Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Роль экономики в жизни общества - СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Цели и задачи: 1) познакомить с местом и ролью экономики в жизни общества, показать причины процветания страны, проблемы рыночной экономики, раскрыть роль культуры в развитии цивилизованной рыночной экономики; 2) развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам экономики.
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-исследование.
Ход уроков
I. Организационный момент
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина главный герой, старик, мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, какие желания она выполняла? Сначала корыто, затем изба, потом высокий красивый терем и прочее.
Красивая сказка... Кому же из нас не хочется получить все, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далеком детстве золотая рыбка...
Какую роль играет экономика в жизни общества? Надо ею восхищаться или ругать ее? Попробуем найти ответы на эти вопросы.
Тема урока: «Роль экономики в жизни общества».
План уроков
1. Экономика как подсистема общества.
2. Экономика и уровень жизни.
3. Экономика и социальная структура общества.
4. Экономика и политика.
5. Экономика и культура.
II. Изучение нового материала
Экономика как подсистема общества
Термин «экономика» впервые употребил древнегреческий философ Ксенофонт (430-354/355 до н. э.), озаглавив свой трактат «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями не к царям, а к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы. Само слово «экономика» произошло от греческих слов «дом», «хозяйство» и «номос» - закон.
Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384-322 до н. э.). В своих экономических рассуждениях он выходил далеко за рамки домоводства. Его труды так и остались высшим достижением экономической мысли Античности.
Что же сегодня подразумевает понятие «экономика»? Посмотрите на схему:
Экономическая жизнь общества
- Скажите, что происходит в процессе производства.
- Могут ли потребление и распределение людьми товаров и услуг существенно влиять на производство? Приведите примеры, подтверждающие ваши размышления.
- Как вы относитесь к уравнительному принципу распределения? Объясните свое мнение.
- Как вы думаете, почему важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми?
- Как связаны между собой развитие общества и развитие его экономической жизни?
Итак, развитие общества и развитие его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть, осуществляя взаимное влияние друг на друга. Графически это можно представить следующим образом:
- Предположите, почему экономическая жизнь оказывает влияние на общество, и наоборот. (Примерный ответ. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; общественное производство определяет появление и развитие социальной структуры; экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.) Большую роль в регулировании экономических отношений играют экономические институты. Экономические институты - нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники. Они включают:
• формальные правила - кодексы, законы, подзаконные акты и т. д.;
• неформальные правила - традиции, обычаи, привычки, стереотипы поведения субъектов экономики.
Понятие «экономические институты» нередко используется для обозначения экономических категорий - рынка, собственности, конкуренции, налогов и т. д.
- Разбившись на группы, обсудите и назовите основные направления развития экономической сферы жизни современного общества на рубеже двух веков. Оцените в целом эти перемены. (Примерный ответ. Основные направления развития экономической сферы: компьютеризация, информатизация, новые технологии, появление экономики знаний; человеческий интеллект превратился в фактор, определяющий масштабы и облик современного производства; развитие творческих индивидуальных качеств и способностей человека - основного участника производства.)
Мы получили общее представление об экономике как подсистеме общества. Теперь, разбившись на четыре творческие группы, проведите исследовательскую работу по анализу роли и места экономики в жизни общества.
Первая группа исследует вопрос «Экономика и уровень жизни». Используется материал пункта 2 § 3 и дополнительный материал.
Вторая группа исследует вопрос «Экономика и социальная структура общества». Используется материал пункта 3 § 3.
Третья группа исследует вопрос «Экономика и политика». Используется материал пункта 4 § 3.
Четвертая группа исследует вопрос «Экономика и культура». Используется материал пункта 5 § 3.
По окончании каждая группа представляет результаты работы.
Дополнительный материал для первой группы
Экономика и уровень жизни населения
Общее изменение экономической ситуации в стране с 1991 г. привело к существенному снижению уровня жизни ее населения. В 1991-1995 гг. произошло падение его денежных доходов на 40-50%, чему способствовало раскручивание инфляции.
Наблюдался резкий рост дифференциации доходов. Соотношение доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения в 1990 г. составляло 4,4, а в 1997 г. - 13,2 раза.
Изменилась структура потребления семей. Вырос удельный вес расходов на питание и соответственно уменьшилась доля расходов на непродовольственные товары. Сократилось потребление многих продуктов питания, особенно в сельской местности. Резко снизился физический объем платных услуг населению.
Ухудшилось качество жизни населения, что отразилось на динамике ряда демографических показателей (рождаемость, смертность, продолжительность жизни, заболеваемость населения). Индекс развития человеческого потенциала, основанный на индексах средней ожидаемой продолжительности жизни, образования и ВВП, упал в России с 0,848 в 1992 г. до 0,78 в 1996 г., что свидетельствует о выходе ее из ряда развитых стран.
Ситуация в сфере потребления и уровня жизни населения определяется взаимодействием двух составляющих: доходов населения (уровень, динамика, дифференциация) и потребительского рынка товаров и услуг (насыщенность рынка и его обеспеченность, цены и их динамика).
Если в доперестроечной экономике основные проблемы были связаны с развитием потребительского рынка (дефицит), то сейчас сферы доходов (чрезвычайно низкого их среднего уровня и высокой дифференциации). Важнейшей задачей следует считать подъем уровня жизни россиян на основе проведения политики, направленной на рост доходов, то есть программы долговременного экономического роста и инвестиций, стабилизации кредитно-денежной системы, занятости и создания рабочих мест.
Вопросы
1. Выделите основные характеристики уровня жизни населения.
2. Какие изменения произошли в уровне жизни россиян в результате проводимых реформ в обществе? Изменились ли и как доходы и потребление в вашей семье?
3. Назовите причины, на ваш взгляд приведшие к ухудшению качества жизни населения. Отражают ли они взаимосвязь экономических преобразований и изменений в уровне жизни россиян? Аргументируйте ответ.
Презентация работы первой группы
Наша группа, исследовав проблему взаимодействия экономики и уровня жизни, пришла к следующим выводам, которые представляет графически:
Презентация работы второй группы
Наша группа получила задание исследовать и проанализировать взаимосвязь экономики и социальной структуры общества.
Для исследования мы выбрали взаимосвязь экономики с такими показателями как:
• общая численность населения и темпы его роста;
• состояние здоровья общества;
• формирование профессиональных социальных общностей;
• неравенство в доходах и богатстве.
Исследование взаимосвязи общей численности населения и темпов его роста с экономическим развитием общества
Исследование взаимосвязи состояния здоровья населения и уровня экономического развития
Исследование и анализ влияния экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей
Для анализа мы решили исследовать и проанализировать зависимость структуры американского общества от экономических доходов.
Схема «Социальная структура современного американского общества» четко показывает, что взаимосвязь носит прямопропрциональный характер:
1. Так, богатые занимают самые лучшие должности и имеют самые престижные профессии.
2. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций.
3. К зажиточным слоям, составляющим средний класс, в американском обществе относят юристов, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию.
4. К низшим слоям относятся неквалифицированные рабочие, безработные, нищие.
5. Рабочий класс согласно современным представлениям составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами общества.
Социальная структура современного американского общества
Очень интересным нам показался материал следующего содержания: «В странах с эффективной экономикой модель социальной структуры общества подобна лимону - с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоев.
В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита).
Третья модель характерна для многих стран Восточной и Центральной Европы и для современной России: это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляют примерно 80% населения (бедные слои), около 30,5% - ее вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску».
Исследовав проблему, мы пришли к следующему выводу:
1. Социальное расслоение общества, которое напрямую связано с экономическим развитием, обостряет противоречия интересов различных социальных групп.
2. Рыночную экономику необходимо корректировать путем проведения определенной социальной политики, чтобы не допустить социального взрыва.
3. Социальная политика Российского государства на современном этапе предполагает:
• поддержку малоимущих граждан;
• регулирование трудовых отношений;
• содействие в трудоустройстве незанятого населения;
• свободу выбора профессии;
• обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров;
• обеспечение свободы предпринимательства.
4. Согласование интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальным, поэтому экономическая и социальная сферы должны взаимно поддерживать друг друга.
Презентация работы третьей группы
Наша группа получила задание исследовать и проанализировать взаимосвязь экономики и политики.
Свою работу мы представляем графически:
Экономика и политика
В свою очередь, на экономическую жизнь оказывают влияние политические институты общества.
Это выражается в следующих факторах:
Презентация работы четвертой группы
Наша группа получила задание исследовать и проанализировать взаимосвязь экономики и культуры.
Работу представляем графически.
Экономическая деятельность создает материальную основу и условия для развития:
Влияние процессов глобализации, происходящих в мировой экономике, на культуру:
Влияние культуры на экономику:
III. Итог уроков
Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте.
Конфуций говорил: «Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести». Определите свое отношение к высказыванию и приведите примеры из истории или современной жизни в подтверждение этих слов.
Посмотрите на доску. Перед вами модели соотношения государства и экономики:
• на первой схеме изображены два круга, которые пересекаются друг с другом небольшим участком;
• на второй схеме круги «государство» и «экономика» совпадают друг с другом;
• на третьей схеме круг «экономика» находится внутри круга «государство»;
• на четвертой схеме круг «государство» и круг «экономика» не пересекаются;
• на пятой схеме круг «государство» находится внутри круга «экономика»;
• на шестой схеме круги пересекаются друг с другом на большом участке.
- Какая схема в большей мере отражает соотношение государства и экономической сферы? Почему?
Домашнее задание
Выучите § 3, выполните письменное задание: вообразите и опишите ситуацию, при которой человечество оказалось исключенным из сферы экономики.