Образование - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Обществознание 11 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Образование - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Цели и задачи: 1) познакомить с особенностями системы образования в России, показать факторы влияния образования на функционирование и развитие общества, взаимосвязь образования и культуры, выявить и проанализировать тенденции развития образования в XXI в., главные задачи модернизации образования в России; 2) развивать умения осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, осуществлять исследовательскую деятельность; 3) формировать отношение к процессу образования.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: урок-проблема.

Ход уроков

I. Организационный момент

У крестьянина перестал работать трактор. Все его попытки починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, прицелился, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился:

- Как, ты хочешь сто монет только за один удар молотком!

- Дорогой друг, - ответил мастер, - за удар молотком я запросил только одну монету, а остальные девяносто девять монет я беру с тебя за мои знания, благодаря которым я исправил поломку, сделав всего лишь один удар по нужному месту.

Сегодня мы рассмотрим проблему соотношения личности, общества и образования.

Тема урока: «Образование».

План уроков

1. Личностная и социальная значимость образования.

2. Тенденции развития образования в современном мире.

3. Российское образование на пути модернизации.


II. Изучение нового материала

1. Личностная и социальная значимость образования

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «образование»? Какие функции выполняет образование?

(Выслушиваются ответы учащихся, выстраивается схема.)



В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества и государства.

Сегодня некоторые школьники говорят о том, что не следует столько сил и энергии тратить на получение образования. Мол, и без Пушкина прожить можно...

- Как вы думаете, в чем состоит личностная и социальная значимость образования. Представьте свою работу наглядно.

Презентация работы учащихся

Личностная и социальная значимость образования:

1. Личностный ориентир:

• человек - высшая ценность, а право на образование - один из главных прав личности;

• образование заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности;

• это процесс педагогически организованной социализации личности;

• образование позволяет получить знания, умения, необходимые для успешной деятельности в различных сферах жизни;

• оно вводит человека в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации;

• образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию;

• одним из показателей личностного и общественного значения образования является интеллектуальный капитал.

2. Социальный ориентир:

• получение образования в интересах общества и государства;

• забота об образовании - приоритетное направление демократических государств;

• образование положительно воздействует на социальные процессы;

• велика его роль в укреплении демократического общества и правового государства;

• образование способствует укреплению национальной безопасности;

• образование способствует экологической безопасности;

• образование укрепляет экономическую безопасность;

• образование необходимо для укрепления военно-технического потенциала страны.


2. Тенденции развития образования в современном мире

- Работая с пунктом 2 § 32, составьте список основных тенденций в развитии образования.

Основные тенденции в развитии образования

1. Главная тенденция - «в просвещении быть с веком наравне». Образование должно соответствовать мировому уровню общей и профессиональной культуры. В основе этой тенденции лежат четыре принципа:

• научиться познавать;

• научиться делать, работать, приобретать компетентность;

• научиться жить вместе, сосуществовать;

• воспитывать личность.

2. Демократизация образования - во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получило среднее и высшее образование.

3. Рост продолжительности образования.

4. Непрерывность образования - работник должен быть способен к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ.

5. Гуманизация образования.

6. Внимание к личности учащегося, индивидуальным особенностям.

7. Гуманитаризация образования - повышение роли гуманитарных дисциплин в учебном процессе.

8. Интернационализация образования - интеграция образовательных систем.

9. Компьютеризация образования - использование новых технологий обучения

- Какую из представленных тенденций вы считаете самой главной? С какой не согласны? Почему?


3. Российское образование на пути модернизации

Человечество не стоит на месте. Оно постоянно усовершенствуется, обновляется. Не стало исключением и система образования.

- Почему возникла необходимость в модернизации образовательной системы, которой мы так долго гордились?

(По ходу ответов учащихся выстраивается схема.)



Направления модернизации в современной школе:

• разработка государственных стандартов среднего и высшего образования;

• разработка новых учебных программ;

• подготовка нового поколения учебников;

• проведение ЕГЭ;

• осуществление профильного обучения в школе;

• развитие внешкольных форм образования;

• улучшение финансового обеспечения образования.

В системе образования продолжает оставаться множество проблем.

Предлагаю вам, ученикам, которые покидают школу, высказать свое аргументированное мнение относительно решения следующих проблемных вопросов:

1. С какого возраста начинать обучение в школе - с 5, 6 или 7 лет?

2. Сколько классов должна охватывать начальная школа - 4, 5 или 6?

3. Нужна ли профильная школа (10-11 классы)? Каким должен быть ее учебный план (например, нужны ли гуманитариям физика и математика)?

4. Целесообразно ли государственное решение об обязательном 11-летнем образовании.

5. Нужно ли переходить к 12-летнему обучению в школе?

6. Частная или государственная школа - что лучше?

7. Статус человека с дипломом.


III. Итог уроков

Проанализируйте данные диаграммы, свидетельствующие о мотивах получения высшего образования согласно опросам российской молодежи в 2003 г.

- Какие особенности данной социальной группы в нашей стране отражают эти данные?



Вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Существуют две точки зрения на роль образования. Первая - образование трактуется исключительно как средство подготовки к будущему. Вторая - образование должно не только работать на будущее, но и обеспечивать возможность решения обучающимися значимых для них проблем здесь и сейчас.


Домашнее задание

Выучите § 32, выполните задания. Опираясь на свой опыт, сформулируйте в виде тезисов, что надо изменить в школе для того, чтобы она обеспечивала высокое качество знаний и учитывала интересы учащихся.






Для любых предложений по сайту: [email protected]