Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Происхождение человека и становление общества - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «человечество», «антропогенез», «социальная память», «гоминиды», «социогенез», «антропосоциогенез», «тотем», «исторический тип», «культура»; ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-анализ.
Ход урока
I. Организационный момент
Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Кто же есть человек? В чем его особенности?
О том, как трудно дать одно-единсгвенное определение человека, свидетельствует такой исторический анекдот.
Платон, основатель философской школы, вопрошал своих учеников: что такое «человек»? Ученики затруднялись с ответом. Человек, ответил сам Платон, принадлежит роду двуногих животных, двуногих без перьев. Проходивший мимо другой философ решил вмешаться в беседу. Взяв ощипанного цыпленка, он бросил его перед Платоном и сказал: «Вот, Платон, твой человек».
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни. Попробуем и мы исследовать эти вопросы на нашем уроке.
Тема урока: «Происхождение человека и становление общества». Мы рассмотрим следующие вопросы;
1. Наука о происхождении человека.
2. Становление общества.
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
II. Новый материал
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям.
Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного.
Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека (прямохождение, использование передних конечностей в качестве естественных орудий труда, развитие речи и мышления, сложных форм трудовой деятельности и социальности).
Уточняется общая теория антропогенеза — процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез - процесс становления общества, антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
1. Наука о происхождении человека
Люди по-разному объясняли процесс появления человека на Земле. Вот некоторые из воззрений:
• Гомо сапиенс - человек разумный.
• Звери, мы с вами одной стаи.
• Человек - общественное животное.
• Человек - образ и подобие Бога.
- Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение Человека?
- Как же наука объясняет процесс зарождения и эволюции человека на Земле?
- Прочитайте п. 1 § 7.
- Когда и как было положено начало процессу научного исследования теории происхождения человека?
- Каким образом Ч. Дарвин объяснял появление человека?
- На какой фактор антропогенеза указывал в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Ф. Энгельс?
- К какому выводу пришла научная мысль в XX в.?
- Охарактеризуйте современные представления процесса становления человека, используя приведенную схему:
Человек своими корнями уходит в биосферу Земли. Исследуйте биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации наших предков:
• процесс прямохождения;
• роль рук как естественных орудий труда;
• влияние космических факторов;
• изменения, происходящие с корой Земли;
• влияние радиации (изменения в коре головного мозга, изменения в психике);
• влияние стресса;
• отбор на высокий интеллект, связанный с отбором на выживание женщины при родах.
- Охарактеризуйте теорию трудовой деятельности как ведущего фактора становления человека и человеческого общества.
- Какие альтернативные теории происхождения человека на Земле вы знаете?
- Какие бы теории мы не обсуждали, неизменным остается вывод о том, что человек в полной мере стал человеком только в единстве с другими людьми.
Теория космической природы жизни. Она противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд. лет тому назад.
2. Становление общества
«Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
- Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
- Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
(На доске формируется схема.)
Становление общества
↓
Как шло формирование общества людей?
↓
Первые коллективы - человеческое стадо:
• непостоянный коллектив;
• сходны с поведением высших социальных животных;
• вместе охотятся;
• воспитывают потомство
↓
Постепенное усложнение человеческого общества.
Факторы усложнения:
• усложнение трудовой деятельности;
• влияние обычаев;
• система табу - запреты на совершение определенных действий, которая обуздывает естественные инстинкты индивидуумов, подчиняет их интересам коллектива;
• влияние тотемов
↓
Переход от присваивающего к производящему хозяйству
↓
Переход к оседлому образу жизни
↓
Увеличение численности людей на Земле, необходимость управления жизнью человеческого общества
↓
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др. Все это передавалось из поколения в поколение
3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции
- Каковы ваши ассоциации при слове «человечество»? (Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.)
- Работая с п. 3 § 7, заполните таблицу:
Взгляды философов на человечество
Философ |
Взгляды |
Философы древности |
Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий |
Античные философы |
Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары» |
Философы-просветители |
Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество |
Ж. Ж. Руссо |
В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека |
И. Кант |
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек |
B. C. Соловьев |
Основанием для единства человека стала религия |
Г. Лессинг |
«Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» |
Н. Я. Данилевский |
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства |
О. Шпенглер |
Утверждал, что народы живут на Земле, но в разновременном пространстве. Это связано с тем, что культуры живут и умирают, причем в разных ареалах. Вместо монотонного образа растянутой в линию всемирной истории он предлагал рассматривать множество могучих культур, каждая из которых «...дает собственную форму своему материалу - человечеству. Каждая из них имеет собственную идею, собственные страсти, волю, чувство и собственную смерть» |
Н. Н. Трубников |
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру |
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества
- Слушая мой рассказ, определите, какую роль сыграла культура в становлении человечества.
Один из мыслителей произнес следующую фразу: «Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Смысл сказанного гаков: на свете много диковинного, но философа в наибольшей степени способен заинтересовать только человек, потому что он уникален.
Но разве каждое живое существо, обитающее на планете, не отличается оригинальностью, неповторимостью природного проекта?
Человек весь соткан из парадоксов. Человек - животное, но существует не в природе, а в обществе. У него есть инстинкты, но он руководствуется в первую очередь разумом. Человек рожден в природе, но пытается подчинить ее себе. Он обладает естественными вожделениями, но ориентируется прежде всего на культурные стандарты. У человека есть разум, но есть и бессознательное. Человек имеет все, чтобы выжить в дикой природе, но без длительного обучения и воспитания он не может приспособиться к ней...
Исключительность человека не только в том, что у него множество разных качеств и задатков. Человек одновременно «настроен» на несколько программ, каждая из них, словно демон, тащит его в свою сторону. Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты - культуре. Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда. Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта. Вот почему американский философ Эрих Фромм (1900-1980) назвал человека едва ли не самым эксцентричным созданием на земле.
Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Разве волки знают муки совести, а пчелы - обычаи? И потом, человек обладает такими очевидными достоинствами, как речь, разум, культура.
По современной эволюционной теории человек произошел от обезьяны. Однако в те 2-4%, которыми наша совокупность генов отличается от обезьяньей, уместились разум, творчество, культура... Да, животные могут жить в сообществе. Но все, что происходит в их стадах, стаях, кланах, колониях, обусловлено инстинктом. Так, олениха воспринимает рожденного ею олененка вместе со средой. Перемещенная в другой лес, она может не узнать собственное чадо, отказаться от него.
Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека. Русский философ Николай Александрович Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе». Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал человека «вольноотпущенником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезертиром»...
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Но как случилось, выражаясь в шутку, что обезьяна сошла с ума и превратилась в человека? Каким образом человек выпал из природы и даже стал противостоять ей? Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Но не существует и культуры, не связанной с человеком, не рожденной им или же сохраняющей автономность по отношению к человеку. Культура - это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Река - это природа, канал - культура.
Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.
Стон природен, слово - достояние культуры.
Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Вот камень. Он отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна. Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
- Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
- Послушайте притчу.
Богатый хозяин созвал к себе на пир множество гостей из разных стран и земель. Были выставлены щедрые угощения, каждый из гостей получил дорогие подарки. Большинство приглашенных благодарили хозяина и пользовались его дарами, но нашлись и те, кому показалось, что соседям дали больше. Тогда они стали отнимать питье и еду у ближних и жадно поглощать отобранное. Завязалась потасовка, в которой богатый стол был разорен, быстро опустел, и от былого изобилия на нем ничего не осталось.
- Как вы думаете, о чем повествует эта притча?
Этот щедрый хозяин - природа, приготовившая для нас еду и питье, а неразумные гости на пиру - люди, населяющие Землю. Поведение гостей указывает на то, что мы не всегда умеем грамотно и ответственно распоряжаться тем, что дает нам природа, требуем от нее все большего и большего, хищнически растрачиванием ее кладовые и, в конечном счете, наказываем сами себя.
III. Итог урока
- Каковы же основные теории, объясняющие происхождение человека как биосоциального существа?
- Укажите основные признаки понятия «человечество»?
- В чем состоят особенности социальной памяти человека?
- Какую роль в становлении человека и общества играла культура?
Домашнее задание
Выучите § 7, выполните задания.