Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Индивид, индивидуальность, личность - ЛИЧНОСТЬ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «индивид», «индивидуальность», «личность», «экзистенциализм», «ид», «эго», «супер-эго»; ознакомить с особенностями структуры личности, показать процессы устойчивости и изменчивости личности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Когда о человеке говорят: «Перед нами личность!» - это чаще всего звучит как похвала. Такие люди, найдя свою дорогу, движутся по ней только вперед, уверенно преодолевая все преграды на их пути. А о некоторых из нас говорят по-другому: «Темная личность...» И это явно не похвала...
- Что же такое личность? Какие свойства она имеет? Все ли мы личности?
Порассуждаем и исследуем эту проблему.
Тема урока: «Индивид, индивидуальность, личность». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Понятие «личность».
2. Индивид и индивидуальность.
3. Структура личности.
II. Новый материал
Человек и личность. Что объединяет их, что отличает? Мыслители прошлого, задумываясь над этими вопросами, пришли к определенным выводам. Проанализируем их.
1. Понятие личности
- Работая со вступительной частью § 28, заполните таблицу:
Три подхода к трактовке понятия «личность»
Подход |
Сущность |
Антропологический |
Личность - носитель общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого и уподобляется понятию «индивид». Л. Фейербах рассматривал личность как продукт природы и уделял небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности |
Социологический |
Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже разрабатывали принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый Сен-Симоном. Т. Парсон, Д. Г. Мид разработали ролевую теорию личности, в которой говорили о том, что личность играет определенные социальные роли под влиянием социальных ожиданий |
Персоналистический |
М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, К. Ясперс усматривали сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «я» в массе |
- Как же трактует понятие «личность» наша современная наука? Посмотрите на схему и дайте характеристику личности.
2. Индивид и индивидуальность
Кто-то из нас с гордостью скажет: «Я индивидуален», подчеркивая свою уникальность. Может быть, следует принять это за главный фактор в характеристике личности?
Как же соотносятся между собой эти понятия: «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Перед вами схемы, рассмотрите их и соотнесите между собой.
Схема 1
Схема 2
3. Структура личности
В «Философском энциклопедическом словаре» структура определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Таким образом, чтобы провести структурный анализ сложного объекта, надо:
1) выделить элементы, из которых он состоит;
2) изучить характер связи между этими элементами;
3) выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей сохранять целостность при изменении среды.
При выделении элементов важно учитывать, что они должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями; их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не чрезмерным.
Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных явлениях.
Существует ряд вариантов построения и описания структуры личности.
- Внимательно изучите схемы на с. 296 учебника и проанализируйте их.
Таким образом, модель личности, показанная на схеме 1, строится на соотношении социального и биологического. При этом первый уровень представлен теми компонентами личности, которые определяются биологическими свойствами: темпераментом, особенностями, связанными с полом и возрастом. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он обусловлен и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков и знаний личности. Наконец, четвертый уровень имеет исключительно социальную обусловленность и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания.
Модель, представленная на схеме 2, строится иначе.
Оригинальную модель предложил психоаналитик 3. Фрейд.
- Рассмотрите схему, познакомьтесь с материалами учебника на с. 296-297, охарактеризуйте и проанализируйте эту модель.
Структура личности по 3. Фрейду
Ид - примитивные, инстинктивные аспекты личности.
Эго - часть психики, ответственная за принятие решений.
Супер-Эго - совесть и идеал.
III. Итог урока
Проведем дискуссию на тему: «Быть личностью: “за” и “против”».
- Нарисуйте схему своей личности в виде «древа личности». Устно объясните, почему те или иные личностные характеристики вы поместили в каждой из частей схемы.
Примите к сведению, что почва - прародительский генофонд, т. е. генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
Корни могут вбирать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них, как и других родственников, на которых чем-то похож в своем поведении и проявлениях человек.
Ствол - формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением. Стволовая часть символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми).
Крона «древа личности» охватывает сферу интересов, гениальной активности, моральных качеств. Ее в значительной степени формирует окружение, среда. Но и высшие уровни личности, впитывая культурно-исторические ценности, избирательно тянутся к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности , и отталкиваются от других.
Проведите в своем классе небольшое социологическое исследование. Предложите одноклассникам составить список из 10 зрелых личностей. При этом спросите, кого одноклассники считают зрелыми личностями. Обратите внимание, есть ли в предложенном перечне личностей наши современники. В какой сфере деятельности преимущественно проявляют себя эти личности? На основе полученных данных составьте рейтинг и проанализируйте результаты.
Домашнее задание
Выучите § 28, выполните задания.