Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— понимание необходимости личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов;
— представление о необходимости эстетического образования;
— готовность к образованию и самообразованию;
— понимание значимости для существования современного человеческого общества толерантного поведения, умения вести диалог с другими людьми, имеющими иные эстетические представления, достигать с ними взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
метапредметных:
— умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывая их позицию;
— умение определять и оценивать последствия для личности и общества распространения массовой культуры;
— умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения на массовую культуру, участвовать в дискуссии по теме;
предметных:
— усвоение понятий «массовая культура», «средства массовой информации»;
— понимание причинно-следственных связей между появлением массовой культуры и превращением её в экономический продукт;
— умение с опорой на экономические знания приводить аргументы, доказывающие коммерческий характер массовой культуры;
— умение обосновывать собственную точку зрения на роль массовой культуры в жизни общества и личности.
Задачи занятия:
1) охарактеризовать особенности массовой культуры;
2) сформировать понимание взаимосвязи особенностей современной жизни и массовой культуры;
3) раскрыть причины появления массовой культуры;
4) дать представление о роли НТР и СМИ в развитии и распространении массовой культуры.
II. Место темы в системе учебных занятий
Осмысленному усвоению учащимися темы «Массовая культура» поможет использование ранее пройденного материала. Так, стоит обратиться к проблеме ответственности как внутреннего регулятора, рассмотренной в § 7 «Свобода и необходимость в деятельности человека», а также к материалу, посвящённому духовному миру личности, творческой деятельности, духовным ценностям и т. д., которые были рассмотрены в § 10 «Духовная культура общества» и в § 11 «Духовный мир личности». При объяснении нового материала необходимо опереться на знания, полученные учащимися в процессе изучения курса истории России (темы «Культура России начала XX в.»), а также знаний, полученных при изучении литературы.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Обществознание. Профильный уровень. Учеб, для 10 класса / под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М., 2013. — § 18.
Лазебникова А. Ю., Ерохина Е. В., Савельева О. О. Современная массовая культура: учеб, пособие для 10—11 классов. — М., 2005.
Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. — М., 1982.
Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация общества. — М., 1991.
Смольская Е. П. «Массовая культура»: развлечение или политика? — М., 1986.
Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. — М., 1994.
Флиер А. Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. — М., 1998. — № 6. — С. 138.
Фетисова Т. А. Культура города // Человек: образ и сущность. — М., 2000.
Оборудование
Презентация «Массовая культура».
IV. Организация учебной деятельности
Вариант организации работы
1-й час: изучение двух первых пунктов плана занятия. 2-й час: изучение третьего и четвёртого пунктов плана.
Ход занятия
Мотивационный этап
Занятие можно начать с презентации произведений уровня кич. Например, показать короткие фрагменты из фильмов «Изгоняющий дьявола». (1973), «Хрустальный башмачок и роза» (1976), «Дракула» (1992) и др., воспроизвести фрагменты эстрадных песен типа «Ксюша» в исполнении А. Апиной и др. (на презентацию стоит отвести не более 7 минут).
По завершении демонстрации имеет смысл провести минидискуссию, спросив учащихся: можно ли данные произведения отнести к культуре?
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Характерные черты массовой культуры.
2. Что привело к появлению массовой культуры.
3. Средства массовой информации и массовая культура.
4. Симптом вырождения общества или условие его здоровья?
1. Объяснение феномена массовой культуры целесообразно начать с его определения. Стоит отметить, что если происхождение слова «культура» учащимся знакомо, то этимология слова «масса» вряд ли их интересовала, поскольку оно вроде бы настолько понятно, что в объяснениях не нуждается. А между тем оно восходит к латинскому слову massa, которое означает «ком», «кусок». Для создания эмоционального поля можно спросить у школьников, какие ассоциации, образы у них возникают, когда они слышат эти слова; попросить подобрать синонимы к слову «масса» (в этом случае, как правило, школьники называют слово «толпа»).
Можно обратить внимание десятиклассников на то, что определений понятия «массовая культура» достаточно много и в одном из них присутствуют как названные ими образы, так и понятие «толпа», указанное ими в качестве синонима: «Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объёмах, выступает в качестве индустрии досуга, развлечений и формирует эстетические вкусы «среднего потребителя», «человека толпы».
При разборе особенностей массовой культуры можно дополнить материал учебника. Так, характеризуя такую черту, как общедоступность, утверждая, что произведения массовой культуры «могут быть и великолепными, и средними, и совсем убогими», учитель может сказать о том, что многие учёные не рассматривают массовую культуру как нечто однородное и выделяют три её уровня:
— кич культура, или низшая культура. Один из признаков: низкопробность, доходящая до вульгарности. По мнению некоторых исследователей, слово «кич» произошло от немецкого слова Kitsoh, использовавшегося в музыкальном жаргоне и в переводе означавшего «халтура». Часть учёных считают, что данное слово восходит к английскому for the kitchen (для кухни), означая то, что лучшего применения недостойно. Кич в наше время получил широкое распространение практически во всех формах искусства. Это не только примитивизация, отход от этических, эстетических и других ценностей. Кич-культура предлагает продукт, не требующий ни размышлений, ни исканий. Кроме того, экспансия этой разновидности массовой культуры связана с предельно упрощённой подачей проблем, встающих перед человеком, опорой на стереотипы. Главное в киче — это зрелищность, привлекающая не слишком образованного обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно;
— мид-культура, или культура «средней руки», иногда её ещё называют посредственной культурой. Она не является откровенной халтурой, не приносит особого вреда человеку, её потребляющему, но и не зовёт «в даль светлую»;
— арт-кулътура, приближающаяся к высокой культуре, не лишённая художественного содержания, эстетического вкуса. Этот уровень рассчитан на людей с достаточно высоким образованием, чурающихся абсолютного примитива, не позволяющих себе даже от нечего делать тратить время на просмотр, прослушивание кича.
Стоит указать на то, что потребителями массовой культуры в наши дни являются практически все жители планеты. Отмечая демократичность массовой культуры, американский филолог М. Белл писал, что она «адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства».
2. Поскольку у учащихся есть знания по истории, то причины появления массовой культуры имеет смысл разобрать в ходе краткой беседы по следующим вопросам: какие изменения произошли в жизни людей в конце XIX — начале XX в.? Какие технические новшества вошли в жизнь общества в конце XIX — начале XX в.?
Среди культурологов нет единого мнения о том, когда стали появляться первые элементы массовой культуры. Например, некоторые полагают, что элементы культуры, которая сейчас расценивается как массовая, появились давно. К её предвестникам относят, например, адаптированные для простого люда тексты Священного Писания (так называемую «Библию для нищих»). Это были иллюстрированные книги Ветхого и Нового Завета, а также библейские рассказы в картинках с минимумом текста. Первые произведения из этой серии появились в Западной Европе в начале XV в. Появление книгопечатания и, как следствие, большая доступность литературных изданий стали ещё одним шагом к появлению феномена массовой культуры. Немаловажную роль в подготовке к её победному шествию сыграли приключенческие, авантюрные, детективные романы, которые стали появляться в европейской литературе начиная с XVII—XVIII вв., и одним из первых таких романов был «Робинзон Крузо» Д. Дефо. Свою лепту в этот жанр вложили и русские писатели, один из которых, М. Комаров (1730—1812), написал роман о приключениях английского аристократа под названием «Повести о приключениях английского милорда Георга», пользовавшийся огромной популярностью у читающей публики XVIII—XIX вв.
И всё-таки время рождения массовой культуры — это рубеж XIX—XX вв., ознаменовавшийся появлением радио- и киноиндустрии.
Раскрывая причины популярности массовой культуры, следует назвать ещё один её феномен. Речь идёт об иллюзорно-компенсаторной функции: приобщении человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз. Психологи утверждают, что люди, уставшие от повседневной монотонности, загруженности на работе, погони за успехом, с удовольствием бегут от реальности в мир фантазий и грёз. Не случайно массовую культуру называют культурой антиусталости. И она справляется с возложенной на неё задачей: в многочисленных мюзиклах, комиксах, детективах, вестернах, мелодрамах представлена яркая и интересная жизнь, утверждается простая и старая как мир идея о том, что добро всегда вознаграждается.
Затем школьники могут прочитать текст учебника и выписать в тетрадь причины появления массовой культуры. После обсуждения выполненного задания окончательный вариант ответов в тетради может выглядеть следующим образом:
«Причины появления массовой культуры: технический прогресс; механизация труда; секуляризация культуры; урбанизация; распространение рыночных отношений на область культуры; монотонность, однообразие реальной жизни; психологическая усталость значительной части людей; становление системы всеобщего образования; рост уровня жизни».
3. Вопрос о влиянии СМИ на массовую культуру можно рассмотреть в ходе беседы, по окончании которой учащимся предлагается самостоятельно составить следующую схему:
Влияние СМИ на массовую культуру
Средства массовой информации |
||
Приобщают к массовой культуре |
Способствуют распространению массовой культуры |
Способствуют интернационализации культуры |
4. Рассмотрение последнего вопроса можно предварить демонстрацией фрагментов разных произведений массовой культуры: от кич-культуры до арт-культуры. Вопрос имеет смысл разобрать в ходе краткой дискуссии (учащиеся могут работать как индивидуально, так и в группах). Её цель — подвести к пониманию неоднозначности феномена массовой культуры, содействовать развитию «объёмного» мышления, способности видеть полутона, способности постигать многозначность социальных процессов. Учащимся предлагаются две оценки массовой культуры. Одна — тем, кто защищает массовую культуру, вторая — её противникам:
1) Как уже отмечалось, М. Белл считает массовую культуру демократичной, адресованной всем людям. В свою очередь, российский культуролог А. Михеев задаётся вопросом: «А не поискать ли альтернативу в простых и честных «массовых» жанрах? Может быть, искусство всё-таки принадлежит народу, и если оно не всегда может быть им понято, то пусть будет хотя бы ему понятно».
2) Испанский философ и социолог X. Ортега-и-Гассет, рассуждая о массовой культуре и массе вообще, писал: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на неё и навязывают её всем и всюду». И далее: «Массы — это те, кто ослеплён игрой символов и порабощён стереотипами, это те, кто воспримет всё что угодно, лишь бы это оказалось зрелищным».
Для подготовки выступлений в поддержку или против массовой культуры учащимся стоит предложить ряд вопросов, ответить на которые они должны будут в процессе обоснования своей точки зрения: что такое культура? Каковы функции культуры? (Чему должна служить культура?) Каковы особенности современной эпохи? Какие человеческие потребности должна удовлетворять культура? Как связаны культура конкретного человека и культура общества? Зачем нужна массовая культура? (Почему не нужна массовая культура?) Как соотносятся между собой элитарная и массовая культуры? Каковы возможные последствия дальнейшей экспансии массовой культуры?
Подытожить результаты обсуждения целесообразно обращением к рубрике «Практические выводы». В ходе фронтальной беседы каждая позиция рубрики подкрепляется соответствующими аргументами.
Домашнее задание
Учебник, § 16. Прочитать фрагмент из работы культуролога К. Э. Разлогова в рубрике «Документ» и ответить на вопросы к нему. Ответить на вопросы для самопроверки. Выполнить задания.
Дополнительное задание для учащихся, стремящихся к более глубокому усвоению обществоведческих знаний: написать эссе по теме высказывания А. Швейцера «Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность».