Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ
Ключевые понятия
Мифология (от греч,- предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.
Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти.
Йогай - соединение, связь.
Медитация - созерцание.
Дао - путь, судьба.
Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах.
Моизм - философская школа в Древнем Китае, основанная на идеях любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе.
Легизм - философская школа в Древнем Китае, занималась проблемами социальной теории и государственным управлением.
Веда - знание.
Упанишада - процесс обучения мудрецом своих учеников.
Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения человека. «Атеистическая» религия.
Инь - темное начало, пассивное ожидание.
Ян - нечто активное, освещающее путь познания.
Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным было понятие «дао».
Логос - разум.
Тестовый контроль
1. Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?
а) тиранию;
б) олигархию;
в) крайнюю демократию;
г) все указанные выше.
2. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
а) Демокрит, Сократ;
б) Фалес, Солон;
в) Гераклит, Пифагор.
3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?
а) демократическое;
б) аристократическое;
в) олигархическое.
4. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?
а) Китай;
б) Индия;
в) Вавилон.
5. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?
а) аристократию;
б) ремесленников;
в) земледельцев.
6. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности» (А. Лосев)!
а) благодаря особым природно-климатическим условиям;
б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;
в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.
7. Какие формы управления Аристотель считал «хорошими»?
а) все указанные ниже;
б) монархию;
в) аристократию;
г) политию.
8. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?
а) монархия;
б) тирания;
в) политая.
9. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?
а) христианство;
б) ислам;
в) буддизм.
10. Что означало слово «демократия» у древних греков?
а) власть народа;
б) равные права;
в) равные возможности.
11. Как назывался древнегреческий город, где, по сохранившимся сведениям, родилась европейская философия?
а) Афины;
б) Милеет;
в) Микены.
12. Определите два неверных ответа. Концепция даосизма заключается:
а) в ненасилии;
б) недеянии;
в) иерархичности общества и следовании принципу старшинства;
г) безмолвии;
д) спонтанности;
е) стремлении к старине как социальному идеалу.
13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:
а) к следованию пути предков;
б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;
в) послушанию старшим;
г) подчинению социальной иерархии.
14. Легисты во главу угла ставят:
а) мораль;
б) любовь;
в) следование заветам предков;
г) закон.
15. Определите два правильных ответа. Монеты убеждают следовать:
а) любви;
б) выгоде;
г) закону;
д) морали;
е) предкам.
16. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата;
б) Книга песен;
в) Веды;
г) Книга перемен;
д) Упанишады;
е) Эпос о Гильгамеше.
17. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:
а) веданта;
б) йога;
в) буддизм;
г) джайнизм;
д) даосизм;
е) легизм.
18. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества представлена следующими Варнами:
а) ванны;
б) брахманы;
в) общинники;
г) кшатрии;
д) вайшьи;
е) шудры.
19. Для религии индуизма характерно:
а) метемпсихоз;
б) представление о единственности земной жизни человека;
в) утверждается вечность души;
г) утверждается ее смертность.
20. Центральным мировоззренческим понятием в Индии является:
а) дао;
б) логос;
в) брахман;
г) небо.
21. Философия зародилась:
а) в Древнем Китае;
б) Древней Индии;
в) Древней Греции;
г) Древнем Египте.
22. Конфуцианство - это:
а) свод боевых искусств;
б) этические нормы;
в) юридические нормы;
г) сборник мифов.
23. Первой стадией развития по Платону была:
а) олигархия;
б) аристократия;
в) плутократия;
г) династия.
24. Верно ли суждение?
А. В древних мифах выделяется идея творения.
Б. Древние мифы основаны на идее развития.
а) верно только А;
б) верно только Б;
в) верно и А, и Б;
г) оба неверны.
Практикум
1. О чем идет речь?
• Мир расколот на два начала: инь (тьму) и ян (свет). Это и определяет «серединный путь» человека на Земле ________________ .
• Мир постепенно развивался из некоего бесформенного состояния - хаоса, воды или яйца ________________ .
• Отношения в «правильном» государстве должны регулироваться моральными нормами (гуманностью, милосердием, этикетом) ________________ .
• Великан Пуруша был разделен на части и стал источником жизни для всех живых существ ________________ .
• Для удовлетворения своих потребностей в пище и одежде люди нуждаются в совместном поселении - это государство. Идеальным государством руководят мудрецы, исходя из принципа справедливости ________________ .
• В идеальном государстве существуют три категории граждан, функции между которыми строго разделены: мудрецы, воины, крестьяне и ремесленники ________________ .
2. В древнеегипетской мифологии говорится о том, что первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге. В аккадских мифах содержатся сведения о том, что боги сотворили людей из глины попарно, а затем через пуповину вселили в них жизнь. В мифах народов Скандинавии повествуется о том, как боги нашли на берегу моря незавершенные фигуры первой пары людей и оживили их. Фигуры были из разных пород дерева. Так появились на свет Аск (ясень) и Эмбла (ива). Некоторые народы, населяющие Бирму и Бангладеш, полагают, что люди произошли от птиц. Древнекитайский миф о Пань-гу рассказывает о происхождении мира из частей умершего существа. Его дыхание стало ветром и облаками, голос - громом, кровь - реками и водоемами, волосы и усы - созвездиями, пот - дождем и росой. Люди произошли от насекомых, живших нателе Пань-гу. Индийцы из племени джайватс полагали, что они происходят от бога - обезьяны Ханумана, который умел летать, менять свой облик, мог вырывать из земли холмы и горы. С обезьянами-предками связывают свое происхождение некоторые племена Тибета. У племен Малаккского полуострова (Юго-Восточная Азия) существует предание о том, что они потомки белых обезьян.
Проанализируйте эту информацию и сделайте выводы.
- Многие древние сказания говорят о происхождении мира из воды. Над водою, по словам Библии, носился дух Божий, Океан - отец богов по Гомеру... Первый греческий философ Фалес также говорит, что все из воды происходит, из воды состоит и в воду превращается. Считается, что это уже философия. Почему?
- Философ Анаксимандр решил, что первоначало мира - это Безграничность. Сохранилось его странное высказывание: «А из чего возникают все вещи, в то же самое они и разрешаются согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установленное время». Как вы понимаете эти слова, помня, что мир произошел из Безграничности.
- Древние греки предпочитали изображать мир конечным, имеющим границы. Но иногда возникали следующие вопросы: если воин добежит до края мира или метнет копье, то копье или полетит, или не полетит. Если полетит - значит, за границей мира есть пространство; если не полетит - значит, там есть какое-то вещество. В любом случае мир не конечен. Состоятельно ли это рассуждение?
3. Перед вами несколько афоризмов Конфуция. Прокомментируйте и проанализируйте их.
• Учиться и, когда придет время, использовать знания в деле - разве это не прекрасно!
• Благородный человек поспешает в делах, а не в словах, поспешает преумножать доверие, а не богатство.
• Хочешь узнать новое - обратись к старому.
• Ищущий истину должен быть готов к бедной одежде и грубой пище.
• Не завидуй никому и никого не презирай. Встречаясь с благородным человеком, думай, как сравняться с ним; встречаясь с низким человеком, думай, как бы самому не стать таким же.
• Если естество затмит воспитанность, получится дикарь. Если воспитанность затмит естество, получится мученик. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, здоров и приятен для окружающих.
• Истинно благородный человек всего добивается собственными усилиями.
• Кто радуется природе, познанию и людям, тот и живет долго.
• Учу только того, кто сам ищет знаний.
• Благородный человек помогает людям проявить их хорошие качества.
• Низкий человек видит в людях только дурное.
• Если сам честен и благороден, то подданные исполнят все и без понуканий. Если сам лжив и низок, то слушаться не будут, даже если прикажешь.
• Посылать людей на войну необученными - значит, предавать их врагу.
• Заставлять людей работать голодными - значит, самому становиться их врагом.
• Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других.
• Самая большая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.
• Не желая говорить с достойным - теряешь человека. Говоря с недостойным - теряешь слова.
• Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.
• Хочешь избежать зависти - не выказывай своего превосходства.
• Добро бывает часто ветром, бегущим от тебя. Зло бывает часто кипящей водой, бегущей за тобой.
• Любимец толпы - враг добродетели.
• Когда стрелок из лука промахнется, он ведь не винит других, а винит себя. Так же надлежит поступать, когда промахнешься в поиске друга, женщины и истины.
• Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестает учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.
• Люди хотят для себя богатства и славы; если то и другое нельзя обрести честно, их следует избегать. Люди страшатся бедности и безвестности; если того и другого нельзя избежать, их следует принять с достоинством.
4. Вы познакомились с учением философа Платона. Ответьте на следующие вопросы:
- Предлагая жесткое разделение труда среди граждан идеального государства, Платон исходил из того, что каждый человек имеет склонности к определенному виду деятельности. Специализируясь именно в нем, он принесет максимальную пользу обществу как целостному организму. Поэтому три основных сословия государства должны заниматься только своим делом. Разделяете ли вы вывод Платона? Принимаете ли его аргументы? Свою позицию обоснуйте.
- Почему Платон лишал мудрецов и стражей права частной собственности? Как это связано с его представлением о справедливом обществе?
- По мысли Платона, в идеальном государстве должны регулироваться семейные отношения и даже интимная жизнь: правители государства следят за тем, чтобы лучшие мужчины соединялись с лучшими женщинами для рождения здоровых младенцев. А вот цитата из романа нашего современника Е. Замятина, изобразившего в романе «Мы» тоталитарное государство: «А это разве не абсурд, что государство (оно смело называть себя государством!) могло оставлять без всякого контроля сексуальную жизнь... Совершенно ненаучно, как звери. И как звери, вслепую рожали детей». Произведение Замятина относят к жанру антиутопии. Следует ли считать взгляды Платона на государство утопией? Объясните почему.
- Платон был сторонником уравнительного землепользования: земля являлась собственностью государства, должна быть поделена на равные доли, ее покупка и продажа в идеальном государстве запрещались. Были ли попытки в реальной истории осуществить такую форму аграрных отношений? Приведите примеры. Каковы были последствия этой земельной политики?
- Создавая модель идеального государства, Платон рассуждал примерно так: если начертить на песке круг, он будет несовершенен по форме, но ведь очень легко представить себе его. Такой же подход может быть применен и к человеческому обществу. Разделяете ли вы вывод и аргументы философа? Чем можно объяснить, что аналогия взята из области геометрии? (Напоминаем, что входом в здание, где размещалась Академия, каждого встречала надпись: «Не геометр да не выйдет».)
5. Вы познакомились с учением философа Аристотеля. Ответьте на вопросы и выполните задания:
- К «правильным» Аристотель относил государственные устройства, цель которых - общее благо. В «неправильных» - стоящие у власти стремятся лишь к собственному благу. Объясните с этой позиции, почему аристократию Аристотель относит к «правильным» формам, а олигархию - к «неправильным».
- В условиях крайней демократии, считал Аристотель, власть должностных лиц сводится на нет, так как на их деятельность смотрят не с позиций закона, а с точки зрения мнений людей. А формируют это мнение ораторы-демагоги. Люди утрачивают ответственность. Наступает паралич и смерть власти. Как вы относитесь к этим суждениям философа? Существовала ли в действительности такая крайне демократическая форма государственного устройства? Приведите примеры.
- Что общего между крайней демократией и тиранией?
- Современные политологи условием демократии считают верховенство закона. Воля толпы, используемая разного рода политиканами, называется охлократией. С какими видами государственного устройства, по Аристотелю, можно соотнести современные трактовки понятий «демократия» и «охлократия»?
- Аристотель утверждал, что там, где «средние граждане многочисленны, всего реже бывают среди граждан раздоры». Как, по-вашему, подтвердился ли вывод философа о роли среднего класса в обеспечении стабильности государства? Приведите примеры.
6. Какие из приведенных ниже характеристик можно отнести к проявлениям мифологического сознания? Поясните свой выбор.
Рассмотрение всех случаев как отдельных событий, логический анализ реальных фактов, наделение всего сущего человеческими качествами, облачение абстрактной мысли в «одежды» аллегории и притчи, понимание мира как драматического противоборства сил добра и зла, расщепление реальности на видимую и сущую.
7. Немецкий философ Ницше считал, что идеал буддизма заключается в отделении человека от добра и зла, и в этом философ усматривал положительное значение этого учения. Опираясь на характеристики буддизма, приведенные в учебнике, выскажите свое отношение к этому суждению Ницше. Разделяете ли вы такой взгляд на сущность буддизма? Свою позицию аргументируйте.
8. «Пришло несчастье - человек сам его породил, пришло счастье - сам человек его вырастил. У несчастья и счастья одни двери», - учил Конфуций. Согласны ли вы с этим утверждением? А как, на ваш взгляд, влияют на жизнь человека внешние обстоятельства?
9. В чем, на ваш взгляд, причины роста интереса к древневосточной философии в наше время?
Анализ текста
1. Платон (437-347 до н. э.) - древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разрабатывал модель идеального государства. Одной из наиболее известных работ стало «Государство».
«...Говорят, что творить несправедливость обычно бывает хорошо, а терпеть ее - плохо. Однако когда терпишь несправедливость, в этом гораздо больше плохого, чем бывает хорошего, когда ее творишь. Поэтому, когда люди отведали и того и другого, то есть и поступали несправедливо, и страдали от несправедливости, тогда они, раз уж нет сил избежать одной и придерживаться другой, нашли целесообразным договориться друг с другом, чтобы и не творить несправедливости, и не страдать от нее. Отсюда взяло свое начало законодательство и взаимный договор. Установления закона и получили имя законных и справедливых - вот каково происхождение и сущность справедливости.
...Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы ишь кое-кто был в нем счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом...».
Вопросы и задания к тексту
- Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?
- Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов?
- Что для автора важнее - человек или государство? Как вы думаете, почему?
2. Аристотель (384-322 до н.э.) - древнегреческий философ, мыслитель, энциклопедист, основоположник логики. Был воспитателем Александра Македонского. Его «Политика» охватывает право, экономическую, социальную и политическую сферы жизни, которые органически связаны с этикой.
«...Общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья... Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, - селение... Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство - продукт естественного возникновения, как и первичные общения... Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей есть существо политическое...
Мы считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании... Гражданин находится в таком же отношении к государству, в каком моряк на судне - к остальному экипажу. Хотя моряки на судне занимают неодинаковое положение, благополучное плавание - цель, к которой стремятся все моряки в совокупности и каждый из них в отдельности. То же самое и по отношению к гражданам: хотя они и не одинаковы, все же их задача заключается в спасении составляемого ими общения, а общением этим является государственный строй...
...Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчелы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделенная от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестает быть собственно рукой, т. е. она остается рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством.
Вопросы и задания к тексту
- В чем Аристотель видит цель государства?
- Каковы, по мнению философа, причины появления государства?
- Кого Аристотель считает гражданами?
- Гражданин существует для государства или государство для гражданина?
- Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?