Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по теме VI учащиеся смогут:
давать определения понятиям: зональная глобализация, средний класс, геоэкономические регионы, индекс развития человеческого потенциала, информационная экономика, «трофейная экономика», «штабная экономика», государство всеобщего благоденствия, нанотехнологии; называть виды экономических систем и характеризовать их основные различия; приводить примеры некоторых экономических экспериментов в XX в. и описывать их результаты; составить представление о возможностях использования виртуального пространства в глобальной экономике; получить опыт прогнозирования экономического развития с учетом влияющих факторов; давать характеристику роли транснациональных корпораций в современной экономике; перечислять новые формы капитала, появившиеся в информационном обществе; устанавливать взаимосвязь власти и экономики в современном мире; описывать модель современной экономики на примере геоэкономической конструкции (геокона); проводить сравнительный анализ различных слоев геокона и делать на его основе выводы; использовать знания, полученные на занятиях по экономической географии, для понимания происходящих в глобальном мире экономических процессов; определять место России в современной глобальной экономике и видеть возможные альтернативы экономического развития; перечислять факторы, оказывающие влияние на модель экономического развития; занимать собственную аргументированную позицию по оценке влияния процессов глобализации на экономическое развитие мира в целом и разных стран в отдельности; понимать роль среднего класса в общественном развитии и давать экономическую характеристику представителей среднего класса; осознавать значимость инновационного потенциала в современном экономическом развитии и описывать основные его характеристики; задуматься о роли человеческого потенциала в экономическом развитии и высказать собственное мнение о путях развития человеческого потенциала в современной России.
Оборудование и материалы
1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) модель геокона (геоэкономической конструкции); 4) схемы «Виды потребностей», «Структура геокона»; 5) таблица «Социальная мобильность»; 6) экономическая карта России; 7) статистические данные по экономическому развитию разных стран; 8) документы, предложенные в пособии к данной теме; 9) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе карт, документов, статистических данных); 10) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.
Наглядное структурирование информации
Схема. Виды потребностей
Таблица. Социальная мобильность
Виды |
— межпоколенная (долговременная); |
Типы |
— вертикальная; |
Причины |
— социальные революции; |
Направления |
— главные; |
Способы |
— изменение образа жизни; |
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса
Краткие методические рекомендации по проведению занятий
Сегодня Россия переживает этап значительных экономических изменений. В ходе обсуждения материалов данной темы на занятиях учащиеся могут высказать свои взгляды на то, как должны происходить эти изменения, какие проблемы экономического развития требуют первостепенного решения, что тормозит экономическое развитие национальных проектов в сельском хозяйстве и жилищном строительстве.
Вопросы для обсуждения: 1) Какие существуют типы экономических систем? 2) В чем состоят достоинства и недостатки рыночной системы? 3) Целесообразно ли государственное вмешательство в процессы рыночного ценообразования? 4) Какую роль играют естественные монополии в экономике России? 5) Каковы условия и критерии эффективной конкуренции? 6) Что такое человеческий капитал и какую роль он играет в экономическом развитии страны? 7) Эффективно ли использование невозобновляемых ресурсов в современной России?
Экономические вопросы традиционно являются сложными для российского учителя. В рассматриваемой теме представлена оригинальная теория, дающая одно из объяснений происходящих в мире экономических процессов. На занятии преподаватель может шире использовать лекционные подходы и попытаться самым простым способом объяснить содержание темы. В этом помогут схемы и таблицы, которые имеются в учебнике (в том числе и в его методическом аппарате).
Соотнести теоретические вопросы экономики с практикой современной жизни поможет обсуждение двух приоритетных национальных проектов: в сельском хозяйстве и в жилищном строительстве. (Материал о двух других проектах дается в методических материалах к заключительной теме.) Учащиеся могут найти необходимую информацию в Интернете (соответствующий сайт дан в приложении), а также сами попытаться структурировать информацию в виде таблицы (один из возможных вариантов приведен ниже).
Дополнительная информация для учителя
1. Основные элементы экономической деятельности
Рабочая сила — люди, обладающие способностями и трудовыми навыками.
Средства производства — совокупность предметов труда (из чего производятся материальные блага — земля, металл, нефть и т. п.) и средств труда (с помощью чего производятся материальные блага).
Производительные силы общества — совокупность средств производства и рабочей силы. Это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.
Техника — созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживания духовных, бытовых и других непроизводительных потребностей общества. Качественные изменения в технике получили название технических революций. В истории человечества выделяются три технические революции: неолитическая (XII—X вв. до н. э., переход от присваивающего хозяйства к производящему, а также появление оседлого образа жизни; в 2 раза увеличилась численность населения — демографический взрыв; производство характеризовалось преобладанием сельского хозяйства и ручного труда); промышленная (XVIII—XIX вв., промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному; основная масса населения занята в промышленности и проживает в городах; индустриальная экономика; второй демографический взрыв — численность человечества возросла в 7 раз); научно-техническая (середина XX в., переход к постиндустриальной стадии и информационному обществу; наибольшее развитие получает сфера услуг; внедряются достижения информатики и вычислительной техники; сберегаются все виды ресурсов; обеспечивается высокое качество производимых товаров).
Технологические отношения — складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям. Среди них можно выделить присваивающие, аграрно-ремесленные, индустриальные и информационно-компьютерные.
Организация производства — устройство связей внутри производства, обеспечивающих единство и упорядоченность всего процесса.
Технология — конкретные способы обработки предметов труда и порядок производственных процессов (характерной чертой современных высоких технологий является широкое использование в производстве информации и компьютеров).
Экономический рост — количественное увеличение и качественное усовершенствование общественного производства. Различают два его типа: экстенсивный (расширение объемов производства достигается за счет увеличения владений капитала и количества занятой в производстве рабочей силы) и интенсивный (повышение эффективности производственного процесса за счет использования достижений НТР).
Инфраструктура — совокупность отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства. Подразделяется на производственную (вспомогательные отрасли, обслуживающие производство, — транспорт, связь и др.) и социальную (обеспечение работников и их семей необходимыми условиями для жизни — жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, школы и др.).
2. Факторы современного производства
Производство — определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Главными факторами производства выступают рабочая сила (способность человека к труду, его физические и умственные возможности) и средства производства (делятся на природные ресурсы — полезные ископаемые, леса, земли и т. п. и произведенные ресурсы — оборудование, здания и сооружения, полуфабрикаты и т. п., которые часто называют капиталом (от лат. capitalis — главный). Они влияют на производительность труда — количество продукции, произведенной в единицу времени (зависит от уровня профессиональной квалификации работников, степени их заинтересованности в результатах, применения достижений науки и техники, интенсивности или скорости труда).
Сегодня важная роль в процессе производства принадлежит капиталу (в широком смысле — все, что приносит владельцу доход: средства производства, земля, вклады в банке, рабочая сила). Капитал подразделяют на реальный (физический — сами средства производства) и денежный (финансовый — деньги, используемые для закупки средств производства; их принято называть инвестициями). Круговое движение капитала образует его оборот. Весь производительный капитал делится на основной (участвует в производстве многократно, к нему относятся заводские здания, машины, оборудование) и оборотный (участвует в производстве однократно, полностью переносится на созданный продукт — сырье, материалы, полуфабрикаты).
Непрерывно повторяющийся процесс производства называют воспроизводством. Оно может быть простым (масштабы производства, количество производимых продуктов и размер действующего капитала остаются неизменными) и расширенным (рост масштабов производства и увеличение количества создаваемых жизненных благ).
К факторам производства относятся и предпринимательские способности.
Наука также является важным фактором производства. Наука — теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Наукоемкость производства сегодня становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.
Энергетический фактор — физическая сила человека и животных, энергия воды, ветра, пара, электричества, атомная энергия.
Экологический фактор — комплекс проблем, связанных с взаимоотношениями человека с природой и окружающей средой, использование экологически чистых и безотходных технологий.
3. Экономические системы
Командная (директивно-плановая или административно-командная) экономическая система — государственный монополизм: государство распоряжается всеми ресурсами на основе заранее разработанного огромным бюрократическим аппаратом плана, государство является собственником всех средств производства, управление осуществляется с помощью командно-административных методов (приказы, контроль, наказание, поощрение), отсутствует самостоятельность товаропроизводителей, цены назначаются и не зависят от спроса и предложения, имеет место диктат производителя над потребителем, размер зарплаты фиксирован и часто не зависит от эффективности труда, не ценятся инициатива и предприимчивость, постоянно возникает дефицит потребительских товаров, а их качество оставляет желать лучшего.
Среди потенциальных (или декларируемых) преимуществ такой системы можно выделить следующие: гарантирует необходимый минимум (обеспечивает уверенность в будущем), в обществе отсутствует безработица (всеобщая занятость достигается путем искусственного сдерживания роста производительности труда, неэффективного использования трудовых ресурсов, раздувания штатов).
Рыночная экономика — вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, рынок основан на спонтанной координации или стихийном порядке. Для рыночной экономики необходимы следующие условия: господство частной собственности на средства производства, свобода выбора в принятии решений, конкуренция. Рынок — совокупность отношений, форм и организации сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Существуют различные виды рынков — потребительских товаров и услуг, средств производства, рабочей силы, инвестиций (долгосрочных вложений), иностранных валют, ценных бумаг, научно-технических разработок и инноваций, информации. Рынки также могут делиться на легальные (законные) и нелегальные (теневые). По пространственному признаку рынки могут делиться на местные, национальные, региональные и мировой.
4. Законы стоимости, спроса и предложения
Спрос — это количество товаров определенного вида, которые покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение — количество товара, который продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена (зависит от спроса на товар — может быть выше стоимости, ниже или соответствовать ей). В реальности формируются две цены: цена спроса (максимальная цена, по которой покупатель готов купить товар) и цена предложения (минимальная цена, по которой производитель готов продать товар). Рыночная цена — цена, при которой объем спроса равен объему предложения.
5. Конкуренция
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Конкуренция может быть свободной (цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения) или монополистической (большое число продавцов, предлагающих сходные, но не идентичные товары). Следует отличать последний вид от монополии — исключительного права производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащего одному лицу, определенной группе лиц или государству. Монополия противоположна конкуренции. Выделяют несколько видов монополий:
— монополия в определенной отрасли (наличие на рынке только одного продавца, который имеет полный контроль над количеством товара и его ценой);
— абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства (монополистом является государство);
— монопсония (на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров).
Различают естественные монополии (в их собственности редкие полезные ископаемые или целые отрасли инфраструктуры, например транспорт, они имеют важное стратегическое значение для всего общества) и искусственные монополии (объединение нескольких предприятий для получения монополистических выгод). Основными формами искусственных монополий являются картели (соглашение о ценах продажи товаров, распределении рынков сбыта; сохраняется отдельная собственность на средства производства и товары; пример картеля — ОПЕК (Organization of Petrolium Exporting Counties, Организация стран — экспортеров нефти), синдикаты (за участниками сохраняется производственная самостоятельность и собственность на средства производства, но они теряют коммерческую самостоятельность и совместно реализуют продукцию), тресты (единое акционерное общество в определенной отрасли, предприятия лишены производственной и хозяйственной самостоятельности, владельцы передают средства производства, а взамен получают акции) и концерны (объединение предприятий различных отраслей, которое находится под единым финансовым контролем).
Сегодня на рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни полных монополий. Один из новейших видов рынка называют олигополией (греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — рынок, на котором господствует несколько (3—5) крупных фирм, возможно соглашение между фирмами по поводу цены (в большинстве стран это законодательно запрещено).
6. Инфляция
В экономике часто возникают ситуации, когда количество денег превышает действительную потребность в них. Возникает инфляция, бумажные деньги обесцениваются по отношению к золоту, товарам и услугам, денежным знакам других государств. Уровень инфляции измеряют с помощью индекса цен (индекса стоимости жизни), который отражает процент увеличения за исследуемый период стоимости потребительской корзины (определенный набор товаров и услуг, необходимых для жизни).
Существует несколько видов инфляции:
— умеренная (ползучая) — цены поднимаются примерно на 10% в год;
— галопирующая — быстрый рост цен на 100—150% в год;
— гиперинфляция — сверхвысокий рост цен до 1000% в год.
Также инфляция может быть открытой (ничем не сдерживаемый рост цен) или подавленной (государство искусственно контролирует цены).
Основные последствия инфляции:
— перераспределение доходов в обществе в пользу отдельных лиц и структур, разрушение нормальных социально-экономических отношений;
— крах денежной системы и утрата деньгами своих функций. Существует два варианта политики государства при инфляции:
— приспособление к инфляции (периодическая индексация доходов населения через повышение зарплат, пенсий, стипендий);
— борьба с инфляцией (жесткая кредитно-денежная политика, сокращение дефицита бюджета, ограничение роли государства в экономике, поддержка предпринимательства, уменьшение денежной массы или денежная реформа). Денежная реформа может проводиться несколькими методами: дефляцией (от лат. deflatio — выдувание) — сокращением денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков; деноминацией (от лат. denominatio — переименование) — укрупнением денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые; девальвацией (от лат. de — понижение и valeo — стою) — государство объявляет либо об уменьшении золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте), либо о снижении ее обменного курса по отношению к иностранным валютам; ревальвацией (от лат. re — возобновление, возврат и valeo — стою) — повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства) или нуллификацией (от лат. nullificatio — уничтожение) — государство объявляет старые, обесценившиеся денежные знаки недействительными или организует их обмен по очень низкому курсу.
При рассмотрении вопросов экономического развития на занятиях может быть привлечен материал о приоритетных национальных проектах. Среди них наиболее тесно связанными с экономикой являются проекты в сельском хозяйстве и жилищном строительстве. Поэтому ниже дается общая информация по этим проектам.
7. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»
Три направления на 2006—2007 гг.:
A. «Ускоренное развитие животноводства».
Б. «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе».
B. «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».
Основные целевые показатели и мероприятия по направлениям:
Целевые показатели |
Мероприятия |
— увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5%; |
— расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм); |
8. Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»
Четыре направления на 2006—2007 гг.:
A. «Повышение доступности жилья».
Б. «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования».
B. «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры».
Г. «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».
Основные целевые показатели и мероприятия по направлениям:
Целевые показатели |
Мероприятия |
— улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодых семей; |
— предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита; |
Документ для анализа
Из работы российского экономиста и социолога Е. Старикова „Угрожает“ ли нам появление „среднего класса“?» (1990)
«...Один из признаков „среднего класса“ — доход, отличающий его и от бедных, и от богатых, доход, который обеспечивает достаточно высокий уровень жизни, выражающийся в наличии благоустроенного личного дома или многокомнатной квартиры со всеми удобствами, легкового автомобиля и полного набора домашней бытовой техники...
...Достаточный уровень материального благосостояния, зажиточность — хотя и обязательный, но далеко не единственный признак „среднего класса“. Главное же — не сам уровень материального благосостояния, а способ его достижения. Средние слои достигают высокого качества жизни не захватом ключевых рычагов в сфере бюрократизированного распределения, а высокоэффективной производительной деятельностью. Их отличительная черта — чрезвычайно высокий уровень не только производственной, но и общей культуры и как результат — высокая инициативность и способность принимать творческие, нестандартные решения, высокая адаптивность к быстрой смене технологий, происходящей в условиях новой фазы НТР каждые семь-восемь лет, т. е. способность несколько раз на протяжении жизни переучиваться...»
Вопросы к документу:
1. Что является главными отличительными признаками «среднего класса»? 2. Как соотносится принадлежность к «среднему классу» с благосостоянием человека? 3. В чем состоит высокоэффективная производительная деятельность в современном мире? 4. Влияет ли глобализация на ситуацию с формированием «среднего класса»?
Словарные материалы
Диверсификация — расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой, или (в более широком смысле) процесс проникновения фирмы в смежные отрасли (Микроэкономика: практический подход. — М., 2007).
Инвестирование — расходование денежных средств в данный момент в расчете получить определенный доход в будущем (там же).
Монополия — состояние рынка, при котором в нем действует одна-единственная фирма-производитель, полностью контролирующая изготовление и продажу товара (там же).
Ресурсы — факторы или условия, необходимые для производства благ (там же).
Теневая экономика — неформальная экономика, основанная на нарушении юридических прав собственности, когда подрываются правила игры рыночной экономики (там же).