Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
ИСТОЧНИКИ ПРАВА - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок;
метапредметных:
— умение определять назначение и функции такого социального института, как право;
— владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;
предметных:
— владение понятиями «источники права», «нормативно-правовой акт», «закон», «естественное право»;
— владение умениями выявлять иерархические связи нормативно-правовых актов.
Задачи занятия:
1) представить сущностные характеристики источников права: формы права, иерархию правовых актов РФ;
2) характеризовать отличительные черты закона и подзаконного акта;
3) характеризовать стадии законотворческого процесса.
II. Место темы в системе учебных занятий
Данная тема тесно связана с двумя предыдущими и занимает важное место в главе. Она содействует формированию личностного отношения учащихся к правам и свободам человека как высшей ценности, уважения к праву и закону. В теме даётся общая характеристика основных источников права, раскрываются стадии законотворческого процесса в РФ. Одна из особенностей темы в том, что её ведущее понятие «источники права» опирается на уже изученные понятия: «право», «права человека», «закон». Другая особенность: ряд рассматриваемых в теме документов (Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека) знакомы учащимся из курса основной школы. Задача учителя — обогатить эти знания, включая их в систему новых знаний об источниках права.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Основы права: учеб, пособие / под общ. ред. М. Б. Смоленского. — М., 2012. — Гл. 1.
Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы права: учебник. — М, 2013.
Право: учеб, для 11 классов. Профильный уровень / под ред. Л. Н. Боголюбова. — М., 2013.
Оборудование
Таблицы «Основные источники права» и «Стадии законотворческого процесса», схема «Иерархия нормативно-правовых актов», компьютер. Возможно использование сайтов: www.duma.gov.ru; www.asozd.duma.gov.ru. Текст статьи 5 ГК РФ.
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Комбинированные уроки, сочетающие изложение материала учителем и организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся: работу с текстом учебника, документами, выполнение учебно-познавательных заданий.
2-й вариант. Школьная лекция, где рассматривается основное содержание темы, акцентируется внимание на наиболее сложных и малознакомых учащимся вопросах. Лабораторно-практическое занятие: решение учащимися учебно-познавательных задач, работа с фрагментами правовых документов.
Ход занятия
Мотивационный этап
Желательно начать урок с беседы с классом по вопросам в начале параграфа (с. 194), направленной на развитие интереса учащихся к изучению нового материала. При этом не следует добиваться полных и правильных ответов на поставленные вопросы. Повторно вернуться к ним можно при закреплении изученного материала или при выполнении домашнего задания.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Что такое источник права.
2. Основные источники (формы) права.
3. Виды нормативных актов.
4. Законотворческий процесс.
1. Первый вопрос темы может быть кратко изложен учителем в рамках учебника. Старшеклассникам даётся задание самостоятельно сформулировать, что такое источник права. В процессе проверки выполнения задания важно подвести учащихся к выводу, что источник права — это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.
2. При изучении второго вопроса организуется самостоятельная работа учащихся с разделом параграфа «Основные источники (формы) права». Десятиклассникам предлагается прочитать выделенные в тексте фрагменты об источниках права (правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право; в юридической литературе к источникам права относят также нормативный договор), письменно поставить 2—3 вопроса к каждому фрагменту и назвать графы в таблице учебника «Основные источники права». Приведём возможные варианты ответов в процессе коллективного обсуждения результатов выполнения задания.
1) Правовой обычай. Что такое правовой обычай? Когда возник правовой обычай? Какова роль правового обычая в современной российской юридической системе?
2) Судебный прецедент. Что понимается под судебным прецедентом? В каких странах судебный прецедент является одним из основных источников права? Используется ли судебный прецедент как источник права в современной России?
3) Нормативно-правовой акт. Что такое нормативно-правовой акт? Каковы отличительные признаки (особенности) нормативно-правового акта по сравнению с правовым обычаем и судебным прецедентом? Почему для нормативно-правового акта характерен особый юридический язык?
4) Естественное право. Что понимается под естественным правом? Почему естественные права человека занимают ведущее место в иерархии источников права? В какой главе Конституции РФ закрепляется естественный и неотчуждаемый характер прав человека?
Первая графа таблицы по вертикали может быть названа «Источники права», вторая графа — «Основные характеристики источников права».
Для закрепления работы по первым двум пунктам плана школьникам с разным уровнем подготовки можно предложить выполнить задания в группах. Наиболее подготовленным учащимся — поработать со статьёй 5 ГК РФ и ответить на вопрос к тексту. Учащимся со слабой обществоведческой подготовкой — выполнить задание 3. Желательно, чтобы учитель пояснил, что под обычаем здесь принято понимать правила поведения, устоявшиеся в силу многократного повторения и общественного признания, например традицию исполнения договорных обязательств.
Статья 5 Гражданского кодекса РФ «Обычай».
1. Обычаем делового оборота признаётся сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе.
2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
Учитель формулирует задание: опираясь на знания о правовом обычае, назовите признаки обычая. Учащиеся должны выделить следующие позиции:
1) сложившиеся правила поведения;
2) широко применяемые правила поведения;
3) правила поведения в определённой области предпринимательской деятельности;
4) правила поведения, не предусмотренные законодательством.
3. Третья позиция плана может быть изучена на основе беседы с классом, в процессе которой учащимся предлагается самостоятельно (поэтапно) создать схему иерархии нормативно-правовых актов. Вначале следует подчеркнуть, что нормативно-правовые акты разделяются на два вида:
1) законы и 2) подзаконные акты. В зависимости от юридической силы устанавливается соподчинение — иерархия нормативных актов.
Вопросы для беседы:
1) Что понимается под законодательным актом?
2) Почему Конституция РФ является Основным законом страны?
3) Какие законы, по вашему мнению, обладают высшей юридической силой и почему?
4) Чем отличаются федеральные конституционные законы от текущих (обычных) федеральных законов? Какие примеры этих законов вы могли бы привести?
5) Чем объяснить, что в России наряду с федеральными законами издаются законы субъектов РФ?
6) Почему Конституция РФ (ст. 71—76) строго разграничивает порядок и пределы действия тех и других законов?
7) Что такое подзаконный акт? Какие подзаконные акты вам известны? Какова их соподчинённость?
В процессе беседы учитель дополняет ответы учащихся, приводит конкретные примеры законов и подзаконных актов. Схема иерархии нормативно-правовых актов может выглядеть так:
Законы |
Конституция Российской Федерации |
Федеральные конституционные законы |
Федеральные законы |
Законы субъектов РФ |
Подзаконные акты: — приказы и распоряжения Президента; — постановления Правительства; — инструкции и постановления министерств; — инструкции и постановления органов исполнительной власти; — нормативные акты органов местного самоуправления |
На заключительном этапе изучения этого пункта плана целесообразно предложить десятиклассникам практическое задание: определите вид следующих нормативно-правовых актов: Конституция Республики Башкортостан, постановления Правительства РФ, указ мэра Москвы, федеральный закон.
4. Четвёртый пункт плана «Стадии законотворческого процесса» может быть изложен на конкретном примере самим учителем, скажем, на примере закона «Об образовании». Учащимся предлагается самостоятельно в процессе изложения заполнить таблицу.
Стадии законотворческого процесса
Стадии |
Содержание стадий |
1. Законодательная инициатива |
Субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации и члены Совета Федерации, Госдума и её депутаты, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный и Верховный суды РФ |
2. |
Так, учитель подчеркнёт, что инициаторами законопроекта «Об образовании» выступили Правительство РФ и депутаты Госдумы от КПРФ (август 2012 г.).
Обсуждение законопроектов началось в октябре 2012 г. Правительственный законопроект, который готовил комитет по образованию ГД РФ, был принят в первом чтении, а альтернативный (законопроект КПРФ) отклонён. Над законопроектом продолжалась активная работа вплоть до декабря 2012 г. Вносилось немало предложений по совершенствованию документа.
Принятие закона Госдумой произошло 21 декабря 2012 г.
26 декабря 2012 г. он был принят Советом Федерации, а 29 декабря того же года подписан Президентом РФ.
Закон вступил в силу 1 сентября 2013 г.
Группе десятиклассников можно предложить, опираясь на материалы СМИ, интернет-ресурсы, выяснить основные положения нового закона применительно к учащимся школ и вузов. По результатам проведённого исследования подготовить небольшое сообщение и его компьютерную презентацию.
В заключение можно поставить вопрос: как вы думаете, в чём для вас состоит практическое значение изученного вами теоретического материала? Важно подвести учащихся в процессе беседы к практическим выводам, содержащимся в конце параграфа.
Этап закрепления
Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, используя следующие задания:
1. Найдите в приведённом ниже списке этапы законотворческого процесса и расставьте их в соответствии с последовательностью.
A) принятие закона в Совете Федерации
Б) обсуждение законопроекта в Государственной думе
B) законодательная инициатива
Г) принятие закона в Государственной думе
Д) подписание и обнародование закона
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и подчеркните цифру, под которой оно указано.
1) правовой обычай
2) естественное право
3) источник права
4) судебный прецедент
5) нормативно-правовой акт
3. Назовите любые три источника права и проиллюстрируйте каждый из них конкретным примером.
4. Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,
1) принимается компетентным государственным органом
2) обеспечивается принудительной силой государства
3) отражает представления общества о справедливости
4) фиксирует решение суда по конкретному делу
Домашнее задание
Выполнение вышеуказанных заданий поможет учителю определить степень достигнутых учащимися результатов и в соответствии с этим предложить группам школьников в качестве домашней работы те задания, с которыми они справились в наименьшей степени. Например, если группа учащихся не справилась с заданием, направленным на понимание иерархии нормативно-правовых актов, то этой группе предлагается дома выполнить задание 2 (с. 206). Всем учащимся можно предложить прочитать текст документа в конце параграфа и ответить на вопросы к нему.