Обществознание - Поурочные разработки 10 класс - 2014 год
МОРАЛЬ - ОБЩЕСТВО КАК МИР КУЛЬТУРЫ
I. Требования к результатам изучения темы
Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов
личностных:
— осознание важности моральных факторов в жизнедеятельности общества и личности;
— навыки грамотного обсуждения проблем нравственного сознания и нравственного поведения;
— позиция социально обоснованной оценки нравственных ситуаций и коллизий во взаимоотношениях со сверстниками в учебном коллективе, в неформальных отношениях, а также с родителями и старшими;
— понимание связей между моралью и другими формами общественного сознания, роли морали в истории и на современном этапе общественной жизни;
метапредметных:
— навыки рефлексии структурных особенностей морали, её рациональных и эмоциональных проявлений;
— умение уверенно пользоваться основными нравственными категориями и приводить примеры их проявлений;
— позиция аргументированной оценки нравственно-этических ситуаций и моральных оснований поступков;
— установка на понимание иной точки зрения и объективную оценку моральных мотиваций окружающих;
— умение сравнивать источники социальной информации, различные признаки теоретических понятий, выявлять существенные признаки каждого из них, их сходство и различия и на этой основе давать свою характеристику основных признаков морали;
предметных:
— знание основных исторических этапов в развитии нравственного сознания человечества;
— уяснение смыслового различия понятий «мораль», «нравственность», «этика», «долг», «нравственный императив», «смысл жизни», «нравственный идеал»;
— умение приводить примеры нравственных коллизий и обоснованно формулировать свою позицию по отношению к ним;
— навыки работы с информацией в таблицах.
Задачи занятия:
1) раскрыть роль морали как ядра нормативно-ценностной системы общества;
2) показать особенности морального регулирования в различных социально-исторических условиях;
3) представить мораль как важнейший элемент человеческой духовности;
4) показать особенности морального регулирования в условиях социально неоднородного общества;
5) раскрыть истоки и причины возникновения морали в обществе.
II. Место темы в системе учебных занятий
Тема занятия занимает центральное положение в учебном курсе. Она тесно связана с темами предыдущих занятий, в ходе которых получили освещение и были усвоены учащимися аспектные проблемы морали как одной из культурных форм; роль норм морали в формировании модели «должного поведения» и проблема свободы; роль нравственных ценностей в духовной культуре, категории «добро» и «зло». Особенно тесной является связь темы «Мораль» с темой предыдущего занятия «Духовный мир личности». Это позволяет осуществлять широкий спектр внутрипредметных (сущность человека, проблемы свободы, нормы культуры, ценности образования, экологическое право, особенности массовой культуры, научной этики и др.) и межпредметных (глобальные проблемы, роль литературы в формировании нравственных идеалов, этика предпринимательской деятельности и др.) связей.
III. Литература и оборудование
Литература для учителя
Попкова Н. В. Введение в этику. — М., 2011.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. — М., 2007.
Гусейнов А. А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. IV. — М., 2003.
Усанина И. В. Вопросы морали на уроках обществознания в 9 классе // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2012. — № 2.
Оборудование
Карточки с индивидуальными заданиями (перечень определений морали для сравнительного анализа; моральные принципы Б. Франклина), классная доска (таблица «Нормативно-ценностная система общества»).
IV. Организация учебной деятельности
Варианты организации работы
1-й вариант. Уроки носят комбинированный характер: сочетают объяснение учителя, эвристическую беседу, работу с текстом учебника и выполнение творческих заданий. 1-й час: рассматриваются проблемы происхождения морали, её сущностные особенности и функции (пункты 1, 2 плана). 2-й час: учащиеся изучают специфику функционирования моральных норм и в порядке закрепления нового материала выполняют задание по выявлению моральных качеств современного человека (пункты 3, 4).
2-й вариант. 1-й час: учащиеся знакомятся с основным содержанием темы (§ 12). 2-й час: проводится работа с документом к параграфу и практическими выводами.
Ход занятия
Мотивационный этап
Отметив, что в этике — науке о морали — до сих пор ещё не сложилось единого толкования понятия «мораль», учащимся предлагается для ознакомления несколько определений, содержащихся в размноженном для них материале:
— мораль есть сфера поступков человека, его позиции как системы главных и относительно постоянных отношений к миру, к людям и к себе;
— мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни;
— мораль — это прежде всего определённого рода ценности и соответствующие им требования, направленные на гармонизацию различных интересов, а также решения и действия, оцениваемые под углом зрения этих ценностей и требований.
Учащимся необходимо сравнить данные определения, выявить существенные признаки каждого из них, установить их сходство и различия и на этой основе попытаться сформулировать свою характеристику существенных признаков морали.
Этап изучения нового материала
План изучения нового материала
1. Мораль: испытание историей.
2. Сущностные особенности морали.
3. Тайна моральной нормы.
4. Искусство нравственного совершенствования.
1. Занятие проводится с опорой на уже известный учащимся морально-этический материал и знания из курса истории. Им предлагается обратиться к таблице «Социальные институты» параграфа «Общество как сложная система». Почему мораль, в отличие от религии и права, не располагает социальным институтом? В чём заключается сила воздействия средств морали на людей? Как она взаимодействует с такими социальными институтами, как полиция, суд, прокуратура?
В ходе обсуждения ставится ряд вопросов. (Например: каковы средства воздействия морали на людей в случае их отступления от нормы? Как люди в различные исторические периоды переживали оскорбления и клевету в свой адрес? Как расценивали предательство? Как реагировали на презрение окружающих? Как воспринимали нарушение данного обещания и другие проявления девиантного поведения?) Учащиеся подводятся к мысли, что мораль является инстанцией суверенности (т. е. автономности) индивида, осознанно действующего в обществе. Происхождение морали освещено в параграфе с достаточной полнотой. Целесообразно акцентировать внимание учащихся на том, что в истории человечества мораль, религия и право развивались в тесном взаимодействии.
Учитель зачитывает сокращённый вариант датируемого XXV в. до н. э. наставления древнешумерского мудреца Шуру паку:
Сын мой, совет хочу дать, прими совет мой... не пренебрегай...
Что „скажу я, не переступай.
Всемогущи наставления отцов, будь им послушен...
Не ручайся — да не будешь зависим...
Не кради — себя не губи.
В дом не врывайся, на жито чужое не зарься,
Вор-то — лев, а схватил его — раб.
Дитя моё, не соверши убийства!
С молодицей замужнею не болтай, злословье всесильно...
Слово не нарушай, твоё слово — основа...
Краденым не прельщайся,
Много прибыли не получишь...
Пути чёрного не избирай, добро его — злое...
Дитя моё, тогда и перед злым человеком ты устоишь...
Слов матери твоей и бога-хранителя твоего не оспаривай...
К совету отца да будь внимателен...
(Правовая мысль Древней Месопотамии // Антология мировой правовой мысли. — Т. 1. — М., 1999. — С. 43—44)
Учащимся необходимо ответить на ряд вопросов: почему текст, созданный 27 веков назад, звучит так современно? С какими памятниками мировой культуры его можно сравнить? При этом уместно отметить, что данный текст гораздо старше не только законов Моисеевых (примерно XII—X вв. до н. э.) с их Декалогом, но и законов Хаммурапи (XV в. до н. э.). Напомнив учащимся Десять заповедей, полученных Моисеем от Бога, учитель предлагает сравнить содержание двух исторических типов моральных заповедей. Можно упомянуть также в этом контексте знаменитый памятник отечественной культуры — «Поучение» Владимира Мономаха, включив его в канву обсуждения. Вполне логично спросить у учащихся: в чём совпадает содержание названных текстов? По каким основаниям можно различать их? Наконец, почему обращения отца к сыну (шумерский текст), Бога к «возлюбленному им народу» — евреям и завещание князя Владимира политическим наследникам очень похожи в своих основных рекомендациях и запретах?
Таблица (с. 114—115) предлагает динамику системы морального регулирования.
Мораль в контексте всемирной истории
Тип общества |
Первобытное общество |
Традиционное общество |
Индустриальное общество |
Информационное общество |
Интегрирующее основание общества |
Ритуал, обычай, категорические требования группы |
Сословные традиции |
Идеология рациональной стандартности |
Этический плюрализм |
Состояние производственных и хозяйственных связей; основные типы объединений в экономической сфере |
Неразвитость хозяйственной деятельности (охота, собирательство); род, община |
Застойность, рутинность; сельская община, цехи, гильдии, мануфактура, торговые объединения |
Динамизм, подвижность; заводы, фабрики, фирмы, фермерство, отраслевая кооперация |
Стремительные изменения, инновации, глобальные связи и взаимодействие; центр и периферия; ТНК, концерны, фирмы |
Приблизительная количественная характеристика социума. Характеристика социальных связей |
Несколько сот членов рода. Общность как единое целое; господство принципа «Делай, как я» |
Несколько сот тысяч. Сплочённость, неформальные связи, типичные виды деятельности, господство наследуемого опыта |
Несколько миллионов. Индивидуализм, формальные связи, отчуждение, новаторство, конкуренция |
Десятки и сотни миллионов. Виртуальные связи, сетевые структуры (социальные сети), высокая социальная мобильность |
Особенности морального регулирования |
Система запретов (табу), принцип талиона (кровная месть) |
Единство моральных норм, моральный закон верховенства общего блага |
Рациональность в ценностной сфере, релятивизм (неустойчивость, разнообразие) моральных стандартов |
Общественные нравы определяются преимущественно системной, рационально упорядоченной организацией общества (корпоративизм) |
Базовые ценности |
Узы родства |
Коллективный успех, благородство происхождения |
Свобода, прогресс, профессиональный успех, материальное благополучие |
Человек и его свобода, самореализация, плюрализм и универсальность прав человека |
По усмотрению учителя работа с таблицей ведётся по логике отдельных сквозных линий.
Учитель отмечает, что появление каждого нового типа морального регулирования не отбрасывало окончательно предшествующего, а ограничивало сферу его действия, определяя его применимость к новым вызовам. Поэтому, например, в информационном обществе в контексте этического плюрализма важную роль играют личностный успех, самореализация наряду с фундаментальными ценностями традиционного и индустриального обществ и общечеловеческими ценностями.
2. Понятие «моральное сознание», известное по предыдущему занятию, помогает более глубокому осмыслению феномена морали. В моральном сознании принято различать этику добродетелей и нормативную этику. Этика добродетелей опирается на эмоционально-психологическую составляющую морали. Поэтому в морали, наряду с принципами и нормами, важную роль играют нравственные чувства (учащиеся вполне могут справиться с их перечислением), тем более что моральное сознание начинается с оценки: нравственный (безнравственный), моральный (аморальный), порядочный (непорядочный), добродетельный (порочный) и др. Учитель отмечает, что все люди вовлечены в процесс морального оценивания, осуждения, одобрения, порицания. И никому не дано избежать этого суда: нас оценивают, и мы оцениваем. Возникает двойственность критериев оценки: формируются понятия добра и зла. Под влиянием этой двойственности и происходит столкновение различных точек зрения. Чтобы моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, сострадания, милосердия воспринимались не как отвлечённые, абстрактные, а как подлинные ценности, связанные с реальной жизнью, необходимо обратиться к нравственному опыту лучших известных людей и личному опыту старшеклассников.
Вполне уместно задать учащимся вопрос: кого можно считать нравственным человеком? Затем предложить сопоставить понятия «хороший человек» и «нравственный человек». Почему один и тот же человек или поступок может по-разному оцениваться различными людьми?
С помощью парных понятий-оппозиций «честное (справедливое) — нечестное (несправедливое)» можно выразить своё личное убеждение в том, что долг выполнен или не выполнен, что данный поступок носит нравственный (или безнравственный) характер, что человек в конкретном случае проявил себя как личность большего или меньшего морального качества (достоинства). А такие понятия, как «достойное — недостойное», помогают выявить весьма тонкий оттенок человеческих качеств, когда в результате поступка вред никому и не может быть причинён, и тем не менее совершивший этот поступок «теряет лицо».
Но мораль и не требует безупречных поступков. Она одобряет поступки добродетельные, справедливые, направленные в результате свободного выбора на утверждение согласия в межличностном и социокультурном взаимодействии.
В контексте обсуждения структурных особенностей нравственного сознания логично показать роль нравственных норм; они одновременно и идеальные образования, и их воплощения в реальной жизни. При этом важно провести мысль о том, что без связи с идеалом норма лишена нравственного содержания и носит сугубо формальный характер.
Основная сложность в раскрытии моральных ценностей как основных духовных скреп общества связана со значительными расхождениями теории морали с реалиями жизни — резким падением уровня нравственности, повсеместными нарушениями нравственных норм и запретов, особенно в рекламе, СМИ, массовой культуре. Целесообразно говорить о назревших проблемах в обществе и приводить примеры. Тревожна картина обострения взаимоотношений между поколениями. Социологические исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых молодыми людьми, связана с их ориентацией на свои групповые нормы, которые находятся в противоречии с общественными.
Правомерен вопрос: может ли школа оказать реальное влияние на улучшение нравов в обществе? Прокомментировав несколько предложений, педагог выдвигает встречное: а что, если обязательным условием поступления в вуз станет представление молодыми людьми характеристик своего поведения в школе, гимназии, колледже? Целесообразно поинтересоваться: нужны ли правовые механизмы защиты общественной морали? Обсуждение взаимодействия морали с другими формами культуры желательно построить на выяснении вопросов: почему моральные требования могут по форме совпадать с религиозными предписаниями и правовыми нормами? Может ли мораль выступать судьёй по отношению к другим формам общественного сознания (науке, политике и т. д.)? (Вопрос из рубрики «Вопросы для самопроверки».)
Полезно завершить эту часть обсуждения темы минидискуссией. Учащимся раздаются карточки с описанием гипотетического портрета современного молодого человека: «уверенный в себе, стремящийся к хорошо оплачиваемой работе, отвечающей его интересам, предприимчивый, успешный, считающий конкурентоспособность, образованность, эрудицию, познание и творчество средствами для достижения успеха в жизни, признающий эффективность, настойчивость и рационализм, ценящий жизнь, здоровье, семью, самостоятельность и независимость, осознающий необходимость коммуникабельности, умения наладить отношения и отрицающий авторитаризм».
Учащимся предлагается прокомментировать текст со своих нравственно-мировоззренческих позиций.
3. После определения моральной нормы как формы нравственного требования к должному поведению человека на основе текста раздела параграфа «Устойчивость и изменчивость моральных норм» можно обсудить ряд принципиальных позиций: является ли моральная норма продуктом творчества людей или дана свыше? Каким требованиям отвечает новая нравственная норма, чтобы претендовать на статус общеобязательной? Каков механизм утверждения новой нормы в нравственном сознании на личностном и групповом уровнях?
Ни один из предложенных вопросов не имеет однозначного ответа. Говоря, что сами люди своим поведением, своими поступками создают те или иные правила поведения, учитель акцентирует их относительность, произвольный, а подчас и противоречивый характер. Учащиеся могут быстро найти ответ на второй вопрос («прочно войти в сознание людей»), но ответ будет также неполным. Учёные доказали, что моральные нормы порождены не сознанием, а деятельностью. Поэтому индивидуальное сознание воспринимает эту норму как освоенный внешний элемент объективной реальности, т. е. как идеальную объективную реальность.
Для большей убедительности приводится известный пример с деньгами. Всеобщность природы денег должна быть признана общественным мнением или учреждена государственным декретом. Моральная норма имеет ту же природу — признания общественным мнением.
На уровне всеобщего признания моральные нормы уже не нуждаются в подтверждении своей всеобщности: человек своей приверженностью к этим моральным нормам подтверждает лишь то, что он человек.
Самоценность моральной нормы раскрывается через выяснение отношения учащихся к вопросу: почему мы должны соблюдать нормы нравственности?
4. Завершающую часть занятия целесообразно посвятить закреплению нового материала и формированию навыка учащихся использовать полученные знания на практике. Подчёркивается, что в моральной практике значимы взаимность в человеческих отношениях и стремление к их совершенствованию.
После этого учащиеся знакомятся с нравственной программой Бенджамина Франклина — одного из выдающихся моралистов. Каждому из учащихся вручается карточка с перечнем добродетелей, которые способствовали нравственному становлению Франклина. Задание сводится к тому, что под каждой из тринадцати добродетелей учащийся лаконично записывает своё толкование её смысла. По окончании работы производится сопоставление смыслов, выраженных учащимися, с теми, которые придавал добродетелям сам Франклин. (Возможен другой вариант задания: учащимся предлагается, руководствуясь своими морально- этическими представлениями, выделить из предложенного списка наиболее значимые для современного человека качества с последующим обоснованием выбора.)
Вот названия добродетелей с их наставлениями:
1. Умеренность. Не ешь до отупения, не пей до опьянения.
2. Молчаливость. Говори только то, что может послужить на пользу тебе или другому.
3. Любовь к порядку. Пусть для каждой твоей вещи будет своё место; пусть для каждого твоего дела будет своё время.
4. Решительность. Решай делать то, что должно, а то, что решил, выполняй неуклонно.
5. Бережливость. Трать деньги только на то, что приносит пользу другим или тебе самому, т. е. не будь расточительным.
6. Трудолюбие. Не теряй времени попусту; будь всегда занят чем-то полезным; отменяй все необязательные дела.
7. Искренность. Не прибегай к пагубному обману: пусть мысли твои будут невинны и справедливы, а если говоришь, то пусть такими же будут и слова.
8. Справедливость. Никогда не обижай людей, причиняя им зло или не делая добра, как велит долг.
9. Сдержанность. Избегай крайности; сдерживай, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливости.
10. Чистоплотность. Держи своё тело в чистоте; соблюдай опрятность в одежде и в жилище.
11. Спокойствие. Не волнуйся по пустякам и по поводу обычных или неизбежных событий.
12. Целомудрие. Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или продления рода; не допускай, чтобы она привела тебя к отупению или к слабости, лишила душевного покоя, бросила тень на доброе имя твоё или на чьё-либо ещё.
13. Смирение. Следуй примеру Иисуса и Сократа.
Отмечается, что участие в работе над заданием помогло каждому лучше понять себя и задуматься над тем, что выполнение этих очень простых на первый взгляд правил позволит на практике становиться подлинно нравственными.
Домашнее задание
Учебник, § 12. Вопросы для самопроверки.
Заполнить часть таблицы «Нормативно-ценностная система общества» (мораль).
Написать (по выбору) эссе «Как я понимаю мораль» или реферат «Нравственность — это Правда» (по рассказам В. М. Шукшина «Горе», «Обида», «Критики»).
Дополнительное задание для желающих: опишите известный вам нравственный поступок, совершённый в вашем городе (районе, посёлке) в последние два-три года, затронувший ваши нравственные чувства.