Обществознание 11 класс - поурочные разработки
Повторение материала - ПОВТОРЕНИЕ
Цели: систематизировать знания по курсу «Обществознание»; формировать коммуникативные навыки учащихся.
Ход урока
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Перед началом урока учащиеся распределяются по группам в соответствии с выбранной темой задания.
Учитель рассказывает о совместном проекте Московского государственного университета и редакции газеты «Московский комсомолец», который называется «Покори Воробьевы горы!». Напоминает, что темы для предстоящего обсуждения взяты из заданий Проекта в 2006 г.
В ходе фронтальной беседы следует повторить правила поведения во время учебной дискуссии и разработать критерии оценивания выступлений.
На доске три ватманских листа, на которых написаны темы обсуждения. В ходе дискуссии капитан каждой команды накалывает на свой лист разноцветные фигурки.
Треугольник красного цвета - команда или выступающий не ответили на вопрос оппонентов.
Треугольник зеленого цвета - дан исчерпывающий ответ (оценку дает задавший вопрос).
Цифры 5,4, 3 синего цвета - оценка (оппонентов) за качество выступления.
После завершения обсуждения каждой темы подводятся итоги. Может быть выставлена индивидуальная оценка за наиболее интересное выступление. По каждой теме высказывается не менее трех человек от команды.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
I. Организационный момент
II. Выполнение тренировочных упражнений
Задание 1
1. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе. Человек существо не только биологическое, но и... Это и определяет необходимость прохождения процесса социализации каждым индивидом.
(Ответ: социальное.)
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: высшие.)
3. Установите соответствие типов обществ и характеристик общественного развития. Запишите последовательно буквы выбранных ответов.
Типы обществ Характеристики общественного развития
1) традиционное А) промышленный переворот
2) индустриальное Б) развитие информационных технологий
3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации
(Ответ: В, А, Б.)
4. Распределите перечисленное ниже следующим образом: две первые позиции должны характеризовать мажоритарную, а две последующие - пропорциональную избирательные системы. Цифры в каждой паре запишите в порядке возрастания.
1) голосование осуществляется по партийным спискам;
2) победителем считается тот кандидат, который набрал большее по сравнению с соперниками число голосов;
3) распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую из них голосов;
4) голосование осуществляется по избирательным округам за одного из нескольких кандидатов.
(Ответ: 2, 4, 1, 5.)
5. Что относится к вертикальной социальной мобильности? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.
1) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную квартиру на девятом этаже в том же доме;
2) рядовой инженер назначен руководителем проекта;
3) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из армии;
4) мелкий торговец продуктами питания начал заниматься продажей подержанных вещей;
5) гражданка вступила в повторный брак;
6) секретарь согласилась выполнять дополнительные обязанности.
(Ответ: 2, 3.)
Задание 2
1. Запишите слово, пропущенное в следующей фразе.
Материальное производство - это создание вещей, ... производство - создание идей.
(Ответ: духовное.)
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
(Ответ: гипотезы.)
3. Установите соответствие видов деятельности и определений. Запишите последовательно буквы выбранных вами ответов.
Виды деятельности Определения
1) игра А) освоение опыта предшествующих поколений
2) труд Б) преобразование предметов окружающего мира
3) учеба В) преобразование информации в процессе
4) общение, взаимодействие Г) осуществление реального действия воображаемыми средствами
(Ответ: Г, Б; А, В.)
4. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общественной жизни, три последующие - политическую сферу общественной жизни. Цифры в каждой тройке запишите в порядке их возрастания.
1) инфляция;
2) победа на выборах оппозиционной партии;
3) митинг в защиту конституции;
4) снижение темпов промышленного роста;
5) введение налога с продаж;
6) учредительный съезд партии.
(Ответ: 1, 4, 5, 2, 3, 6.)
5. Что из нижеприведенного относится к административным правоотношениям? Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания.
1) отношения правительства с министерствами;
2) отношения отдела внутренних дел с гражданами;
3) отношения городского департамента образования с частным лицеем;
4) отношения покупателя с продавцом;
5) отношения автора произведения с издательством.
(Ответ: 1, 2, 5.)
Задание 3
Выберите одно из следующих суждений и выскажите свое отношение к нему.
1. «Одно дело - лгать, другое - заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла» (Пьер Абеляр).
2. «Друзья, льстя, развращают, а враги, браня, обычно исправляют» (Аврелий Августин Блаженный).
3. «Жаль, что мы не можем увидеть того, что происходит в умах людей, когда они выбирают мнение, к которому присоединяются!» (Пьер Бейль).
III. Экспресс-опрос
На предлагаемые задания нужно давать ответ «да» или «нет». Если ответ «да», следует поднимать правую руку, если ответ «нет» - левую руку. Если ответ «не знаю», следует поднимать обе руки одновременно. Учитель может поднимать руку «неправильно», чтобы обострить ситуацию. После каждого задания учитель просит одного из учеников обосновать выбор ответа.
Общество и личность
1. Разрушение природы носит не только необратимый, но и неконтролируемый характер. (Да.)
2. Если численность людей постоянно растет, то поголовье диких животных сокращается. (Да.)
3. Социальный прогресс идет параллельно с природным регрессом. (Да.)
4. В широком смысле природа - это совокупность естественных условий существования человеческого общества. (Нет.)
5. Россия относится к числу постиндустриальных обществ. (Нет.)
Экономическая сфера
1. Товар - это не любой продукт, который можно продавать и покупать. (Нет.)
2. Малый бизнес внедряет больше нововведений, чем крупные фирмы. (Да.)
3. Производительный труд не создает товары. (Нет.)
4. Редкость - важнейшее качество труда. (Нет.)
5. Когда расходы больше доходов, разница называется положительным сальдо. (Нет.)