Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие
РОССИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ: ВЫЗОВЫ И ЗАДАЧИ - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»
Ожидаемые результаты
В результате проведения занятий по теме X учащиеся смогут:
давать определения понятиям: вызовы, риски, справедливость, федерализм, государственность, приоритетные национальные проекты, русскофония, ксенофобия; делать обобщение на основе изученного по курсу материала, называть наиболее важное в общественном развитии; перечислять угрозы и вызовы для России в XXI в.; определять факторы, влияющие на будущее России; давать информированные прогнозы возможного развития России в наиболее важных направлениях общественной жизни; анализировать современные политические документы; сопоставлять различные источники информации, отделять факты от мнений и делать выводы на основе критического анализа информации; участвовать в обсуждении наиболее острых вопросов общественного развития; уметь занимать определенную позицию, формулировать аргументы и контраргументы, приводить примеры, вести цивилизованную дискуссию.
Оборудование и материалы
1) Учебник; 2) словарные материалы с разными определениями основных понятий темы, перечисленных в программе; 3) документы, предложенные к данной теме; 4) политические карты мира и России; 5) материалы по приоритетным национальным проектам; 6) компьютер с доступом в Интернет для поиска информации, документов и иллюстративных материалов (в том числе документов и статистических данных); 7) рабочие тетради, в которых будут отражены основные результаты обсуждения.
Комментарий к ключевым понятиям и проблемам курса
Краткие методические рекомендации по проведению занятий
Содержание данной темы построено на подведении итогов и обобщении вопросов, рассмотренных в данном курсе. Поэтому представляется нецелесообразным использовать лекционные подходы при проведении занятий. Учащимся может быть предложено обсудить наиболее важные вопросы общественного развития, выделить существующие тенденции, сформулировать собственные прогнозы развития ситуации. При этом стоит сделать акцент на развитии правового государства и гражданского общества, что является магистральной задачей на современном этапе жизни российского общества.
В качестве документальной основы и дополнительной информации учащиеся могут обсудить приоритетные национальные проекты в образовании и здравоохранении и структурировать их содержание в виде таблиц.
Дополнительные материалы для учителя
1. Приоритетные национальные проекты
Приоритетный национальный проект «Здоровье» включает направления:
1. «Развитие первичной медико-санитарной помощи».
2. «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи» основными показателями являются:
— повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи;
— повышение уровня квалификации врачей участковой службы;
— снижение коэффициента совместительства в учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
— сокращение сроков ожидания диагностических исследований в поликлиниках до одной недели;
— обновление парка санитарного автотранспорта службы скорой медицинской помощи;
— снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией, снижение заболеваемости гепатитом В, краснухой, гриппом в период эпидемии и снижение выраженности его проявления у заболевших;
— раннее выявление наследственных болезней;
— снижение материнской смертности до 29 на 100 тысяч родившихся живыми, младенческой смертности до 10,6 на 1000 родившихся живыми;
— снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний;
— снижение временной нетрудоспособности.
Основные мероприятия:
1. Дополнительная подготовка врачей.
2. Повышение уровня оплаты труда врачей — участковых терапевтов и участковых педиатров, врачей общей практики (семейных врачей) и медицинских сестер участковых врачей.
3. Оснащение муниципальных учреждений здравоохранения диагностическим оборудованием и службы скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом.
4. Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных.
5. Проведение дополнительной иммунизации.
6. Обследование новорожденных детей на галактеземию, муковисцидоз и адреногенитальный синдром (расширение неонатального скрининга).
7. Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на производствах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
8. Оплата медицинской помощи, оказываемой государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности и родов.
Приоритетный национальный проект «Образование» включает направления:
1. «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования».
2. «Внедрение современных образовательных технологий».
3. «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня».
4. «Повышение уровня воспитательной работы в школах».
5. «Развитие системы профессиональной подготовки в армии».
По направлению «Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования» основными блоками мероприятий являются: стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы; государственная поддержка талантливой молодежи; поощрение лучших учителей.
Основные мероприятия по направлению:
— оказание по итогам конкурсного отбора государственной поддержки на реализацию программ развития не менее 30 вузам;
— государственная поддержка талантливой молодежи, предполагающая предоставление ежегодно 2500 грантов;
— поощрение ежегодно 10 тыс. лучших учителей премиями в размере 100 000 рублей.
По направлению «Внедрение современных образовательных технологий» основными блоками являются: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов; подключение школ к сети Интернет; приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования, а также оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Основные мероприятия по направлению:
— подключение 20 000 школ к сети Интернет (по 10 000 школ ежегодно) и оснащение ежегодно не менее 2500 школ компьютерными классами, что в комплексе с ранее реализованными государственными программами информатизации общего образования позволит обеспечить техническую основу для внедрения современных образовательных технологий;
— разработка и размещение в открытом доступе на федеральном сайте 100 дистанционных образовательных программ;
— оснащение в 2006—2007 гг. ежегодно не менее 8000 школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
По направлению «Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня» основными мероприятиями являются: создание к 2008 г. в России двух университетских центров(на 30 тыс. мест каждый) — в Южном и Сибирском федеральных округах, а также двух бизнес-школ (по 500 мест каждая) — в московском регионе и Санкт-Петербурге.
По направлению «Повышение уровня воспитательной работы в школах» основным блоком является выплата учителям дополнительного ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство, включая учителей начальных классов.
По направлению «Развитие системы профессиональной подготовки в армии» основными мероприятиями являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Основные мероприятия по направлению:
— создание в воинских частях 100 учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы;
— организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин в Вооруженных силах Российской Федерации (включая выплату им специальных стипендий).
Кроме того, предусматривается реализация проекта «Сельский школьный автобус».
2. Развитие гражданского общества
Предпосылки функционирования гражданского общества:
экономические — частная собственность (главная материальная гарантия личной свободы и человеческой самодеятельности), многоукладная экономика (разнообразие видов собственности), свободный рынок и конкуренция;
социальные — большая роль среднего класса (масса людей, лично на себе испытавших благотворное влияние рыночной экономики, конкурентной среды, исторической востребованности свободы, профессиональной и ответственной инициативы);
политико-правовые — юридическое равенство, обеспечение прав, децентрализация власти, политический плюрализм, местное самоуправление, личная свобода (свобода выбора, личная инициатива);
культурные — доступ к информации (право на информацию о том, что происходит в обществе, как оно управляется, какие проблемы являются основными), высокий уровень образования, веротерпимость.
Основные черты гражданского общества:
1) политический плюрализм (легально существующие независимые от государства политические организации);
2) добровольность участия граждан в общественной жизни;
3) частная собственность в качестве экономической основы;
4) наличие справедливых законов, отстаивающих права человека;
5) правовая и моральная ответственность индивида перед обществом за свои действия;
6) формирование идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности;
7) упразднение единства политики, идеологии и религии, утверждение раздвоения общественного и частного, общества и государства, права и морали, религиозного и светского.
Документы для анализа
Из работы академика Д. С. Лихачева «О национальном характере русских»
«С мнением киевлян и новгородцев постоянно должны были считаться князья. Новгородских князей даже не пускали жить в пределах города, чтобы избежать диктатуры. Люди свободно переходили из княжества в княжество, как и сами князья. А когда установились границы государства, началось бегство в казачество. Народ с трудом терпел произвол государства. Вече сменили собой земские соборы. Существовало законодательство, „Русская Правда“, „Судебники“, „Уложение“, защищавшие права и достоинства личности... Разве не свидетельствуют о неискоренимом стремлении к свободе личности постоянные бунты и такие вожди этих бунтов, как Разин, Булавин, Пугачев и многие другие? А северные гари, в которых во имя верности своим убеждениям сами себя сжигали сотни и тысячи людей! Какое еще восстание мы можем противопоставить декабристскому, в котором вожди восстания действовали против своих имущественных, сословных и классовых интересов, но зато во имя социальной и политической справедливости? А деревенские сходы, с которыми постоянно были вынуждены считаться власти! А вся русская литература, тысячу лет стремившаяся к социальной справедливости!»
Вопросы к документу:
1. Что вы знаете об исторических событиях, о которых упоминается в документе? 2. Каковы исторические корни российского свободолюбия? 3. Какие произведения русской литературы наиболее ярко выражали идеи свободолюбия и социальной справедливости? Почему? 4. Какие формы участия в политической жизни перечислены в документе? 5. Можно ли дополнить список перечисленных форм участия в политической жизни? 6. Какие из перечисленных форм участия в политической жизни вы считаете наиболее эффективными и оправданными? Почему?
Из работы немецкого историка, социолога Р. Михельса «Социология политической партии в условиях демократии» (1911)
«Вожди, являясь первоначально творением масс, постепенно становятся их властелинами — это истина, которую познал еще Гете, вложивший в уста Мефистофеля слова о том, что человек всегда позволяет властвовать над собой своему творению... По отношению к своим вождям масса проявляет гораздо больше послушания, чем к правительствам. Она терпит от них даже многие несправедливости, которые не потерпела бы от правительства...
...Независимость вождей усиливается по мере их незаменимости. Влияние, которое они оказывают, и экономическая безопасность их положения все более привлекательно действуют на массы и возбуждают честолюбие самых одаренных для вступления в привилегированную бюрократию рабочего движения...
Сами вожди, когда их упрекают в недемократическом поведении, ссылаются на волю масс, которая терпит их, т. е. на качества своих избирателей и себя как избранных. До тех пор пока массы выбирают и переизбирают нас вождями, утверждают они, мы остаемся законными представителями массовой воли и образуем с ней единое целое...
С точки зрения теории защита вождями принципа „требовать подчинения масс“ абсолютно очевидна и безупречна. Но на практике если и не выборы, то перевыборы вождей массами совершаются всегда при такой сильной обработке сознания и различных способах навязывания идей, что свобода принятия решения оказывается при этом в значительной степени подорванной. Нет никакого сомнения в том, что в процессе развития партии демократическая система сжимается в конечном счете до прав масс самим выбирать себе в данный период времени господ, которым они после их избрания обязаны оказывать послушание...»
Вопросы к документу:
1. Каковы отношения вождей и народных масс? 2. Какие примеры из современной жизни вы можете привести для подтверждения или опровержения взглядов автора? 3. Разделяете ли вы позицию автора текста? 4. Согласны ли вы с тем, что народ критикует правительства, но не вождей? Почему?
Словарные материалы
Коррупция (лат. corruptio — подкуп) — 1) использование должностным лицом своих прав, своего служебного положения с целью личного обогащения; продажность политических деятелей, должностных лиц; 2) использование служебного положения для достижения личных целей путем взяточничества и прочих незаконных средств обогащения; 3) испорченность, развращенность (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— в политике криминализации сфера власти и управления, проявляющаяся в срастании органов государственной власти, аппарата влиятельных политических партий, групп давления, судебных органов и т. д. с преступными группировками, преследующими цели использования возможностей управленческих структур для контроля над определенными ресурсами или кадрами, получения прямого дохода или прикрытия противозаконной деятельности уголовных элементов (Введение в политологию: словарь-справочник / под ред. В. П. Пугачева. — М., 1996).
Правовое государство — 1) тип государства, основными признаками которого являются: связанность правом, верховенство закона, разделение властей, правовая защита лиц, юридическое равенство гражданина и государства; 2) всеобъемлющая политическая организация общества, основанная на верховенстве закона, который создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека (гражданина), а также последовательного ограничения государственной власти с целью недопустимости злоупотреблений ею (Современный словарь по общественным наукам / под ред. О. Г. Данильяна, Н. И. Панова. — М., 2005);
— реальное воплощение идей и принципов конституционализма. В его основе — идея ограждения человека от государственного террора, насилия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантирование индивидуальной свободы и основополагающих прав человека (Сидельникова Т. Т. Политология: комментарии, схемы афоризмы / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темноклов, И. А. Шарагин. — М., 1999).
Социальное государство — характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Данная характеристика обозначает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Впервые социальный характер государства провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция РФ 1993 г. (ст. 7) провозглашает, что «РФ — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого положения вытекают следующие конституционные обязанности Российского государства:
а) охранять труд и здоровье людей;
б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда;
в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
г) развивать систему социальных служб;
д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (Энциклопедический юридический словарь. — М., 1999);
— форма организации государственной власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей благоприятной среды обитания (Политология: конспект лекций / сост. Д. И. Платонов. — М., 2000).
1 Такие таблицы давались при рассмотрении проектов в сельском хозяйстве и строительстве жилья.