Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Социальные ценности и нормы - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с основными социальными ценностями и нормами права, показать специфику правового регулирования социальных отношений; 2) развивать умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями, различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к социальным ценностям, нормам права.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: комбинированный урок.
Ход уроков
I. Организационный момент
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой...
И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому - музыканта, третьему - лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей...
- О чем этот миф?
Сегодня на уроке речь пойдет о социальных ценностях и нормах - регуляторах человеческого поведения.
Тема урока: «Социальные ценности и нормы».
План уроков
1. Социальные ценности и нормы.
2. Социальные регуляторы.
II. Изучение нового материала
1. Социальные ценности и нормы
С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу. Но часто ли задумываемся над ними? Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. А что определяет суть этого монолога? Конечно, те ценности, которые двигают человеком. Что же такое ценности?
По ходу моего объяснения мы будем составлять конспект- схему.
Все ценности находятся во взаимосвязи, в единстве и образуют целостный внутренний мир человека - пирамиду ценностей.
- Постройте свою собственную пирамиду ценностей и объясните свой выбор.
- Как вы думаете, могут ли люди жить без ценностей? Свое мнение аргументируйте.
Ценности - это незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека. Без них человек существовать не сможет. Другое дело, что для кого-то золотой телец является главным ориентиром, а для кого-то высшей ценностью является дружба.
- И все же есть такие ценности, которым поклоняется абсолютное большинство жителей планеты. О каких ценностях я говорю? (Об общечеловеческих (вечных) ценностях.)
Вечные ценности
Добро Вера
Благородство Надежда
Достоинство Истина
Красота Свобода
Совесть Любовь
- Как вы думаете, какую роль эти ценности играют в жизни человека?
Следовательно, любая ценность носит социальный характер. Под социальной ценностью понимается компонент общественной жизни, наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Ценности активно воздействуют на сознание и поведение людей.
- Приведите примеры воздействия социальных ценностей на сознание и поведение людей.
Кто-то из вас спросит: а разве нормы поведения не воздействуют и не определяют поведение людей? Попробуем провести параллели между ценностью и нормой.
(По ходу объяснения выстраивается таблица.)
Ценности и нормы
Ценности |
Нормы |
1. Социальным ценностям как социальному регулятору свойственна высокая степень абстракции, умозрительности. 2. Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, но они лишь указывают на нечто желаемое. 3. Духовное регулирование социальных явлений представляет собой сложную систему |
1. Норма - признанный обязательным порядок, стандарт, образец. 2. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. 3. Норма выражает объективную потребность общества в упорядочении действий и взаимоотношений людей. 4. В обобщенном виде нормы условно подразделяют на социальные и технические. Социальная норма - общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности. 5. Классификация норм: • моральные; • правовые; • политические; • религиозные; • традиции; • обычаи; • ритуалы |
Регулирование поведения людей социальными нормами осуществляется тремя способами:
• дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;
• предписание - указание на требуемое действие;
• запрет - указание на действия, которые не следует совершать.
Внимательно изучите данные таблицы «Социальные нормы» и укажите, какие из представленных норм являются запретом? Какие - предписанием? Какие - дозволением?
Социальные нормы
Виды |
Пример |
Обычаи |
Празднование Нового года в ночь на 1 января |
Традиции |
Регулярные встречи выпускников учебного заведения |
Правовые нормы |
«Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (Конституция РФ, ст. 29(2)) |
Моральные нормы |
Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе |
Политические нормы |
«Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (Конституция РФ, ст. 3(2)) |
Эстетические нормы |
Канон пропорций человеческого тела, утвердившийся в пластике Древнего Египта, и разработанная древнегреческим скульптором Поликлетом система идеальных пропорций человеческого тела, ставшая нормой для Античности |
Религиозные нормы |
«Никому не воздавайте злом за зло, заботьтесь о добром между всеми людьми... Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место Гневу Божию» (Введение в христианскую Библию. Новый Завет. СПб., 1993. С. 173) |
Правила этикета |
Помощь ребенку, беспомощному, старому, женщине... |
Мода |
Мода на одежду спортивного стиля |
2. Социальные регуляторы
Важнейшим понятием социологии является социальное действие, т. е. преднамеренный, целенаправленный акт поведения, ориентированный на других, на их ответные действия.
- Скажите, каким должно быть поведение человека, включенного в систему социальных отношений.
Рассмотрим эти регуляторы более подробно.
Мораль
Правовое регулирование социальных отношений
Правоведы утверждают, что правовая система без правовой культуры не существует. Чтобы наглядно представить, что такое правовая культура общества и личности, из каких частей она состоит, нарисуйте (схематически) дом в три этажа. На каждом из этажей расположена одна из трех характеристик правовой культуры:
1. Правовые знания и умение ими пользоваться.
2. Положительное отношение к праву (уважение к праву).
3. Правомерное (правопослушное) поведение, действия в соответствии с законом.
Расположите эти характеристики по этажам по своему усмотрению.
Затем дорисуйте фундамент дома (т. е. то, на что правовая культура опирается). Поместите в него все, что вам покажется существенным, из следующего перечня составляющих общей культуры: нравственная культура, художественная культура, политическая культура, техническая культура, информационная культура... Свой выбор обоснуйте. Затем представьте свою работу.
III. Итог уроков
Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
- Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.
- Суть правовой культуры правоведы выражают формулой: «Знать - уважать - соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?
- На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
- Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными - поступая умеренно, смелыми - делая смелые поступки... Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?
Домашнее задание
Выучите § 5, выполните задания. Напишите эссе на тему: «Если бедность - мать преступлений, то недостаток ума - их отец» (народная мудрость).