Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Происхождение человека и становление общества - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Гоминиды - семейство отряда приматов, включая как ископаемого человека, так и человека современного типа.
Естественный отбор - процесс выживания и воспроизведения организмов, наиболее приспособленных к условиям среды, и гибели в ходе эволюции неприспособленных.
Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных.
Социогенез - процесс становления общества.
Антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
Табу - запреты на совершение определенных действий.
Человечество - общность народов, населяющих Землю, объединяющая всех представителей человека разумного.
Исторический тип - определенная изолированная культура с уникальными особенностями.
Память социальная - память, наследующая не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Тестовый контроль
1. Наука, изучающая историю человека, человеческого рода, - это...
а) философия;
б) геология;
в) антропология;
г) биология;
д) археология.
2. Общество...
а) обособлено от природы, но тесно с ней связано;
б) включает в себя природу в качестве подсистемы;
в) и природа не связаны друг с другом;
г) и природа существуют по одним и тем же законам;
д) является результатом развития природы.
3. Человека от животных отличает способность:
а) к обмену информацией с себе подобными;
б) оказанию поддержки попавшим в трудную ситуацию;
в) усвоению форм поведения других людей;
г) совместному изготовлению орудий;
д) коллективному существованию.
4. Верно ли суждение?
А. Человек есть продукт биологической эволюции.
Б. Человек есть продукт социальной революции.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно А и Б;
г) оба неверны.
5. Наиболее научно обоснованная версия:
а) божественного сотворения человека;
б) инопланетного происхождения человека;
в) творческого импульса, особых условий земли;
г) происхождения человека в результате эволюции.
6. Какое толкование термина «общество» неверно?
а) система;
б) географическая среда;
в) взаимодействие различных социальных сфер, совокупность социальных отношений;
г) часть мира, неразрывно связанная и взаимодействующая с природой.
7. Взаимосвязь общества и природы характеризуется:
а) подчинением природы обществу;
б) взаимной независимостью природы и общества;
в) взаимным влиянием природы и общества;
г) полным подчинением общества природе.
8. «Второй природой» называют:
а) культуру;
б) науку;
в) технику;
г) производство.
9. Сходство человека и животных, проявляется в том, что они обладают:
а) разнообразными ощущениями;
б) членораздельной речью;
в) рациональным мышлением;
г) возможностями саморазвития.
10. В отличие от поведения животных деятельность человека носит характер:
а) преобразующий;
б) приспособительный;
в) коллективный;
г) орудийный.
11. Все виды способов деятельности людей и формы их совместной жизни охватываются понятием:
а) культура;
б) общество;
в) природа;
г) цивилизация.
12. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?
а) способность ощущать воздействие среды;
б) способность воспринимать окружающую действительность;
в) способность делать выбор и нести за него ответственность;
г) способность удовлетворять свои потребности.
13. В отличие от животных, человек способен проявлять:
а) зависимость от среды обитания;
б) инстинктивные реакции на воздействия среды;
в) генетическую обусловленность поведения;
г) критическое отношение к самому себе.
14. Проявлением взаимозависимости общества и природы служит:
а) экологический кризис;
б) возрастание солнечной активности;
в) кризис перепроизводства;
г) усложнение общественной жизни.
15. К общим признакам человека и животного относится способность:
а) предвидеть результаты своей деятельности;
б) сознательно относиться к воспитанию потомства;
в) осуществлять выбор средств достижения цели;
г) воспроизводить генетически обусловленные модели поведения.
16. Кто является автором теории происхождения человека в результате его выделения из животного мира, эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку:
а) Ж. Кювье;
б) Ч. Дарвин;
в) И. Мечников;
г) И. Павлов.
Практикум
1. Как вы понимаете эти выражения? Какие аргументы вы бы могли привести в защиту или против каждого суждения?
• Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью.
• Все насекомые: муравьи, пчелы или гусеницы - эволюционируют не как индивиды, а как род.
• Только люди создали общество - высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов.
2. Проанализируйте следующие афоризмы (автор - Т. И. Ойзерман).
• Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий.
• То, что делает человека человеком, и то, что делает его человечным, - совсем не одно и то же.
• Одно из глубочайших противоречий истории человечества состоит в том, что люди сами делают свою историю, хотя ни внешняя природа, ни их собственная - человеческая - от них не зависят.
3. У человека и животного (речь идет о высших приматах) много общего. В перечень сходств попали бы коллективный образ жизни и умение создавать семью, агрессивность, влечения, потребности, способность адаптироваться к среде и передавать опыт потомкам.
Различия: у животных нет погребений и украшений. Хотя у них есть язык, но нет символов. Некоторые животные могут не есть долгое время, но ни одно из них не знает, что такое диета.
Продолжите список сходств и различий между животными и людьми. Постройте таблицу, разделите ее на две части: в одной фиксируйте различия, в другой - сходства.
4. Русский писатель М.М. Пришвин писал: «Природа может обойтись без культуры... Но культура без природы быстро выдохнется». Как вы понимаете данное высказывание?
5. Природа - человек - общество. На каком основании устанавливается эта взаимосвязь?
6. Как прокомментировать выражение: «Современный человек сформировался в результате антропогенеза и социогенеза»?
7. «Человек своими поступками толкает на тот или иной путь жизни не только себя, но и все человечество» (Ж. П. Сартр, 1905-1980, французский писатель и философ). Есть ли в этом утверждении предмет для спора?
8. Насколько справедливо утверждение: «Человек - общество в миниатюре»?
9. Какие мысли возникают при оценке следующей позиции: «Каждый человек - это целый мир, который с ним рождается и с ним умирает. По каждой могильной плитой лежит всемирная история» (И. Гете, немецкий писатель).
10. Человек по своей сути существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве существует человек. Прочтите внимательно перечисленные характерные для человека признаки и заполните сравнительную таблицу:
Человек как биосоциальное существо
Биологическое в человеке |
Социальное в человеке |
1) Наличие кровеносной системы. 2) Инстинкт самосохранения. 3) Способность создавать орудия труда. 4) Обмен веществ между организмом и природой. 5) Способность к абстрактному мышлению. 6) Умение говорить. 7) Субъект познания и изменения мира. 8) Пищевой инстинкт. 9) Строение костной и мышечной систем. 10) Творческая деятельность.
11. Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого пронумеровано. (1) И человек, и животное обладают нервной системой, способны ощущать и воспринимать окружающую действительность. (2) Но в отличие от животных человек обладает абстрактным мышлением и способен осознавать цели своей деятельности и предвидеть ее результаты. (3) Можно констатировать, что благодаря этому человек возвысился над всеми живыми организмами и подчинил себе природу. (4) Все действия человека продуманы и направлены на дальнейшее укрепление его положения как «царя природы».
Определите, какие положения текста носят:
а) фактический характер;
б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
1 |
2 |
3 |
4 |
Анализ текста
В период относительного потепления между миндельским и рисским оледенениями - от 350 до 200 тыс. лет назад - в Центральной и Северной Европе (на территории современных Германии, Великобритании, Франции и, возможно, Испании) жил Homo sapiens steinheimensis, именуемый так по названию местечка Штейнхейм под Штутгартом, где впервые были обнаружены его останки. По сравнению с предшественниками он имел более высокий и округлый лоб. Объем его мозга составлял примерно 1150 см3. Homo sapiens steinheimensis был собирателем и охотником, использующим каменные орудия. Своим ручным рубилам он придавал правильные очертания. Кроме рубил он использовал каменные ножи, скребла, деревянные дубины и копья.
Климатические условия этого межледникового периода в Европе и в Средиземноморье были, видимо, близки к современным и, следовательно, благоприятствовали существованию первогоHomo sapiens. В столь же благоприятном климате жил первоначально его преемник - неандерталец (Homo sapiens neanderthalensis), появившийся примерно 150 тыс. лет тому назад. Затем наступило похолодание, и «классический неандерталец», живший около 80 тыс. лет назад, вел настоящую борьбу за выживание. Окружающий его мир напоминал среду обитания современных эскимосов. Мерзлая тундра только на юге Европы переходила в степь с травяным покровом и в таежное редколесье. Суровые условия сделали неандертальца сильным, ловким и бесстрашным охотником. Встреча с крупными животными - пещерным медведем или сибирским козерогом - не пугала его. Они давали ему сытную мясную пищу и одежду из теплых шкур.
Неандерталец был невысок ростом (160 см), имел прочный скелет и развитую мускулатуру. Объем его мозга (1350-1725 см3) соответствовал приблизительно объему мозга современного человека. Жил неандерталец около 50 лет, но многие его сородичи (до 40%) умирали в возрасте 20 или 30 лет.
Первые самые примитивные религиозные представления появились у неандертальца в связи с культом мертвых: они предавали их земле и клали в могилу орудия труда и пищу. Появились зачатки примитивного искусства: насечки и углубления на каменных пластинах, покрытых охрой и др.
Зона географического распространения людей неандертальского типа была весьма обширной. Их останки были обнаружены, например, во Франции, в Бельгии, в Испании, в Италии, в Крыму, в Узбекистане, на Ближнем и Дальнем Востоке, а также в Африке.
Вопросы и задания к тексту
- Сформулируйте основную мысль текста.
- Что нового вы узнали об эволюции человека?
- Опишите его физические данные.
- Чем они отличаются от физических данных современного человека?
- Когда и в каких условиях жил неандерталец, с кем и за что боролся?
- Как появились первые зачатки культуры?