрос учащиеся частично находят в учебном тексте: это избыточные деньги (сбережения) домашних хозяйств как один из источников ссудного капитала. Другой источник денежных средств помогает выявить учитель. Так, в учебном тексте фирмы (предприниматели) рассматриваются лишь с одной стороны — как субъекты экономики, испытывающие потребность в заёмном капитале. Однако достаточно часто в процессе кругооборота промышленного капитала у фирм возникают временно свободные денежные средства, и они всегда готовы выгодно их разместить, отдать в ссуду тем, кто в них нуждается. Эти пояснения и примеры позволяют ответить на второй вопрос и лучше понять финансовые интересы основных участников экономики.

Далее можно предположить, что учащиеся, обобщив полученные знания, найдут ответ и на третий вопрос: торговля деньгами возникает потому, что деньги способны приносить своим владельцам прибыль.

Обсуждение результатов работы с текстом и поиск ответов на вопросы позволяют перекинуть логический мостик к изучению следующих вопросов плана. Так, учащиеся подходят к выводу о том, что для формируемого участниками экономической деятельности особого денежного (ссудного) капитала необходима система организаций и учреждений, которая будет его обслуживать. Такой системой, выступающей посредником между владельцами и заёмщиками денежных средств, и является банковская система, т. е. совокупность действующих в стране банков и финансово-кредитных организаций.

Затем учащиеся знакомятся с основными структурными единицами банковской системы, выявляют специфическое и общее в их деятельности, раскрывают связь между ними.

2-й вариант. Функционирование банковской системы и деятельность финансовых институтов изучаются на основе учебного текста с опорой на схему, подготовленную учителем.

Учитель помогает установить необходимые взаимосвязи между элементами схемы, выделить общее и особенное в их деятельности. Полезно обсудить высказывание экономиста Й. Шумпетера: «Капитализм есть такая форма частной собственности, при которой инновации осуществляются на заимствованные средства, что, вообще говоря, предполагает существование кредитных учреждений».

Если в классе есть компьютер, можно предложить учащимся зайти на сайт любого коммерческого банка и узнать об условиях кредитования фирм и граждан.

3-й вариант. Учащимся даётся время для самостоятельного изучения текста параграфа, а затем класс можно разделить на 3 группы, каждая из которых выбирает одну из структурных единиц банковской системы (они названы в схеме) и выполняет задание. Опираясь на учебный текст, необходимо подготовить краткую характеристику одного из структурных элементов банковской системы страны по следующему плану:

1. Определение понятия.

2. Основные функции структурного элемента в общей системе.

3. Предоставляемые виды услуг и операции.

4. Значение функционирования данного структурного элемента для отдельного человека, фирмы, общества в целом.

5. Связь характеризуемого элемента с другими элементами системы.

Результатом работы групп является устное сообщение их представителей. Учитель помогает обобщить выступления и обращает внимание на роль ещё одного значимого субъекта банковской системы — государства (этот аспект недостаточно раскрыт в параграфе). Следует отметить, что правительство обеспечивает сегодня условия безопасности банковской системы, выступая гарантом банковских резервов и гарантом надёжности вкладов частных лиц и фирм. Можно напомнить учащимся, что с августа 2004 г. в России начала действовать система государственных гарантий страхования банковских вкладов.

4-й вариант. Характеристика банковской системы в изложении учителя с организацией работы учащихся с текстом документа, предложенного в конце параграфа, и анализом результатов выполнения заданий к нему.

Задания 2 и 3 к документу потребуют от учащихся умения обобщать и интерпретировать полученные из учебника знания, а также связывать положения учебного курса с фактами современной жизни.

3. Текст «Инфляция: виды, причины и последствия» насыщен и сложен для усвоения старшеклассниками. Первоначальное представление о понятии «инфляция» учащиеся получили ещё в основной школе. Задача этого пункта плана — сформировать целостное представление об инфляции, определив её существенные признаки и охарактеризовав влияние этого экономического явления на уровень жизни населения, экономику в целом. Учитывая это, рекомендуем большую часть занятия посвятить объяснению учебного материала в форме школьной лекции с обсуждением результатов выполнения различных практических заданий.

Основные тезисы лекции могут быть следующими:

1) Государство стремится регулировать обращение денежной массы на территории страны и, в частности, добиваться равновесного состояния между товарами и деньгами.

2) Рост количества денег в экономике, не сопровождающийся ростом количества товаров и услуг, приводит к финансовому расстройству в виде инфляции.

3) В зависимости от темпов различаются: ползучая инфляция, галопирующая инфляция и гиперинфляция. Эти виды инфляции имеют различные проявления и последствия для экономики.

4) Современную инфляцию отличает всеохватывающий, хронический характер. По видам причин экономисты различают инфляцию спроса и инфляцию издержек. Первая является результатом избыточного спроса, вторая — результатом роста цен за счёт увеличения издержек на единицу продукции.

5) Высокие темпы инфляции негативно влияют на развитие экономики, жизненный уровень населения. Это вызывает необходимость вмешательства государства в управление инфляцией и организацию борьбы за снижение её уровня.

Проведение лекции потребует от учителя специальных комментариев, разъяснений, обращения к фактам экономической действительности, использования различных приёмов закрепления материала.

Характеризуя роль государства в регулировании количества денег (денежной массы) в обращении, полезно напомнить учащимся об уже известных им из предыдущих параграфов механизмах денежно-кредитной политики государства: установлении учётной ставки процента за банковский кредит и установлении нормы обязательных банковских резервов. Важно подчеркнуть, что оба метода позволяют государству воздействовать на денежную массу и помогать экономике развиваться стабильно.

Лучше понять зависимость экономики от величины денежной массы в обращении и необходимость достижения равновесия между товарами и деньгами поможет обсуждение результатов выполнения учебно-познавательной задачи. Учащимся предлагается познакомиться со следующим историческим фактом и ответить на вопрос.

Во время Второй мировой войны и у Германии, и у Великобритании существовали планы применения «бумажного оружия»: каждая из стран напечатала денежные знаки противника и собиралась выбросить их с самолётов над его территорией в большом количестве.

Почему это могло оказаться эффективным оружием?

Можно предположить ответ учащихся: избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и как следствие — к расстройству экономики.

Завершая рассмотрение роли государства в регулировании денежной массы, важно обратить внимание учащихся на особенности российской инфляции. Текст учебника знакомит с данными об изменении индекса инфляции в России за последние два десятилетия (с 1991 по 2011 г.). Можно предложить учащимся самостоятельно ответить на вопрос о взаимосвязи экономических преобразований в стране и этих показателей. В этой связи в ходе лекции учителю полезно дать дополнительную (кроме имеющейся у учащихся из курсов истории и обществознания) информацию и следующие разъяснения. Высокая инфляция как следствие либерализации цен (в 1992 г. было отпущено 80 % оптовых и 90 % розничных потребительских цен) в России явилась негативной составляющей рыночных преобразований, осложнив финансовое положение предприятий. Многие предприятия стали убыточными, что привело к резкому спаду производства, росту безработицы и снижению уровня жизни населения. Правительство рассматривало два подхода к решению проблемы инфляции: первый — максимальное развитие рынка, привлечение в страну иностранных инвестиций и резкое свёртывание хозяйственной деятельности государства (этот подход преобладал с начала 1992 г. до финансового кризиса 1998 г.); второй — возрождение отечественного производства, более активное государственное вмешательство в экономику с целью предотвращения высокого уровня инфляции. Анализ современной экономической ситуации в России показывает необходимость реализации второго подхода для эффективного сдерживания инфляции. Можно предложить учащимся привести, используя имеющиеся знания и факты современной действительности, собственные примеры реализации этих подходов в экономической политике Российского государства.

Учителю важно акцентировать внимание на разъяснении следующих положений:

— инфляция снижает покупательную способность денег;

— инфляция ухудшает положение людей, которые получают фиксированные денежные доходы;

— люди, живущие на нефиксированные доходы, могут выиграть от инфляции;

— инфляция может снизить доходы владельцев сбережений;

— инфляция облегчает правительству бремя государственного долга.

Лучше усвоить изученные положения раздела поможет обсуждение результатов выполнения учащимися заданий 2 и 5 к параграфу.

В хорошо подготовленном классе можно предложить обсудить высказывание американского экономиста И. Фишера: «Если бы все цены и доходы росли одинаково, никто не терпел бы ущерба. Но они растут неравномерно. Многие теряют, и немногие приобретают».

Учителю полезно, обобщая результаты выполнения заданий, подчеркнуть разноуровневый характер воздействия инфляции как сложного экономического явления на различные стороны жизни общества.

Этап закрепления

Обращение к рекомендациям рубрики «Практические выводы» поможет выпускникам школы выработать способы рационального поведения в процессе взаимодействия с различными финансовыми учреждениями, снизить риск возможных потерь в условиях высокой инфляции, грамотно распорядиться денежными средствами.

Задания в формате ЕГЭ.

1. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В начале 1990-х гг. в России было лишь около 10 государственных банков, которые обслуживали все расчёты на территории страны. (Б) К началу 2013 г. в стране зарегистрировано 956 коммерческих банков. (В) Несмотря на бурный рост числа коммерческих банков, до формирования оптимальной банковской системы ещё далеко. (Г) По данным международных экспертов, российская банковская система значительно отстаёт от западной по техническому уровню и по способности внедрять научно-технические достижения. (Д) Обеспечение эффективной деятельности финансовых институтов — важное направление экономической политики государства.

Определите, какие положения текста имеют:

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д






2. Подготовьте эссе по высказываниям: «Цена монеты — пульс государства и довольно верный способ узнать его силы» (Вольтер), «Инфляция — это разорение с кучей денег в кармане» (М. Фридман).

Домашнее задание

Учебник, § 9. Задания 1, 3, 4 к параграфу.

Учащимся, проявившим интерес к теме: найти в Интернете по соответствующему поисковому запросу информацию о мерах антиинфляционной политики российского правительства и подготовить устное сообщение для обсуждения в классе. Разработать проект (индивидуально или в группах) по теме «Финансово-экономический кризис: как вернуть доверие банкам и финансовым институтам» (по материалам периодической печати и Интернета).






Для любых предложений по сайту: [email protected]