Политическая деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Политическая деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ

Ключевые понятия

Политическая деятельность - деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.

Политика - особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, с руководством ими или воздействием на это руководство.

Властная деятельность - деятельность по выработке и принятию властных решений и их проведению в жизнь.

Субъекты политики - большие социальные общности (социальные группы, классы, нации, политические элиты), личности (выдающиеся личности, политические лидеры), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения).

Правящая элита - немногочисленная группа лиц, концентрирующая в своих руках власть и экономику.

Властвование - вид политической деятельности.

Легитимность - законность.

Традиционный тип легитимности - законность, существующая благодаря привычке повиноваться власти, опирающаяся не столько на закон, сколько на традиции, обычаи, веру в священность издавна существующих порядков и властей. Такой тип характерен для монархий.

Харизматический тип легитимности - законность, связанная с необыкновенными, экстраординарными личными качествами властителя. Такой тип опирается не на привычное поведение, не на закон, а на эмоционально окрашенное преклонение перед действительными или воображаемыми исключительными качествами вождя.

Рационально-легальный тип легитимности - признание власти, возникшей по установленным правилам и соответствующей закону. Такой тип связан не с выдающимися личностями, не с привычками людей, а с четким соблюдением формально-правовых норм, регламентирующих властную деятельность.


Тестовый контроль

1. Политикой древние греки называли:

а) искусство ведения домашнего хозяйства;

б) ораторское искусство;

в) искусство управления государством;

г) политический талант.

2. Политическими институтами являются:

A. Государство.

Б. Политические партии.

B. Общественно-политические организации.

Г. Движения.

а) АБ;

б) БГ;

в) ВГ;

г) АБВГ.

3. Политика - это деятельность, связанная:

а) с культурой;

б) властью;

в) производством;

г) моралью.

4. Политику могут осуществлять:

A. Государство.

Б. Объединения граждан.

B. Органы власти.

Г. Отдельные лица.

а) АВ;

б) БГ;

в) АБВ;

г) АБВГ.

5. Политика связана с отношениями:

а) между социальными группами;

б) в процессе производства;

в) между работником и работодателем;

г) внутри социальной общности.

6. Власть опирается:

а) на авторитет;

б) силу;

в) право;

г) все вышеперечисленное.

7. Личностными компонентами политики являются:

а) субъект и объект;

б) спортклуб;

в) партия;

г) государство.

8. Носителем политики не является:

а) отдельный человек;

б) спортклуб;

в) партия;

г) государство.

9. Политические отношения связаны:

а) с организацией митинга;

б) государственной властью;

в) поощрением;

г) наказанием.

10. Политическая культура - это:

а) членство в политической партии;

б) осознание политических процессов;

в) участие в политической борьбе;

г) участие в профсоюзном движении.

11. Политическая культура включает:

A. Политические традиции.

Б. Действующие нормы политической практики.

B. Политические идеи и концепции.

Г. Политические убеждения.

а) АВГ;

б) АБВГ;

в) ВГ;

г) АГ.

12. Политическая культура формирует:

а) политическую идеологию;

б) политическое мировоззрение;

в) чувство патриотизма;

г) политический плюрализм.

13. Политическая культура выполняет:

а) репрессивную функцию;

б) познавательную функцию;

в) воспитательную функцию;

г) поощрительную функцию.

14. Политическая партия - это организация, которая:

а) борется за власть;

б) решает хозяйственные проблемы;

в) занимается устройством досуга;

г) объединяет людей по интересам.

15. Консервативные партии выступают:

а) за реформы;

б) революционное переустройство общества;

в) сохранение устоев;

г) возвращение к монархии.

16. Верны ли суждения?

А. Политика - это деятельность по отстаиванию своих интересов.

Б. Политика - это деятельность по гармонизации и сочетанию противоречивых интересов.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) А и Б;

г) неверно.

17. Политика бывает:

A. Военная.

Б. Текущая.

B. Культурная.

Г. Долговременная.

а) АБВГ;

б) АВ;

в) АГ;

г) БГ.

18. Из перечисленного списка выберите то, что относится к области политики:

а) судебная защита личности;

б) девальвация национальной валюты;

в) социализация личности;

г) идеологический плюрализм;

д) многопартийность.

19. Организационный компонент политической системы включает:

а) общественные классы;

б) идеологические течения;

в) нравственные нормы;

г) политические партии.

20. Что из перечисленного относится к признакам политической власти?

а) волевое воздействие на поведение больших групп людей;

б) развитие горизонтальных общественных отношений между людьми;

в) наличие разнообразных социальных слоев и групп;

г) наличие разнообразных форм собственности.


Практикум

1. Как существо политическое человек проявляет разную степень политической активности. Политологи считают, что лишь 10-20% людей действительно политически активны, а 80-90% - политически равнодушны. Согласны ли вы с этим утверждением? А сами себя вы считаете политически активными или пассивными?

2. Субъектами политики называют всех, кто так или иначе участвует в политической жизни, в «политическом театре». Являются ли субъектами политики граждане, партии, организации, класс, государство, этнос?

3. Может ли политика быть нравственной? «Политика - дело грязное», - это вы, вероятно, слышали не раз. Так думают не только обыватели, но и те, кого мы считаем специалистами в области политики. Например, Н. А. Бердяев писал, что у него сформировалось стойкое отвращение к политике, поскольку она всегда основана на лжи. Согласны ли вы с этим мнением? Свой ответ аргументируйте.

4. Как вы понимаете это выражение?

Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не тем, что они обладают лучшими нравственными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и не меньшими деньгами на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны.

5. Что же думает русская народная сказка о власти? Во-первых, положительные герои в сказках власти не домогаются, хотя и могут получить ее по наследству, в подарок за заслуги. Герои скромны и самодостаточны. Затем на пути к власти лежит испытание, временно лишающее героя реального шанса обрести власть (козни, наветы врагов, болезнь, околдованность, перенесение в другой, «волшебный» мир и т. п.). Найдите примеры из русских народных сказок, где раскрываются народные представления о власти.

6. Проанализируйте следующие афоризмы и покажите, как они раскрывают проблему власти:

• Растущая потребность в сильном человеке - неопровержимый признак слабости (Г. Честертон)!

• Самая жестокая тирания - та, которая выступает под сенью законности и под флагом справедливости (Ш. Монтескье).

• Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль над сознанием и действиями других людей (Г. Моргентау).

7. «Исторический опыт и современные антропологические изыскания показывают, что жажда власти - отнюдь не меньшая страсть, чем жажда богатства. Причем в отличие от многих других страстей она никогда не покидает человека». О какой особенности власти идет речь?

8. «Если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии», - писал Т. Гоббс. О чем говорится в этом утверждении?

9. «Вне власти государства - владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, варварство, дикость, невежество; в государстве (во власти) - владычество разума, мир, безопасность, богатство, благопристойность, общество, изысканность, знания и благосклонность», - писал Т. Гоббс. Что можно возразить философу?

10. «Власть есть своего рода очарование и гипноз» (77. Струве). Насколько справедливо подобное утверждение?

11. «Неэффективная власть не может в течение длительного времени оставаться легитимной. Нелегитимная же власть не может долгое время быть эффективной». В чем смысл этого утверждения?

12. «Позиции власти устойчивы, когда она легитимна в трех компонентах: идеологическом, правовом, нравственном. Что можно сказать о легитимности и устойчивости власти в России в связи с этой позицией? Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой. Первое свойство делает из нас тиранов, второе - рабов» (У. Хэзлитт). А что делает нас людьми?

13. Согласны ли вы с таким утверждением французского писателя Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Подумайте также, чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью.

14. Английский историк Т. Маколей писал: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек часто принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость». Как вы относитесь к словам Т. Маколея? С какими мыслями, изложенными в учебнике, можно связать приведенное высказывание? В чем вы видите эту связь?

15. Известный историк В.О. Ключевский (1841-1911) утверждал: «Самовластие само по себе противно как политический принцип. Его никогда не признает гражданская совесть. Но можно мириться с лицом, в котором эта противоестественная сила соединяется с самопожертвованием, когда самовластец, не жалея себя, идет напролом во имя общего блага, рискуя разбиться о неодолимые препятствия и даже о собственное дело. Так мирятся с бурной весенней грозой, которая, ломая вековые деревья, освежает воздух и своим ливнем помогает всходам нового посева». Разделяете ли вы эту точку зрения? Ответ обоснуйте.

16. Древнегреческий философ Платон считал, что политика-это «искусство жить вместе». Согласны ли вы с таким определением? Ответ обоснуйте.

17. Немецкий философ Г. Гегель (1770-1831) утверждал, что насилие следует рассматривать как конкретное, а не отвлеченное понятие. Что вы думаете по этому поводу?

18. Л. Н. Толстой писал: «Для избавления людей от дурного устройства общества есть только одно средство - воздержание от насилия, причины бедствий, от личного насилия, от проповеди насилия, от всякого оправдания насилия». Как оценить это высказывание с точки зрения использования политических средств; возможности практической реализации?


Анализ текста

А. Солженицын «Как нам обустроить Россию?»

Демократия малых пространств веками существовала и в России. Это был сквозь все века русский деревенский мир, а в иные поры - городские веча, казачье самоуправление. С конца прошлого века росла и проделала немалый путь еще одна форма его - земство, к сожалению, только уездное и губернское, без корня волостного земства и без обвершения всероссийским. Октябрьский переворот насильственно сломал всякое земство, заменив его советами, от самого начала подмятыми компартией. Всей историей с 1918-го эти советы опорочены: они никогда не были реальным самоуправлением на каком-либо уровне. Вносимые сейчас робкие избирательные изменения тоже не могут эту форму спасти: она не обеспечивает местных интересов с их влиянием через всю структуру снизу вверх. Я полагаю, что «советы депутатов» надо, шаг за шагом, снизу вверх, заменить земской системой.


Е. Стариков «Популизм и маргиналы»

С давних времен на «изломах» общественной жизни возникает своеобразное явление, называемое популизмом (от латинского populus - народ). Скорее стихийное движение, чем организованная партия, больше настроение, нежели идеология, это явление возникает как реакция широких и разнородных масс на оттеснение их от центров экономической и политической власти. В популизме «простой человек», утративший идеологические ориентиры, ищет способ хоть как-то влиять на принятие важных для него решений.

Одна из главных черт популизма - мощный антибюрократический заряд. Переплетение демократических идей и дичайших предрассудков массового сознания, здравой социальной критики и ностальгии по «старому доброму времени», озабоченности судьбами страны и обветшалых мифов образует «гремучую смесь», особо опасную при стремлении к «прямому действию». Тем более когда действия диктует не осознанная логика событий, а эмоции стихийно объединившейся массы.

Политическая элита, когда она теряет свои позиции, получает «политическую пехоту» в виде шовинистических и других экстремистских групп - люмпенов и маргиналов. Они связаны с устаревшими формами производства и напуганы непредсказуемыми изменениями. На словах проклиная бюрократию, они гораздо больше опасаются непонятного им движения за глубокую демократизацию общества и тоскуют по утраченному «порядку» и «сильной руке».

Не должно быть сомнений, что, если миллионам чернорабочих, лимитчиков, люмпенов и просто малокультурных «промежуточных людей» предложить на выбор либо терпеливую, упорную, долгую выработку демократических ценностей, либо следование «простому» лозунгу вроде «Все беды многострадального народа вызваны происками инородцев», - не должно быть сомнения, что выберут эти спои!

Вопросы и задания к текстам

- Вам известен популизм как тактика неприкрытого заигрывания политического лидера с массами, обещание мероприятий и программ, которые впоследствии не выполняются. Какой новый оттенок в данное явление вносит текст статьи?

- Почему люмпены и маргиналы составляют «политическую пехоту» той части элиты, которая стремится к революционному ниспровержению существующего строя?

- Почему люмпены и маргиналы готовы объединиться в борьбе с инородцами, которые также относятся к маргинальным слоям?

- Какие события в общественно-политической жизни нашей страны помогает понять эта статья?






Для любых предложений по сайту: [email protected]