Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Социальное познание - СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно исторический подход»; ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-проблема.
Ход урока
I. Организационный момент
- Каких только сенсационных сообщений не встретишь сегодня в средствах массовой информации. В исторической литературе нередко произвольно трактуются факты и события. Вот один только из «опусов» подобного плана:
Полцарства в крови, в развалинах век,
И сказано было недаром:
«Как ныне сбирается Вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам...»
И эти, звенящие медью слова
Мы все повторяли не раз и не два.
Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель Олег
Отмстить нашим братьям-хазарам...»
Уходят слова и приходят слова,
За правдою правда вступает в права,
Так помните ж, люди, и знайте вовек,
И к черту дурацкая смута...
«Каким-то хазарам, какой-то Олег
За что-то отмстил почему-то!»
И это преданье седой старины –
Пример для историков нашей страны.
- Почему так происходит? В чем сложности в изучении человеческого общества?
Об этом и пойдет речь на наших уроках.
Тема урока: «Социальное познание». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Сравнительный анализ научного познания природы и общества.
2. Основные принципы научного социального познания.
3. Инструмент научного социального познания.
4. Виды социальных знаний.
5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.
II. Новый материал
Среди ученых-обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:
1. Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны.
2. Описание факта не может быть точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки события. Поэтому все зависит от интерпретации факта.
3. Исследователь может приближаться к истине путем добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна.
Представьте себе, что мы присутствуем на заседании ученого совета, где обсуждаются вопросы и проблемы социального познания. Нам необходимо выработать свой взгляд на обсуждаемую проблему и высказать свои мысли. Для того чтобы справиться с таким заданием, нам необходимо «вникнуть» в этот проблемный вопрос, изучив материал учебника.
1. Сравнительный анализ научного познания природы и общества
Первая проблема, которая возникает у нас на пути: мы уже знаем, каким образом происходит процесс изучения природы, а каким же образом происходит процесс формирования общества?
- Прочитайте п. 1 § 25.
- Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты до начала XX в.?
- Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений.
- Как У. Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний?
- Проанализируйте взгляды Г. Риккерта.
- В чем состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов?
- Что является объектом и субъектом естествознания? (Объектом является природа, а субъектом - все общество.)
- Что является объектом и субъектом обществознания? (И объектом и субъектом является общество.)
Таким образом, в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. То есть общество познает само себя.
Факт включенности в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательную стороны:
• положительная сторона: «изнутри» многое виднее;
• отрицательная сторона: ученый не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма.
Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств. Отсюда стремление получить от науки желаемый ответ. Например, «украинская версия» концепции возникновения Древнерусского государства, согласно которой Рюрик создал Древнеукраинское государство.
1. Социальное познание связано со сложностью познаваемого объекта общества и протекающих в нем процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия. Например, Октябрьская революция - переворот, благо, революция?
2. Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдение и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследование таких явлений, как смысл, мотив, намерение.
2. Основные принципы научного социального познания
- Чем же должен руководствоваться ученый, чтобы достичь объективности и точности социального познания?
Основные принципы научного социального познания
Принцип |
Сущность |
Руководство научными методами |
Опора на факты. Строгость и однозначность теоретических понятий. Доказательность рассуждений. Логическая непротиворечивость логических рассуждений. Объективность научных выводов, т. е. независимость от личных желаний, мнений, предрассудков |
«Участвующее наблюдение» |
Способность сопереживания, сочувствия, способность увидеть и почувствовать так, как видят и чувствуют другие люди |
«Соблюдение дистанции к объекту» |
Быть предельно внимательным к тем предпосылкам своего мышления, которые почерпнуты из его собственной жизни, из традиций его образования, воспитания и научной школы |
Конкретно исторический подход |
Полнота описания особенностей изучаемого объекта. Любое социальное явление необходимо рассматривать в его историческом развитии и во взаимной связи с другими социальными явлениями, т. е. в историческом и культурном контексте |
Выбор значимого в явлении |
Научный факт всегда должен определяться значимым, должен включать в себя оценку ученым его роли в происходящем, интерпретацию социального факта |
3. Инструмент научного социального познания
Что же еще может помочь ученому глубже вникнуть в изучаемую эпоху, понять происходящие там события? В естествознании часто используются научные понятия. А как обстоит дело в общественных науках?
Посмотрите на схему:
Идеальный тип — инструмент научного социального познания
Образ идеального типа позволяет:
• Запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определенной эпохи.
• Выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики.
• Помогает получить знания об отношениях больших групп людей.
• Заглянуть в будущее.
4. Виды социальных знаний
- Прочитайте п. 4 § 25.
- Что мы подразумеваем под обыденным социальным знанием?
- Приведите примеры подобных знаний.
- Проведите сравнительный анализ двух видов социального знания: выявите черты сходства и различия.
- Как они соотносятся между собой?
- Какую роль играют обыденные знания в нашей жизни?
- Согласны ли вы с утверждением, что обыденное знание ошибочно, а научное истинно?
- Зачем, по-вашему, надо изучать общественное мнение?
5. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний
- Какие социальные науки вы знаете?
- К чему обращено гуманитарное познание?
- В 60-е гг. XX в. наблюдался спор между «физиками» и «лириками», который был выигран «физиками». Как вы считаете, кто сегодня идет впереди? Свой выбор объясните.
- Какие сильные и слабые стороны вы видите в социальных науках?
- Вы сделали свой выбор в пользу социально-гуманитарных наук? Почему?
- Какие трудности вы видите в развитии этих наук?
- Что бы вы сделали, чтобы их преодолеть?
- Сочините «Гимн социально-гуманитарным наукам» и предъявите результаты своего труда.
III. Итог урока
- Вернемся на заседание ученого совета. Какую из трех позиций вы поддерживаете? Почему?
Домашнее задание
Выучите § 25, выполните задания.