Обществознание 10 класс Профессиональный уровень - Поурочные планы к учебнику Боголюбова Л. Н.
Общество как развивающаяся система - ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК
Цель и задачи: объяснить понятия и термины: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»; познакомить с системным строением общества, выделить особенности социальной системы, ее подсистемы и элементы, проанализировать процессы изменчивости и стабильности общества; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами; работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Представьте себе, что вы приехали в неизвестную вам страну и хотите побольше узнать о ней. Вам интересно познакомиться прежде всего с жизнью общества. Но общество - довольно сложное понятие.
- С чего следует начать? На что обратить внимание?
В этом вам помогут наши уроки.
Тема урока: «Общество как развивающаяся система». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Системное строение общества.
2. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
3. Изменчивость и стабильность.
II. Новый материал
Особенность нашего исследования состоит в том, что мы выясняем черты не какого-то конкретного общества, а общества в целом, общества с философской точки зрения. Поэтому нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «система» в современной науке и философии является ключевым, мы и будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать общество в целом и отдельные его стороны как совокупность взаимосвязанных элементов.
Итак, мы рассматриваем общество как целостную систему.
Система означает «целое», «составленное из частей», «совокупность».
Приведите пример какого-либо объекта реального мира, который можно рассмотреть как систему. (Часы. В живой природе примером может служить экосистема (океан, лес, воздух)).
Сложной открытой системой является общество. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.
Для успешной работы разделимся на три творческие группы, каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем предъявит результаты своей работы.
Группа 1 работает с п. 1 § 10 «Системное строение общества».
Группа 2 работает с п. 2 § 10 «Сферы общественной жизни как подсистемы общества».
Группа 3 работает с п. 3 § 10 «Изменчивость и стабильность».
Вопросы и задания для группы 1
1. Назовите важнейшие элементы общества.
2. Дайте характеристику одному из компонентов общества - социальному институту.
3. Докажите, что семья является социальным институтом общества. Выделите основные критерии, по которым можно определить принадлежность к социальному институту.
Вопросы и задания для группы 2
1. Есть ли единство у исследователей относительно того, какие сферы общественной жизни следует выделить?
2. Дайте им характеристику, заполнив следующую схему:
Сферы общественной жизни
Сфера |
Деятельность людей и отношения между ними |
Экономическая |
|
Социальная |
|
Политическая |
|
Духовная |
3. Как соотносятся между собой сферы общественной жизни? Рассмотрите схемы и выскажите свое мнение относительно того, какая из них вам представляется наиболее верной. Определите наиболее значимую сферу общественной жизни. Свой выбор объясните.
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Схема 4
Вопросы и задания для группы 3
1. Почему ученые относят общество к саморазвивающейся системе?
2. Приведите примеры из истории, подтверждающие данное утверждение.
3. Как сторонники идеи эволюционного развития общества доказывают процесс интенсивности и глубины изменений в обществе?
4. Согласны ли вы с их выводами?
5. Применим ли к развитию общества тезис о необратимости развития общества? Приведите примеры, подтверждающие ваш вывод.
6. Как на этот вопрос отвечали последователи марксизма?
7. В чем сущность их учения? Какую роль они отводили социальным революциям?
8. Согласны ли вы с их выводами? Почему?
9. Какую особенность закономерностей общественных изменений выделяют современные исследователи? Приведите подтверждения данных выводов.
10. Какие изменения охватывают общество?
11. Что, с вашей точки зрения, остается стабильным? Ответ аргументируйте.
III. Итог урока
- Каждая из групп исследовала свои вопросы, подведем итоги. Посмотрите на схему:
Общество как система
Домашнее задание
Выучите § 10, выполните задания.