Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «гуманизм», «разделение властей», «социалистический идеал», «технократизм», «экзистенциализм», «социальная статика», «социальная динамика»; ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе и взглядами на общество и человека в Новое и Новейшее время; развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

Шли годы... С лица земли исчезали старые цивилизации, на их место приходили новые времена, возникали новые учения. Эпоху, пришедшую на смену Средневековью, назвали Новое время. Оно принесла глубокие изменения во все сферы жизни. Изменились взгляды на общество и человека. Давайте проследим, как это происходило.

Тема урока «Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

2. Политика и государство: новый взгляд.

3. Просвещение: вера в разум и прогресс.

4. Становление общественных наук.

5. Справедливое общество и пути к нему.

6. Марксистское учение об обществе.

7. Социально-философская мысль XX в.


II. Новый материал

Что нового привнесла в развитие общества эпоха Возрождения? Каким видели будущее человечества социалисты-утописты? Что собой представляло марксистское учение об обществе? Что привнесла в развитие современного общества социально-философская мысль XX в.?

Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Для эффективности работы предлагаю разбиться на творческие группы, каждая из которых будет работать над определенным периодом философской мысли.

Группа 1 анализирует средневековые представления о человеке и обществе, используя рабочий материал и п. 1 § 3.


Средневековые представления о человеке и обществе

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средневековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское наследие были востребованы лишь отчасти.

Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священное Писание.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патристика» (IV—VIII вв.) и «схоластика» (VI-XV вв.). Патристика (от лат. pater - отец) - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.

Средневековую философию отличают следующие особенности:

1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего возглашался Бог. Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).

2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. creatio - создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат. providentia - провидение, Божий промысел) - миром управляет божественное провидение.

4. Основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное откровение. Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин (354-430) и Фома Аквинский (1225-1274).

Одной из основных проблем их учений была проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посредством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь к религии - через мышление, философствование (так называемый рациональный). Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, считал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами. Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры разума внёс Фома Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви. Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил пять доказательств существования Бога:

- первое доказательство: в мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог;

- второе доказательство: бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит, должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог;

- третье доказательство: мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закон мог быть только Бог;

- четвертое доказательство: мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог;

- пятое доказательство: мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источником целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели - познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера - на теологию. Бог открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным - через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет Фома Аквинский отдавал вере.

И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Человек, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конечной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек - образ и подобие Бога». Божественные качества человека - это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди - Адам и Ева - сделали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том, чтобы праведники трудились во спасение мира и человека.

Вопросы и задания к тексту

- Дайте характеристику средневековой философии.

- Какие два периода можно выделить в философии Средневековья?

- Какие особенности отличают средневековую философию?

- Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Аврелия Августина.

- Дайте характеристику и проанализируйте взгляды Фомы Аквинского.

- Что объединяет два средневековых периода?

- Как в целом изменились взгляды на человека в период Средневековья?

- Кто и как нанес удары по средневековому образу мышления?

- Какую роль в развитии философии сыграл М. Лютер?

- Какие изменения привнесла эпоха Возрождения? Какие последствия это имело?


Средневековые представления о человеке и обществе и их кризис

Два периода в философии Средневековья

image9


Кризис Средневековой философии


Группа 2 анализирует новый взгляд на политику и государство, используя рабочий материал и п. 2 § 3.


Политика и государство: новый взгляд

Исходным пунктом рассуждений философов Возрождения и Нового времени выступает не общество как целое, а отдельный человек, индивид. Чтобы обуздать его эгоизм, требуется внешняя сила, которая и приходит в лице государства.

Н. Макиавелли в своих трактатах «Государь» (1513) и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» (1520) различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

Целью политики философ считал приход к власти и ее сохранение, создание стабильного государства. Суверенный государь сам устанавливает законы и моральные нормы. Монарх стоит выше морали и права.

Макиавелли отделил политику от морали. Позднее политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика, по мнению Н. Макиавелли, не должна основываться на моральных принципах, должна исходить из целесообразности, соответствовать опыту, практике, конкретной ситуации. Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники политических взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали. Поэтому цель следует сообразовывать со средствами, а средства - с обстоятельствами и результатами. Следовательно, принцип относительности, по Н. Макиавелли, решает проблему соотношения целей и средств в политике.

Английские философы Т. Гоббс в «Левиафане» и Дж. Локк в «Двух трактатах об управлении государством», рассуждая о причинах происхождения государства, исходили из признания определенного периода догосударственного развития общества, когда последнее пребывало в естественном (природном, первобытном) состоянии.

Люди были тогда свободны, их не стесняли никакие рамки общественно-политических ограничений. Однако при всей внешней привлекательности такой жизни во взаимоотношениях между людьми постоянно возникали разногласия, перерастающие в конфликты (по выражению Гоббса - «война всех против всех»).

Выходом из этой ситуации стало создание на договорной основе государства. Ему и передали люди часть своих прав в обмен на обеспечение и защиту основных прав, в первую очередь — личной безопасности.

Но если Т. Гоббс был сторонником абсолютной монархии, то Дж. Локк считал, что верховная власть должна быть ограничена, и одним из первых разработал принцип разделения властей. Ограничения полномочий состоят прежде всего в том, что государство не может лишить человека какой-либо части его собственности.

Позднее французский философ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти - судебной. Так оформилась идея разделения властей.

Вопросы и задания к тексту

- Какие изменения произошли в рассуждениях эпохи Возрождения и Нового времени?

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Н. Макиавелли.

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Т. Гоббса.

- Охарактеризуйте и проанализируйте взгляды Дж. Локка и Ш. Монтескье.


Политика и государство: новый взгляд

image10


Группа 3 анализирует документ «Просвещение: вера в разум и прогресс», и п. 3 § 3.

Просвещение: вера в разум и прогресс

Французский философ Франсуа Мари Аруэ Вольтер утверждал, что «из всех живых существ человек наиболее совершенен». Он критикует религиозные воззрения и требует религиозной свободы. Источниками религии, по его представлениям, являются невежество, фанатизм и обман. Вольтер понимал человека как существо общественное. Он утверждал, что люди должны стремиться не к загробному миру, а к достойной жизни, благосостоянию в реальном обществе. Эта цель достижима при опоре на науку и просвещение.

Он мечтает о просвещенном правителе.

Вольтер выражает одно из основных требований восходящей буржуазии - равенство людей. Но он понимает это равенство лишь как политическое, равенство перед законом и правом. Социальное и имущественное неравенство он считал предпосылкой сохранения общественного равновесия и нормального развития общества.

Жан Жак Руссо был представителем самых низших слоев. Он критикует современную ему цивилизацию как цивилизацию неравенства и отстаивает тезис о том, что развитие науки никоим образом не способствует совершенствованию нравов. Это не значит, что он отвергает науку и культуру как таковые. «Не совершаю нападение на науку, но отстаиваю добродетель».

Там, где нет собственности, не может быть и несправедливости - утверждает философ. Человек по природе добр. Городская жизнь извращает человека. Отсюда его призыв: назад к природе! Но он не против общества. Он за обновленное общество.

Вопросы и задания к тексту

- Характеристика и анализ взглядов Вольтера.

- Характеристика и анализ взглядов Руссо.

- Какой вывод о движении общества они сделали?


Век Просвещения - философы-просветители

image11


Вывод: от идеи круговорота к постулату о линейном движении общества


Группа 4 анализирует документ «Становление общественных наук» и п. 4 § 3.

Становление общественных наук

При переходе к индустриальной цивилизации на первый план стали выходить экономические проблемы. Главный вопрос звучал так: в чем истоки богатства народов, или, говоря словами А.С. Пушкина: «Чем государство богатеет»? Не отдельный человек, а именно государство, поскольку новое время - это период становления общенациональных рынков и экономик.

Ответы на данный вопрос представителями разных экономических школ давались различные, они представлены в таблице.


Сравнительная характеристика экономических учений


Взгляды

Меркантилисты

Физиократы

А. Смит

Источник богатства

Деньги (золото, серебро)

Плодородная земля и ее продукт

Производительный труд

Главная сфера экономики

Внешняя торговля и промышленность, производящая товары для вывоза

Сельскохозяйственное производство

Все сферы производительности труда

Роль государства

Необходим государственный контроль за экономической деятельностью

Управление экономическим процессом излишне (процессы идут естественно, как в природе)

Естественная свобода, рыночный механизм регулирования


Адам Смит формулирует основной закон товарного производства - закон стоимости, согласно которому товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.

Под понятием «капитал» А. Смит понимал прежде всего часть дохода, которая употребляется не на собственные нужды, а на расширение производства, что, в свою очередь, приводит к росту общественного богатства. Вкладывая капиталы в производство, люди во многом отказывают себе, проявляя бережливость. Поэтому вполне справедливо, что непосредственному производителю принадлежит одна часть созданной стоимости, равная количеству вложенного труда, а другая часть, пропорциональная вложенному капиталу, принадлежит его владельцу.

Так формируются представления А. Смита о социальной структуре общества:

Землевладельцы - рента (доход от передаваемой в обработку земли).

Капиталисты - прибыль (доход от вложенного капитала).

Наемные рабочие - заработная плата (доход от собственного труда).

А. Смит был сторонником свободно развивающейся, основанной на конкурентных началах экономике. Естественные рыночные механизмы как «невидимая рука» сбалансируют и настроят экономические процессы, приведут разрозненные интересы к общему благу и процветанию. Поэтому излишне и неразумно стремление государства «надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей». Надлежащее выполнение этой функции «не по силам никакой человеческой мудрости и знанию», а кроме того, выступая в качестве контролера, государство «всегда и неизбежно будет подвергаться бесчисленным обманам». Но Смит не отрицал регулирующую роль государства, которое должно ограждать общество от насилия и внешней агрессии, защищать жизнь и имущество граждан, содержать армию, органы правосудия, заботиться об образовании низших классов. При этом в своих расходах государство не должно быть расточительным.

В XVIII-XIX вв. шло формирование общественных наук. Понятие «социология» было введено в употребление французским философом XIX в. О. Контом. Определяя место социологии в системе других наук, Конт дал их общую классификацию. «Иерархия основных наук» такова: математика - астрономия - физика - химия - биология (тоже термин Конта) - социология.

Каждая последующая ступень - наука более высокого порядка, основывающаяся на законах предыдущей, но и оперирующая своими специфическими для данной отрасли знаний законами.

Конт делает следующий вывод: изучая социальные явления, следует учитывать законы биологического развития, а также выявлять и исследовать законы наблюдаемых общественных явлений, не прибегая к поиску сверхъестественных причин изменений.

Конт ввел понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения). Основным фактором развития он считал духовный рост, хотя не отрицал и других факторов.

Развитие социологии XIX в. связано также с именем английского философа и социолога Г. Спенсера. Так же, как и Конт, он разделял идею эволюции общества как целостного организма.

Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в росте многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей.

Спенсер выделяет два типа общества : «военное», где сотрудничество людей в достижении общей цепи носит принудительный характер, и «промышленное», в котором сотрудничество добровольно.

Общество как социальный организм, по мысли Спенсера, состоит из трех главных систем: «производящей средства для жизни», «распределительной», «регулятивной». Последняя включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживает государство, а «страх перед мертвыми» - церковь.

Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

В заключение отметим, что новые идеи в социологии в XIX в. лишь пробивали себе дорогу. И многими исследователями общество рассматривалось как «организм», аналогичный организмам живой природы.


Взгляды Адама Смита

Общественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.

Обосновал теорию стоимости, разработал общую теорию рынка.

Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.

Следовательно, труд - главный источник общественного богатства.

Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.

Исправить это можно путем введения всеобщего образования.

Существует три условия процветания государства:

• господство частной собственности;

• невмешательство государства в экономику;

• отсутствие препятствий для развития личной инициативы.


image13


Группа 5 анализирует документ «Справедливое общество и пути к нему» и п. 5 § 3.

Справедливое общество и пути к нему

Немало мыслителей выдвигали свои проекты идеального общества. Так появилась и развивалась социалистическая идея. Ее сторонники стали называться социалисты-утописты. Известно, что к ним в первую очередь относят философов рубежа XVIII—XIX вв. -А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, называемых поздними утопистами, в отличие от ранних утопистов, мыслителей XVI в. - Т. Мора и Т. Кампанеллы.

В своем главном произведении «Книжка поистине золотая и равно полезная, так и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия» Т. Мор так представляет идеальное общество. На острове Утопия счастливые жители не знают частной собственности, все трудятся. С общественных складов берется все необходимое. Денег нет, золото - презренный металл, идущий на изготовление ночных горшков и кандалов для преступников. Жители городов по очереди переселяются в деревню для сельскохозяйственных работ.

В «Городе Солнца» Т. Кампанеллы жители также свободны от частной собственности. Трудовой день не превышает четырех часов. При этом достигнуто полное материальное изобилие. Для продолжения рода начальники отбирают будущих родителей:«.. .женщины статные и красивые соединяются только со статными и красивыми мужами, полные же - с худыми, а худые - с полными, дабы они хорошо и с пользою уравновешивали друг друга». Дети подлежат общественному воспитанию, которое осуществляют специальные служащие по единому распорядку. Преступления против власти караются смертью: народ «убивает или побивает осужденного камнями».

Поздние утописты А. Сен-Симон и Ш. Фурье, наряду с критикой существующего строя и проектами будущего справедливого общества, большое внимание уделяли периодизации всей истории человечества. Так, А. Сен-Симон выделял четыре основных этапа развития, каждый из которых базировался на определенной системе взглядов.

А. Сен-Симон об этапах развития общества

1. Первобытность идолопоклонство.

2. Рабовладение политеизм (многобожие).

3. Феодальный сословный строй монотеизм (единобожие).

4. Общество индустриалов научное мировоззрение.

В обществе индустриалов, считал А. Сен-Симон, необходимо ввести обязательность труда, уничтожить паразитизм крупных землевладельцев и капиталистов-рантье. Частная собственность возможна, однако нельзя допускать злоупотребления ею. Распределение материальных благ должно осуществляться по способностям. Путь к новой общественной системе лежит через развитие производства, возрастание роли науки и просвещения, в социальной революции нет необходимости.

Ш. Фурье предложил иную периодизацию истории.

Ш. Фурье об этапах развития общества

1. Периоды, предшествующие производственной деятельности

2. Раздробленное, обманное, отталкивающее производство

варварство, среднее производство,

цивилизация, крупное производство

3. Социетарное, правдивое, привлекательное производство

социантизм, простая ассоциация,

гармонизм, сложная ассоциация

первобытность, дикость

патриархат, мелкое производство



гарантизм, полуассоциация

Итак, идеал общественного развития - «гармонизм». Однако путь от современной автору «цивилизации» до «гармонизма» будет довольно сложным и пройдет через два переходных периода. Революционный скачок Фурье исключает.

Вопросы и задания к тексту

- В чем вы видите преемственность во взглядах ранних утопистов, Ж.Ж. Руссо и Платона?

- Что привлекает и что отталкивает вас в нарисованной картине идеального общества?


image14


Группа 6 анализирует документа «Марксистское учение об обществе» и п. 6 § 3.

Марксистское учение об обществе

Зарождение марксизма в середине XIX в. было обусловлено рядом факторов. Социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, рост его противоречий, первые массовые выступления рабочего класса во Франции и Германии в ЗСМО-х годах XIX столетия. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политэкономия (Д. Рикардо, А. Смит), французский утопический социализм (А. Сен-Симон, 111. Фурье), а также труды французских историков периода Реставрации (Ф. Г изо, О. Минье). На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли и открытия в естествознании.

К. Маркс и Ф. Энгельс отказались от господствующего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Свои воззрения они излагали таким образом:

• примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

• решающая роль материального производства в жизни общества;

• необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;


image16


• определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;


Социально-экономическая формация



• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.

Остановимся на экономических воззрениях К. Маркса. Если теория трудовой стоимости А. Смита стала ответом классической политэкономии на вопрос, в чем истоки богатства народов, то теорию прибавочной стоимости К. Маркс рассматривал как ответ на вопрос: «Почему в богатом обществе массы, создающие материальные богатства, сами живут в нищете и убожестве?»

Согласно марксизму капиталист богатеет, а рабочий беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго. Это и есть капиталистическая эксплуатация. Такое положение дел, в свою очередь, является следствием экономических условий, при которых капиталист выступает собственником средств производства, а рабочий может предложить на рынке лишь свою рабочую силу.


image17


Стоимость товаров, производимых рабочим (новая стоимость), значительно больше стоимости средств его существования (заработной платы). Эта разница и лежит в основе прибавочной стоимости.

На смену капитализма должна прийти коммунистическая формация. Это произойдет через острое противоборство, через революцию.

Вопросы и задания к тексту

- Какие факторы подготовили учение марксизма?

- Что нового они привнесли в социально-философское учение?

- О каком обществе они мечтали?

- Дайте ему характеристику.

- Возможно ли вообще существование такого общественного устройства?


image18


Основные положения учения:

• примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

• решающая роль материального производства в жизни общества;

• необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;

• определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений;

• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.

Коммунистическое общество:

• Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.

• Труд - первая необходимость.

• Каждому по способностям, каждому по потребностям!

• Отсутствие частной собственности.


Группа 7 анализирует документ «Социально-философская мысль XX в.» и п. 7 § 3.

Социально-философская мысль XX в.

Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Но оно существовало в разных вариантах:

1) радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;

2) умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.


Марксизм и ревизионизм


Вопросы для сравнения

Взгляды основоположников

Взгляды Бернштейна

Положение пролетариата при капитализме

Тенденция к абсолютному и относительному обнищанию

Медленный, но неуклонный рост жизненного уровня рабочих

Положение средних слоев общества

Все большая поляризация общества, «размывание» средних слоев

Рост числа собственников, разрастание среднего класса

Отношение к демократии

При капитализме носит узкоклассовый характер

Создает условия, при которых ни один класс не пользуется политическими привилегиями

Перспективы капитализма

Неизбежная скорая гибель

Капитализм имеет возможности для развития и саморегулирования

Пути перехода к социализму

Социалистическая революция

Политика частичных реформ


Одним из направлений общественной мысли стал технократизм. Определенная группа исследователей исходит из убеждения, что решающим фактором общественного развития выступает техника, производственные технологии.

Создаваемая человеческим разумом и руками техническая цивилизация обладает независимостью от человека и общества, имеет способность к саморазвитию, к постоянном прогрессу, совершенствованию своих параметров. В этих условиях особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процессами. Проявления такого подхода можно найти в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта (род. 1908).

Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, - развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специалистами производства и управления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей. Вместе с тем сегодня немало их критиков. Обращается внимание на то, что преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания. Указывается также, что сторонники технократических взглядов недооценивают роль других важных сторон в жизни общества, таких как культура, не учитывают воздействие на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.

Влиятельным философским направлением в XX в. стал экзистенциализм. Впервые упоминание об экзистенциализме (философии существования) появилось в конце 1920-х гг. Мало кто тогда мог предположить, что это направление превратится в одно из главных духовных движений XX в., а его создатели - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж. П. Сартр, А. Камю - станут классиками философской мысли новейшей эпохи.

В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Поясним эту мысль на примере рассуждения Сартра:

1. При изготовлении вещи человек предварительно формирует идею. Например, ремесленник, изготавливающий нож, исходит из своих представлений о том, что такое «нож» и какой именно нож сейчас надо сделать. В данном случае сущность предшествует существованию.

2. Ребенок, родившись, уже существует, но ему еще предстоит стать таким, каким он сделает себя сам.

Следовательно, нет заданной природы человека, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека. Это резко усиливает ответственность как за самого себя, за то, чтобы состояться как личность, так и за все, что происходит с другими людьми. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, то тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей... Если я, например, рабочий и решаю вступить в христианский профсоюз, а не в коммунистическую партию, если я этим вступлением хочу показать, что покорность судьбе - наиболее подходящее для человека решение, что царство человека не на земле, - то это не только мое личное дело: я хочу быть покорным ради всех, и, следовательно, мой поступок затрагивает все человечество.

Итак, по мнению экзистенциалистов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущности. Но нести бремя свободы нелегко. Человек может отказаться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.

Вопросы и задания к тексту

- Какие направления марксизма развиваются в XX веке?

- Дайте им сравнительную характеристику.

- Охарактеризуйте и проанализируйте технократизм.

- Охарактеризуйте и проанализируйте экзистенциализм.



III. Итог урока

- Повторим новый материал. Заполним обобщающую таблицу.


Развитие знаний об обществе


Источник теории

Основные положения

Мыслители нового времени Т. Гоббс и Дж. Локк (XVI- XVII вв.)

Теория «общественного договора».

Различия во взглядах Гоббса на природу государства.

Идея Локка о разделении властей

Философы-просветители Вольтер, Ж.Ж. Руссо

Принцип политического равенства людей.

Причины появления теории «общественного договора».

Идея социального равенства

А. Смит

Теория трудовой стоимости.

Основные условия процветания государства. Социальная структура общества.

Роль рынка

Социалисты-утописты: Сен-Симон, Фурье, Оуэн

Основные черты идеального общественного строя (социализма).

Критика капитализма.

Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи.

Утопизм их взглядов

О. Конт, Г. Спенсер

Введение понятия «социология».

Выделение двух типов общества: «военного» и «промышленного»

К. Маркс, Ф. Энгельс

Законы общественного развития.

Теория прибавочной стоимости.

Теория социалистической революции.

Учение о высшей фазе общественного развития.

Дискуссия о роли марксизма в современном мире

Марксисты

Возникновение различных марксистских течений.

Реформистское крыло в марксизме.

Радикальное направление в марксизме

Западная философия XX в.

Теории, рассматривающие решающие факторы общественного развития.

Технократическая теория (Гэлбрейт).

Теории, определяющие сущность человека и его удел: экзистенциализм (Сартр)


Домашнее задание

Выучите § 3, выполните задания.






Для любых предложений по сайту: [email protected]