Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Судебная защита прав граждан - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс
Цель урока: познакомить учащихся с реальными возможностями защиты прав человека с помощью суда.
Основные понятия: жалоба потерпевшего, исковое заявление, исполнительный лист, истец, ответчик, суд.
План урока:
1. Что и как можно обжаловать?
2. В какие государственные органы можно обратиться?
3. Порядок рассмотрения гражданских дел в суде.
4. Дела частного обвинения.
5. Гражданский иск в уголовном процессе.
6. Защита политических прав.
7. Жалоба в Европейский суд по правам человека.
8. Права подсудимого.
Урок по данной теме можно провести в двух вариантах:
I: Выполнение заданий из «Практикума».
II: Коллективное обсуждение некоторых проблем, связанных с темой урока.
Избрав II вариант, советуем учителю использовать на уроке в процессе обсуждения материал Всеобщей декларации прав человека. Учитель напоминает учащимся содержание ст. 1 этого документа, в которой говорится о признании людей свободными и равными в своем достоинстве. Далее Декларация углубляет это коренное положение: люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона (ст. 7). Именно закона! На страже равенства стоит закон, а не только добрые пожелания. Не может быть никакой дискриминации в реализации защитной функции закона. Например, даже заключенные, несмотря на вину в совершенных преступлениях, не выводятся из-под действия норм международных и национальных документов о правах человека (кроме случаев, специально оговоренных в законе).
Однако нередко прав лишаются не только заключенные, но и ни в чем не повинные люди. Имея в виду эти случаи, Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на эффективное восстановление в правах судами (ст. 8). Словом, если человека незаконно ограничили в правах, он должен обратиться в суд, а суд обязан восстановить его в соответствующих правах.
Можно предложить учащимся представить такую ситуацию, при которой человек, облеченный властью, не любящий другого человека, решил наказать этого человека, арестовав или задержав его хотя бы на какое-то время. Казалось бы, ситуация невозможная, но, к сожалению, такое бывает. И нужно еще приложить немало усилий правоохранительным органам и властям всех уровней для того, чтобы исключить подобные «шутки» из практики взаимоотношений органов власти и граждан. В такой борьбе со злоупотреблениями люди опираются, в частности, на ст. 9 Всеобщей декларации прав человека, в которой сказано, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Но если случилось, что органы охраны правопорядка предъявляют человеку обвинение в совершении уголовного преступления, а человек невиновен, то выход один — надеяться на установление истины судом. Виновный ждет от суда справедливого наказания, а не расправы, невинный — оправдания. Ст. 10 Всеобщей декларации прав человека объявляет незыблемым право каждого на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом. Демократический закон также обеспечивает помощь адвоката и другие формы помощи с момента ареста человека.
Содействует реализации требования справедливости и принцип состязательности судебного процесса, который заключается в предоставлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы. Закон также возлагает обязанность (бремя) доказывания вины подозреваемого на орган, предъявляющий обвинение.
Мировая и отечественная практика судопроизводства знает множество примеров «законного» убийства совершенно невинных людей — в случае судебных ошибок. Эти печальные эпизоды свидетельствуют о необходимости максимального внимания и добросовестности при рассмотрении сложных уголовных дел. Судья и другие участники судопроизводства должны предвидеть ту возможность, что обвиняемый на самом деле может быть совершенно невиновным (оклеветанным и т. д.).
Раньше часто можно было прочитать в газете подобное сообщение: «Вчера арестован гражданин Р. Преступник отказывается давать показания...» Почему преступник? Ведь задержанного пока только подозревают в совершении преступления. Но кто даст гарантию того, что человек, подозреваемый, например, в краже, действительно украл? Никто. Можно только попытаться на основе имеющихся доказательств (улик) установить, как все было на самом деле. Поэтому в праве цивилизованных стран давно появился принцип презумпции невиновности. Суть презумпции невиновности выражена в ч. I ст. 11 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты». Для сравнения приведем текст ст. 49 Конституции РФ, в которой презумпция невиновности определяется следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном Федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Эта норма в какой-то мере символ современной демократической юстиции. В ней нашла выражение максимальная справедливость цивилизованного права, справедливого судопроизводства. Пока суд не доказал вину человека, он невиновен.
К упомянутой выше норме примыкают и другие части ст. 11 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которыми нельзя осуждать человека за преступление, на момент его совершения таковым не считавшееся.
Словом, закон должен быть не дубинкой в руках лихого человека с большой дороги, а инструментом справедливости, максимально щадящим человека, даже если тот оступился. А может быть — и именно поэтому.