Российское государство: перспективы развития - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Российское государство: перспективы развития - ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: дать учащимся представление о перспективах развития Российского государства.

Основные понятия: гражданское общество, кризис государства, эффективное государство.

План урока:

1. Современные концепции развития государства.

2. Причины ослабления Российского государства.

3. Факторы укрепления Российского государства.

По форме этот урок — сочетание лекции, беседы и самостоятельной работы учащихся с текстом учебника.

В науке о государстве существовали разные концепции. Одни из них ушли в далекое прошлое, как, например, положения о «государстве — ночном стороже», «машине подавления сопротивления эксплуатируемых классов». Другие послужили основой для дальнейшего развития. Из идеи о «государстве-добре» выросла концепция социального государства. Большую роль в этом сыграли социалистические идеи. Эти же корни имеет и концепция «государства благоденствия», суть которой состояла в создании цивилизованных условий существования человека, обеспечении высокого качества жизни. Эта концепция нашла воплощение в практике ряда европейских государств, возглавляемых социал-демократическими правительствами. Однако ее реализация, с одной стороны, потребовала больших материальных затрат, а с другой — породила у граждан этих государств чувство иждивенчества. Постепенно стали сказываться негативные последствия такой практики.

В последние годы политологи отдают предпочтение концепции «государство, поддерживающее труд, поддерживающее человека». Прочитав далее соответствующий материал § 48, учащиеся смогут самостоятельно оценить эффективность такого государства и ответить на вопрос:

— Как решает проблему взаимоотношений между государством и человеком данная концепция?

Центральными на данном уроке будут два вопроса: о причинах, вызвавших ослабление Российского государства в конце прошлого века, и о путях его укрепления.

При ответе на них можно воспользоваться приемом отслеживания известной и новой информации и маркировки текста. Предложив ученикам познакомиться с текстом § 48, учитель предлагает им далее с помощью знаков («+», «—», «?») отметить соответственно: известную информацию (знак «+»); новую (знак «—») и исчерпывающую (знак «?»). Данный материал можно структурировать в следующую таблицу:


Знал(а)

Узнал(а) новое

Хочу узнать подробнее





В конце урока учитель отвечает на вопросы, которые возникли у учеников по ходу чтения, и проводит интеллектуальный тренинг, предложив для обсуждения ряд высказываний известных мыслителей о государстве.

Ж.-Ж. Руссо: «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам».

А. Шопенгауэр: «Государство не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, и для придания ему отчасти травоядного характера».

А. Герцен: «Государство всегда начинается с полного порабощения лица и везде стремится, перейдя известное развитие, к полному освобождению его».


Темы рефератов и сообщений

1. Роль государства в политической системе.

2. Политическая борьба и развитие демократии.

3. Политическая культура народа и политический режим: взаимосвязь и взаимодействие.

4. Роль политического лидера в развитии страны.

5. Портрет идеального политического лидера и возможность его воплощения.

6. Политическая коммуникация в системе политических отношений.

7. Народ и власть: реально ли участие народа в управлении страной?






Для любых предложений по сайту: [email protected]