Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Общение как обмен информацией - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «общение как обмен информацией», «коммуникация», «невербальное общение», «хронотоп»; охарактеризовать средства межличностной коммуникации, выявить трудности, возникающие в процессе коммуникации; описать вербальное и невербальное общение, выяснить особенности общения в современном обществе; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, характеризовать с научных позиций основные социальные объекты; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; развивать чувство ответственности; способствовать выработке гражданской позицииучащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье - это когда тебя понимают», - так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».
Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.
Тема урока: «Общение как обмен информацией». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Коммуникация, или общение.
2. Средства общения.
3. Невербальное общение.
4. Особенности общения в современном мире.
II. Новый материал
- Сыграем в игру «Ассоциация». Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?
(На доске выписываются опорные слова, которыми ученики будут пользоваться во время урока.)
Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств.
1. Коммуникация, или общение
Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Нам предстоит выяснить сущность этих понятий и проанализировать их.
Работая с п. 1 § 31 и с представленными схемами, сравните эти два понятия.
Схема 1
Схема 2
- В чем вы увидели сходство и различия процессов общения и коммуникации?
- Какие особенности процесса коммуникации можно выделить? (Особенности процесса коммуникации: взаимное информирование, которое предполагает активность с двух сторон; влияние друг на друга; наличие «общего языка»; наличие барьеров в процессе коммуникации.)
- Кто и что может стать другом и врагом коммуникации?
- Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е. И. Рогова «Психология общения» и ответьте на следующие вопросы:
- Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?
- Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие - с приемом информации?
- Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией?
- Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолению коммуникативных барьеров.
2. Средства общения
- Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Прочитайте п. 2 § 31.
- Какая знаковая система используется при вербальном общении?
- Дайте характеристику речи как универсального средства коммуникации.
- Опишите ее механизм.
- Расшифруйте ее формулу, представленную в виде схемы.
- Опишите модель речевого общения из пяти элементов.
- При каких условиях речь приобретает свое значение?
3. Невербальное общение
- Разумеется, всем понятна роль и значение вербального или речевого общения. Мы знаем, что словом можно окрылить человека, а можно, к сожалению, и убить. А невербальное, т. е. неречевое общение? Какую роль оно играет в процессе коммуникации? Что оно собой представляет?
Ученые утверждают, что оно может способствовать усилению или ослаблению вербального общения. Наша задача доказать это.
Итак, невербальное общение, включает в себя:
• жесты;
• мимику;
• пантомимику.
Разделившись на группы, исследуйте виды невербального общения, использовав дополнительный материал:
Группа 1 - исследование жестов.
Группа 2 - исследование пантомимики (позы).
Группа 3 - исследование мимики.
Группа 4 - исследование экстралингвистической системы.
Материал для группы 1
Жесты
Обычно в разговоре мы очень часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки. Особенно богатой жестикуляцией отличаются итальянцы и французы. Жесты несут определенную информацию.
Югославский ученый Р. Волос посвятил много времени изучению русской культуры. На основе изучения около сотни русских жестов он предложил такую их классификацию. К первой группе он отнес так называемые «н-жесты», выражающие забывчивость - легкий удар пальцем по лбу; недоумение - пожимание плечами; удовольствие - облизывание губ.
Ко второй группе отнесены «жесты-усилители» - классическое потирание щепотью, пальцами, когда нет или не хватает денег, почесывание затылка или за ухом.
Особую группу составили «количественные жесты», которые у нас частично усваиваются, когда дети играют в «каравай» - «вот такой ширины».
Интересны «он-жесты», которые выражают отношение к другому человеку. Например, характерное вращение ладонью или пальцем возле лба означает, что умственные способности кого-то оцениваются не очень высоко.
В особые группы выделены «жесты защиты», «жесты эпитеты», «жесты - выключатели словесной речи» (например, приглашающее движение руки, заговорщическое или кокетливое подмигивание и т. д.)
Иногда жесты не помогают, а просто мешают человеку в речи. Давайте вспомним стихотворение А. Барто «Сильное кино»:
И вот она начала свой рассказ:
Они ползут,
А он им - раз!
Она ползла,
А он как даст ему со зла!
Она им раз!
Они ей раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нетрудно догадаться, что жесты здесь вряд ли помогут лучше передать содержание фильма. В этом случае уместна пословица: «Языком скажешь, так и пальцем не растычешь».
Жесты походки
В общем, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а те, кто обычно держат руки в карманах даже в теплую погоду, скорее всего, критичны и скрытны. Они выполняют роль «сторонников дьявола», так им очень нравится подавлять других людей. Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волоча ноги и редко глядя вверх или в том направлении, куда они идут. Нередко можно увидеть человека в таком состоянии, идущего вдоль бордюра и как бы рассматривающего, что на нем лежит.
Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на дальние дистанции.
Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход. Типичный образец - Уинстон Черчилль.
Материал для группы 2
Позы
Свои чувства мы можем выразить и телодвижениями. Например, человек проявляет по отношению к другому большую открытость, если стоит к нему лицом, а не боком. Неприязнь у сидящего человека проявляется в напряжении тела, и наоборот, расслабление тела и наклон вперед выражают симпатию. Поза «руки на пояс» - один из наиболее характерных жестов, используемых человеком для передачи агрессивного отношения.
Посмотрите, как сидят ваши одноклассники. Если ученица предпочитает сидеть на краешке стула, сжав колени, то она очень активна, жизнерадостна, непоседлива; хватается за все, не доводя начатое до конца.
Положение крест-накрест в области колен, ноги, выдвинутые вперед, руки, лежащие на коленях, характеризуют тип эгоистичных, самодовольных, самовлюбленных девушек, которые стараются привлечь к себе внимание и стремятся показать себя умнее во всех вопросах. Такие натуры отличаются чрезмерным любопытством. Вытянутые вперед ноги, одна чуть впереди другой, «говорят» о неустойчивом, неуживчивом характере.
Американский психолог С. Декель установил зависимость между позой, в которой спит человек, и его характером. Тех, кто спит «калачиком», он назвал «бутонами», т. е. людьми, которые не желают расставаться с детством. Это чувствительные, импульсивные натуры. Те, кто спит на животе, подтянув одну ногу, обычно уверены в себе, пунктуальны, последовательны. Те, кто спит на спине, заложив руки за голову, общительны, сердечны и добры.
Материал для группы 3
Мимика (выразительные движения мышц лица) позволяет нам выражать самые разные чувства и настроения. Она помогает человеку излагать свои мысли полнее, точнее, понятнее для слушателя, передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит.
Начиная разговор о мимике, имеет смысл вспомнить высказывание Чарльза Дарвина о том, что каждый индивидуум сокращает преимущественно только определенные мускулы лица, следуя своим личным склонностям. Эти мускулы могут быть сильнее развиты, и поэтому линии и морщины лица, образуемые их обычным сокращением, могут сделаться более глубокими и видимыми. Связь между невербальными сигналами, идущими от лица человека, и особенностями его поведения отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в портретных изображениях.
Большое количество фактов о невербальной информации, передаваемой нашим лицом, накоплено наукой физиогномикой (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учением о связи между внешним обликом человека и особенностями его поведения.
Рассматривая нашего партнера по общению сверху вниз, мы можем получить информацию о нем уже по тому, как лежат его волосы, насколько модная у него прическа. Структура волос также несет информацию. Аристотель считал, что если у человека волосы тонкие, как шерсть у коз, овец или зайцев, то он обычно из робкого десятка, волосы жесткие как у львов или кабанов чаще встречаются у храбрых людей. Очень короткая стрижка выдает спортсмена или человека излишне занятого, чтобы еще заниматься своими волосами. Поэтические, художественные натуры тяготеют к длинным волосам или вычурным расцветкам.
Скользя взглядом по лицу, мы замечаем, что волосы обычно спадают на лоб. По величине лба в народе нередко оценивают умственные способности человека. Об умном говорят: «Семи пядей во лбу», тогда как глупого нередко зовут узколобым. Большое количество морщин свидетельствует о том, что человеку пришлось немало пережить или что он занимается умственной работой.
Психолог Г. И. Мартынов запатентовал систему оценки характера по линиям складок лба. Вы легко обнаружите их, если нахмурите лоб. Например, если две глубокие складки рассекают лоб, то это свидетельствует о сильном темпераменте. Обычно это люди последовательные, устойчивые, способные улавливать идеи и доводить их до конца.
У человека эмоционального складки глубоки и ярко выражены. У интеллектуала те же по форме складки очень тонки и разглажены. От того, как располагаются морщины (сосредоточены в центре или рассредоточены по всему лбу), зависит, каким способом восприятия и мышления обладает человек - информативным или методичным.
Сморщивание лба в сочетании с нахмуриванием или подниманием бровей позволяет выразить всю гамму эмоций и чувств - от приятного удавления до разочарования. Ниже лба располагаются брови и глаза. Мы поднимаем брови при удивлении и сводим их вместе, когда сердимся. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То же самое в Британии будет расценено как выражение скептицизма.
Глаза - ключевой элемент невербальной коммуникации. Восточная пословица гласит: «Ничего не бывает без начала, и все начинается с дороги». Общение между людьми начинается с общения их глаз. Взгляд - это первый шаг на пути к собеседнику. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянием на поведение человека. Взгляды могут быть очень красноречивыми и выражать самые различные чувства и состояния. Например, взгляд может быть суровый, нежный, кокетливый, лукавый, молящий, задумчивый, просящий, укоризненный, вопрошающий, восхищенный, прощальный, мимолетный.
В книге «Гроссмейстер общения» С. Дерябо и В. Ясина дают подробное описание значений выражения глаз:
1. Слишком широко открытые глаза, «вытаращенные»:
• бессознательное стремление получить максимум информации, чтобы не ускользнули даже мелочи: У Батистова чуть дыхание не захватило; он сидел все время с раскрытым ртом и выпученными глазами - и слушал, слушал, как отроду не слушал никого... (И. Тургенев. «Рудин»);
• при неожиданности, удивленном восхищении, например, у детей при виде новогодней елки; при возникшей вдруг наивной радости, например, решающий гол в напряженном матче;
• при испуге, ужасе - падение гимнаста в цирке: Степан Трофимович таращил глаза и трепетал. (Ф. Достоевский. «Бесы»);
• огромное любопытство («пожирать глазами»);
• полная беспомощность, неспособность понять;
• пришедшее вдруг понимание («Вот где собака зарыта!»).
Но при этом нельзя забывать о том, что некоторые люди могут сознательно использовать указанные закономерности. Так, опытные мошенники сознательно «работают» с невинно открытыми, излучающими доверие глазами!
2. Прищуренный взгляд - пристальное внимание, наблюдение, сильная готовность осуществить какое-то действие.
• Когда он направлен вбок - коварство, хитрость.
• При наклоне головы в сторону суженный взгляд - припоминание.
3. Закрытые глаза:
• сосредоточенность на самом себе;
• тщательное обдумывание;
• наслаждение;
• кратковременное прикрывание глаз может означать неосознаваемое выражение согласия, понимания.
4. Прищуривание только одного глаза, подмигивание («С тобой все ясно!», «Я тебя вижу насквозь»):
• сигнал тайного согласия с кем-то другим;
• кокетство (при этом - склоненная набок голова и соответствующая улыбка). Глазами Марья Ивановна кокетничала, бойко и гордо их прищуривала. (И. Бунин. «На даче»).
5. Резкое усиленное и неравномерное моргание («хлопать глазами») - при духовных препятствиях, негативных неожиданностях, затруднениях, нервозности. Игнатий заморгал, развел руками... - Да что же это за доказательство! (И. Бунин. «На даче»).
6. Сужение или расширение зрачка может свидетельствовать об усилении или ослаблении интереса. При возбуждении; страхе зрачок увеличивается, при расслаблении - уменьшается. Например, в экспериментах, когда мужчинам предъявляли фотографии красивых женщин, их зрачки увеличивались вдвое. Да, - говорил Чичиков лениво. Глазки стали у него необыкновенно маленькие. (Н. Гоголь. «Мертвые души»),
7. Прямой взгляд с лицом, полностью обращенным к партнеру, - признание собеседника, интерес к нему.
8. Взгляд направлен в бесконечность, «сквозь» глаза партнера - вызывающее незамечание собеседника, подчеркнутое неуважение. Такой взгляд наиболее сильно выводит других из равновесия, может вызвать ответную агрессивную реакцию. Вазир-Мухтар смотрел спокойно, с неопределенною сосредоточенностью, как бы мимо глаз евнуха или сквозь него. (Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара»),
9. Взгляд искоса через плечо - пренебрежение, презрение или осторожность, наблюдение. Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. (Н. Гоголь. «Мертвые души»).
Но взгляд сбоку может быть также следствием нарушения слуха, при котором ухо стараются держать ближе к говорящему.
10. Пустой взгляд («Я смотрю на вас, но не слушаю»), отсутствие какого-либо движения глаз вообще - человек спит с открытыми глазами, крайняя степень скуки, полное безразличие.
11. Взгляд снизу при склоненной голове:
• при малой напряженности, согнутой спине - подчиненность, услужливость;
• при напряжении и легких вертикальных складках на лбу - расчетливая осторожность, сознательно принятая поза, возможна враждебность. Она (Софья Александровна) наклонила седую голову, исподлобья посмотрела на брата, вытянула палец. - И когда придет твой час, Марк, тогда ты вспомнишь Сашу, подумаешь, но будет поздно. (А. Рыбаков. «Дети Арбата»).
Рот, нос, голова
Потрагивание или потирание носа, обычно указательным пальцем, - знак сомнения. Пощипывание переносицы, сочетающееся с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях.
Степень сжимания губ говорит о твердости или слабости характера. Плотно сомкнутые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные - мягкость, открытость.
Прямая голова - это положение характерно для человека, нейтрально относящегося к тому, что он слышит. Голова обычно неподвижна, но время от времени делает маленькие кивочки
Голова наклонена в сторону - выражение интереса.
Материал для группы 4
Экстралингвистика
Не менее важное значение для процесса коммуникации имеет акустическая система, к которой относят качество голоса (тембр, высоту, тональность, громкость), интонации, темп речи, фразовые и логические ударения, предпочитаемые собеседниками.
Темп речи может быть очень медленный, немного замедленный, быстрый, очень быстрый. От темпа речи может зависеть то, как тебя будут слушать окружающие. «Пустое слово сыплется, как горох из решета, - насыщенное слово поворачивается медленно, точно шар, наполненный ртутью», - так говорил о темпе речи известный режиссер К. С. Станиславский.
Норман Миллер и его коллеги из университета Северной Калифорнии обнаружили, что ощущение правдивости возрастает, когда человек говорит быстро. Жители Лос-Анджелеса и его окрестностей, слушавшие записи речей на такую, например, тему, как «Опасность употребления кофе», оценивали тех, кто говорил быстро (около 190 слов в минуту), как более объективных, интеллигентных и эрудированных, чем те, кто говорил медленно (около 110 слов в минуту). Они также сочли быстро произнесенные сообщения более убедительными.
Оказалось, что значимым фактором является именно темп речи. Когда рекламу ускоряли на 25%, слушатели понимали ее по-прежнему хорошо и оценивали говорящего как более осведомленного, интеллигентного и искреннего, а само сообщение сочли более интересным. Фактически нормальная скорость речи в 140 или 150 слов в минуту может быть почти удвоена, прежде чем начнет снижаться ее понимание слушателями. Джон Ф. Кеннеди, известный как исключительно эффективный оратор, иногда ускорялся до 300 слов в минуту. Для американцев быстрая речь не оставляет слушателю времени сделать благоприятные выводы, она также отсекает любые нежелательные мысли.
Некоторые люди говорят очень медленно, их приходится как бы «тянуть за язык», а другие как бы «строчат из пулемета», о них говорят: «За твоим языком не поспеешь босиком». Важно уметь говорить не очень быстро, но и не очень медленно, чтобы всем было понятно. Однако в некоторых случаях лучше говорить медленно (если нужно что-то разъяснить или если беседуешь с человеком, который не очень хорошо знает твой язык и т. п.) или быстро (если ты или твой собеседник торопится).
Тон речи - это окраска голоса, с которой произносится высказывание и которая помогает человеку лучше передать свои мысли и чувства. Тон может даже изменить содержание речи, придать ему противоположный смысл. Попробуйте, например, произнести слова «да» и «нет» разным тоном (весело, грустно, удивленно, возмущенно, зло) и вы сами почувствуете разницу.
Не меньшее значение имеют и разнообразные вкрапливания в речь - паузы, покашливания, смех, плач и т. д. Голоса различаются по способности оказывать влияние на других. Поэтому различают голоса невзрачные, обычные, не привлекающие нашего внимания. Есть голоса, сразу привлекающие нас, мы затихаем, прислушиваемся к ним, надолго запоминаем.
Голос также является выразителем наших чувств. По громкости речь сильно изменяется: от очень тихой, тихой, тише, чем обычно, до громкой, очень громкой, крика. Когда человек говорит очень громко или очень тихо, слушать неприятно - плохо слышно и трудно понять. Однако бывают ситуации, когда нужно говорить очень тихо (если в доме кто-то работает, болеет или отдыхает; в учреждениях культуры: в музее, на концерте, в театре; в беседе о своих личных делах и т. п.) или очень громко (если нужна помощь, кто-то заблудился, выступает перед большой аудиторией и т. п.). В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Так, спокойный и солидный голос снимает напряжение и пробуждает интерес, а «взвинченная», быстрая и громкая речь может восприниматься как признак резкости и агрессивности.
Должное внимание следует уделить и таким коммуникативным навыкам, как нерефлексивное и рефлексивное слушание. Нерефлексивное слушание, или внимательное молчание, применяется в ситуации, когда цель общения со стороны говорящего - «излияние души», эмоциональная разрядка.
Рефлексивное слушание используется в ситуациях, когда говорящий нуждается не столько в эмоциональной поддержке, сколько в помощи при решении определенных проблем. В данном случае обратная связь дается слушающим в речевой форме через следующие приемы: задавание вопросов по теме разговора, перефразирование слов собеседника, позволяющее изложить ту же мысль другими словами, изложение промежуточных выводов.
Каждый человек обладает индивидуальным запахом. Недаром собака уверенно идет по следу преступника, не путая этот след со множеством других. Отстирать белье, чтобы оно полностью утратило дух хозяина, практически невозможно. Здесь мы имеем дело с ольфакторной системой запахов.
Запахи всегда использовали в различных сферах жизни - сначала подсознательно, потом - осознавая их власть. Еще в древности из поколения в поколение передавались семейные реликвии, хранящие запах предков. Матери и девушки подкладывали уходящим воевать варежки или свитера. Считалось, что запах родного дома или близкого человека имел свойство оберегать мужчин, помогал им выстоять в трудную минуту. В африканских племенах до сих пор от матери к дочери передаются секреты ароматов, с помощью которых женщина, насильно выданная за нелюбимого, заставляла его отказаться от себя. Имеются также ароматы, наоборот, привораживающие любимого. Традиция отдушивать постельное белье лавандой существует издавна. Простыни и пододеяльники становятся от нее душистее. Но, как выяснилось недавно, дело не только в этом. По заключению американских ароматотерапевтов, лаванда способна снимать чувства подозрительности и тревоги.
Каждая из групп характеризует и анализирует виды и способы невербального общения, подчеркивая их сильные и слабые стороны. При необходимости можно «проиграть» жесты, позы и прочие атрибуты невербального общения.
4. Особенности общения в современном мире
- Изучите последний пункт § 31, дополнительную информацию и проведите мини-дебаты на тему: «Современные средства общения: “за” и “против”».
Дополнительный материал для организации дискуссии
Влияние сотовой связи на детей и подростков
Великобритания первая начала рассматривать вопрос о влиянии мобильных телефонов на здоровье детей. 11 мая 2000 г. был опубликован отчет группы ведущих британских ученых по изучению воздействия мобильных телефонов на здоровье детей. В отчете говорится, что детям не следует пользоваться мобильными телефонами вследствие большей восприимчивости детского организма к действию электромагнитных излучений.
О большей подверженности влиянию излучения молодых людей говорит и исследование, проведенное среди 11 тыс. пользователей сотовой связи по заказу Norwegian Radiation Protection Board, Национальным институтом «Рабочей жизни» (Швеция), а также SINTEF Unimed (Норвегия). Исследование показало, что даже люди, которые использовали телефон менее 2 мин в день, жаловались на дискомфорт. У тех, кто пользуется телефоном около 30 мин ежедневно, повышается вероятность потери памяти почти в 2 раза по сравнению с теми, кто ограничивается 2 мин в день. Половина опрошенных абонентов сообщили, что при использовании сотовых телефонов испытывают неприятный разогрев в области головы.
Интересная информация о заболеваниях, связанных с использованием телефонов, была опубликована на сайте Medscape, где приводились данные исследования шведскими учеными 233 пациентов. Ученые рассмотрели распределение вероятности появления опухоли именно в тех областях, которые обычно наиболее подвержены влиянию электромагнитного излучения от радиотелефона. Как показал статистический анализ, эта вероятность была заметно выше, чем в других областях, однако один лишь этот факт не может служить основанием для вынесения какого-либо заключения. 12 из 13 больных со злокачественной или доброкачественной опухолью мозга пользовались старыми аналоговыми телефонами с повышенным излучением. Разумеется, такой факт свидетельствует о возможности существования опасности, но статистической выборки явно недостаточно, чтобы дело приняло более серьезный оборот.
И снова отличились британские исследователи, доказавшие вредность миниатюрных наушников (hand’s free) для сотовых телефонов. Многие используют такие наушники, предполагая, что снижают вредное воздействие антенны сотового телефона, но все получается как раз наоборот. Как показали исследования британской ассоциации потребителей, эти устройства действуют как своеобразные антенны, и уровень электромагнитного излучения, поступающего в мозг абонента, в три раза превышает уровень исходящего от трубки. Хотя до сих пор точно не установлена взаимосвязь облучения и заболеваемости абонентов, ассоциация советует потребителям ограничивать использование подобных устройств.
И напоследок наиболее любопытное исследование. Ученые Бристольского университета и Бристольского королевского госпиталя провели испытания под руководством доктора Алана Приса, в которых приняли участие добровольцы с целью определить кратковременные эффекты от излучения при работе мобильных телефонов. Участникам эксперимента предлагалось выполнить определенный набор заданий на сообразительность, пребывая в разных условиях: под воздействием микроволнового излучения от цифровых телефонных аппаратов, аналоговых телефонных аппаратов и без какого бы то ни было воздействия. Никаких значительных изменений в кратковременной памяти или неустойчивости внимания после 30-минутного воздействия излучения отмечено не было.
Между тем исследования позволили установить, что время реакции мозга при визуальных тестах сокращаются, для этого 36 испытуемых были подвержены излучению, характерному для работающих мобильных телефонов. Этот эффект, по-видимому, связан с увеличением кровотока в мозге под воздействием излучений. Увеличение кровотока, по мнению ученых, может быть вызвано незначительным нагреванием. Рост температуры можно объяснить двумя причинами: либо само по себе микроволновое излучение вызывает нагревание, либо это следствие выработки в крови определенных веществ, которая происходит в том случае, когда срабатывает защитный механизм организма в ответ на угрозу болезни или травмы.
Ты и компьютер
Существуют четыре основных вредных фактора:
• нагрузка на зрение;
• стесненная поза;
• нагрузка на психику;
• излучение.
III. Итог урока
Домашнее задание
Выучите § 31, выполните задания.