Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Цивилизация - качественное своеобразие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их развития.
Локальные цивилизации - замкнутые цивилизации.
Локально-цивилизационный подход - подход к историческому процессу, при котором главной «единицей» общественного исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) общности - цивилизации.
Базис - определенная система общественных отношений.
Надстройка - комплекс политических, правовых, идеологических, этических и других отношений и форм общественного сознания.
Общественно-экономическая формация - ступень развития общества со своим базисом и надстройкой.
Тестовый контроль
1. Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, 3. Бжезинский, Г. Кан, О. Тоффлер - что объединяет эти имена?
а) это ученые - сторонники теории постиндустриального общества;
б) это известные политические деятели Западной Европы;
в) это философы-марксисты.
2. Что составляет с точки зрения М. Вебера основу «духа капитализма», определившего рождение цивилизованного капитализма?
а) аскетическая этика протестантских сект;
б) особенности католического вероисповедания;
в) крайний индивидуализм в выборе веры, присущий западному человеку.
3. Сторонки постиндустриального общества выделяют ряд факторов, которые свидетельствуют о переходе в новую стадию. Назовите один из них:
а) превосходство сферы услуг над сферой производства;
б) не классовое, а профессиональное деление общества;
в) теоретическое знание как основа политики;
г) создание новой интеллектуальной технологии;
д) все выше указанное.
4. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, в марксистской теории называется:
а) базисом;
б) надстройкой;
в) цивилизацией;
г) общественно-экономической формацией;
д) классовым обществом.
5. К производительным силам общества относятся:
а) предмет труда;
б) человек с предметом и средствами труда;
в) средства труда;
г) предмет и средства труда;
д) человек и его производственные отношения.
6. Собственность - это:
а) владение материальными благами;
б) право распоряжаться какими-либо вещами;
в) «собственность есть кража» (П. Прудон, 1809-1865, французский философ и социолог);
г) отношения между людьми по поводу вещи;
д) право на получение доли природных ресурсов.
7. Что из перечисленного является определяющим ресурсом экономики?
а) природные богатства;
б) культурные ценности;
в) люди;
г) средства производства;
д) орудия труда.
8. Сгруппируйте понятия, характеризующие цивилизационный и формационный подходы к изучению исторического процесса. (Цивилизационный - ...; формационный - ...)
а) производительные силы;
б) производственные отношения;
в) общечеловеческие ценности;
г) способ производства;
д) базис;
е) надстройка;
ж) социокультурная общность;
з) ступень развития;
и) культурно-исторические типы;
к) пять стадий роста в развитии общества.
9. Существуют два подхода к объяснению истории развития общества:
а) информационный;
б) технологический;
в) стадиально-эволюционный;
г) цивилизационный;
д) социокультурный;
е) формационный.
10. К экономически активному населению относятся:
а) собственники средств производства;
б) подростки;
в) студенты;
г) пенсионеры;
д) безработные;
е) работающие по найму.
11. Какие достоинства и недостатки формационного подхода к истории человечества отмечают ученые. (Достоинства -...; недостатки - ...)
а) позволяет представить историю человечества как единый закономерный процесс;
б) исторический процесс рассматривает как сверхсложную систему;
в) история общества определяется в конечном счете экономическими (материальными) факторами;
г) общественное развитие - универсальный и прогрессивный процесс;
д) исторический процесс представляет собой линейное одностороннее движение от одной формации к другой;
е) характер общественных явлений объясняется преимущественно взаимодействием базиса и надстройки.
12. В марксистском учении об обществе ступени исторического развития получили название:
а) цивилизация;
б) общественно-экономическая формация;
в) экономический строй общества;
г) стадия культурного развития;
д) стадия эры общества высокого потребления.
13. Какое (какие) из следующих противопоставлений формации и цивилизации является верным?
а) формация - это по сути социально-экономическое образование, в то время как цивилизация - образование прежде всего социокультурное;
б) цивилизация есть явление не только исторически стадиальное, как, например, формация, но и «неисчерпаемо» длительное;
в) формация фиксирует дискретность (прерывность) истории, цивилизация - ее преемственность;
г) формационный подход нацелен на выявление основы человеческого общежития, цивилизационный - на его целостность и многообразие;
д) формационный подход отражает определенный уровень исторического развития, цивилизация - исторически определенный уровень развития (в смысле высоты, зрелости).
Практикум
1. «Пять типов общественно-экономических формаций предстают вехами истории». В чем суть этой позиции?
2. «В XXI в. возможно появление цивилизации с коллективным общепланетарным разумом и памятью» (Н. Моисеев). Какое отношение можно выразить к данной позиции?
3. Что наиболее уязвимо в концепции А. Тоффлера о трех волнах развития человечества?
4. Сторонники «теории факторов» утверждают, что нет однозначной детерминации общественного развития. Ни экономика, ни политика, ни философия, ни религия не играют какой-то решающей роли. Все факторы равнозначны и одинаково влияют на общественное развитие. Есть ли в этом утверждении предмет для дискуссии?
5. В одной современной книге по проблемам экологии приводится цитата известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который однажды заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». Значит, делают вывод авторы книги, пересесть с него просто некуда. Если у человечества не найдется средств и разума, чтобы поладить с природой, то на умершей, покрытой пылью, безжизненной Земле стоило бы, пожалуй, установить надгробный памятник с такой скорбной надписью: «Каждый хотел лучшего для себя». Как вы понимаете высказывание Сент-Экзюпери? Каков, на ваш взгляд, смысл гипотетической надгробной надписи? Если бы вам предложили сочинить такого рода надпись, что бы вы написали и почему? Хотя, конечно, горько, что приходится фантазировать на эту тему.
6. Отдельные стратеги ядерных держав внушают, что войны не так уж страшны. Их можно ограничить, локализовать, предоставив погибнуть в них, конечно же, противнику, а самим как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить. Они не рассматривают проблему войны и мира в качестве глобальной, угрожающей «единому дому человечества». Может быть, они правы? А что по этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.
7. В результате американских атомных взрывов над японскими городами Хиросима и Нагасаки радиоактивное вещество рассеялось по всей планете. Изучение годовых колец деревьев показывает, что прах японцев присутствует в годовом кольце 1945 г. всех деревьев, в том числе и тех, что произрастают на территории нашей страны, например в Сибири. Сделайте все возможные выводы из приведенного факта.
8. Связанность судеб природы и человека, соборность, собранность воедино всей твари (творения) - одна из любимых идей русских философов. Они считали, что в человеке как высшей ступени природы проявляется творческое сознание, через него и природа приобщается к сознанию жизни. «Все ответственны за всех», - писал русский философ Н. Бердяев.
С исключительной силой эта идея находит свое выражение в русском искусстве. Известный русский философ и богослов князь Е. Трубецкой высказал мысль о том, что древнерусский храм в своей идее «являет собой не только собор святых и ангелов, но и собор всей твари». Особенно замечателен в этом отношении древний Дмитровский собор во Владимире на Клязьме (XII в.). Там наружные стены покрыты лепными изображениями зверей и птиц среди роскошной растительности.
Как вы понимаете высказывания Н. Бердяева и Е. Трубецкого? В каких произведениях древнерусского искусства выражена идея соборности человека и природы?
9. Вы знаете, что в сказках отражено мироощущение народа, его духовная культура. Самый распространенный мотив русских сказок: человек вступает в союз с животными, природой и только при этом условии добивается победы над злыми силами. Представьте себя кинорежиссером, которому предстоит создать фильм по мотивам русских сказок. Набросайте эскиз афиши к своему будущему фильму или на словах опишите ее.
10. В Библии сказано, что Бог, создав первых людей, благословил их и сказал: «Наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Как вы понимаете это утверждение? Включает ли термин «владычествование» в данном случае потребительское отношение к природе, или он несет в себе иной смысл? Какой именно? Свой ответ поясните.
11. Русский поэт Ф. Тютчев писал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Раскройте смысл этих поэтических строк.
12. Многие считают, что проблемы культуры и нравственности имеют глобальное значение. В этой связи приводим несколько известных изречений известных вам людей.
• Красота спасет мир (Ф. Достоевский).
• Книга есть кубический кусок горячей, дымящейся совести - и больше ничего (Б. Пастернак).
• Не моя это, вроде, боль. Так чего же я бросаюсь в бой (А. Галич)?
Как вы понимаете эти утверждения? В чем связь культуры и нравственности?
Анализ текста
А. Шафф «Куда ведет дорога?»
Прежде всего, в связи с ростом социального богатства в высокоиндустриализованных странах наступит с большой степенью вероятности отход от образцов потребительского общества. Стремление к потребительству и возможность ориентации на соответствующие установки характеризует людей «голодных», и лишь в этих условиях может иметь место соперничество богатств «напоказ», что, в свою очередь, порождает и потребление «напоказ». Несоблюдение в этом отношении определенной меры приводит к пресыщению и обратной тенденции - не к похвальбе богатством «напоказ», а к отказу от него, также «напоказ». Психологически это объяснимо, но такую экстравагантность могут позволить себе только люди «сытые», то есть такие, у которых уже есть «все»...
С большой степенью вероятности можно предвидеть утрату материальным богатством характера ценности, которой - как в сегодняшнем обществе - определяется цель деятельности большинства людей. Когда общество будет располагать всем необходимым для жизни человека, причем на высоком уровне потребления, накопление богатства и подчинение жизни этому как цели станет не только излишним, но и попросту смешным. Это значит, что альтернатива человеческих установок «иметь или быть», о которой писали такие гуманисты, как Маритен и Фромм, будет de facto решена в пользу «быть», тогда как «иметь» утрачивает смысл в качестве цели, будучи чем-то реализуемым в обыденной жизни - естественно, в соответствующих масштабах. Эта ситуация означала бы фундаментальное изменение в системе человеческих ценностей...
Это изменение системы ценностей должно привести в результате к существенным преобразованиям моральной и социально-политической сферы человеческой жизнедеятельности. В моральной сфере оно естественным образом открывает дорогу к установкам альтруизма и филантропии: узкий эгоизм, так часто встречающийся у людей сегодня, вызывается, в первую очередь, страхом впасть в нищету, даже если этот страх лишен каких-либо реальных оснований. В социально-политической сфере это изменение ценностей открывает пути эгалитаризму (включая в это понятие и равноправие женщин) и социальной ангажированности личности. Нетрудно выявить органическую (а также генетическую) связь этих ценностей с обусловленными ими установками. Фактически мы имеем здесь дело с позитивной перестройкой системы ценностей человека, если в качестве системы отсчета принять широко понимаемый гуманизм. Перспектива прекрасна, но следует помнить: это только возможность, ее реализация в настоящее время более вероятна, чем ранее, промышленная революция выступает в этом плане мощной движущей силой, но в конечном счете все будет решаться сознательной деятельностью людей.
Примат «быть» как ценности (т. е. ценность - это то, чем и каким есть человек) влечет за собой цепь следствий в социальной шкале ценностей.
Вопросы и задания к тексту
- Выделите базовые параметры возможной системы ценностей непосредственного будущего, учитывая мнение мыслителя и реальности достижений цивилизации.
- Как реализуются общечеловеческие идеалы в новой возможной системе ценностных ориентаций людей?
- Как связаны между собой ценности потребительства, принцип «быть» и идеал гуманности?
- Почему техника, согласно мнению автора, создает только условия для создания новой системы ценностей? Какие факторы необходимы для утверждения более гуманных ценностей?