Конституция Российской Федерации - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Конституция Российской Федерации - ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 11 класс

Цель урока: познакомить учащихся с основными особенностями содержания Конституции РФ, отражающими сильные и слабые стороны посткоммунистического этапа развития нашей страны.

Основные понятия: конституционный кризис, Конституция Российской Федерации.

План урока:

1. Конституционная реформа в России.

2. Принятие новой Конституции Российской Федерации в 1993 г.

3. Достоинства Конституции РФ.

4. Недостатки Конституции РФ.

Наиболее успешной формой данного урока может быть сочетание индивидуальной и групповой работы учащихся.

В процессе беседы учитель отмечает, что Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. Ее принятие способствовало созданию основ новой общественно-политической системы в нашей стране, базирующейся на частной собственности, рыночных отношениях, демократических процедурах.

Согласно Конституции, Российское государство является федеративным, демократическим, правовым, с республиканской формой правления. В нем признается идеологическое многообразие и многопартийность. Все это знаменует качественно новый этап в развитии российской государственности.

Очевидным достоинством Конституции РФ (среди прочих) является закрепление прав и свобод человека и гражданина; они признаны и гарантированы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Основной Закон нашей страны закрепляет принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) и гарантирует каждому российскому гражданину неприкосновенность собственности.

Нынешняя Конституция РФ была разработана и принята вскоре после кризисных событий сентября — октября 1993 г., что наложило на ее содержание налет некоторой поспешности и предопределило недостатки. К недостаткам Конституции РФ можно отнести слишком большой объем полномочий Президента РФ (как компонента исполнительной власти) и соответственно небольшую роль Государственной Думы (представительной власти) в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни. Конституцией РФ также установлена не самая удачная — смешанная (президентско-парламентская, или так называемая «французская») модель организации власти.

Далее советуем подробнее остановиться на одном из свойств Конституции РФ как особого юридического документа — «непосредственном действии Конституции». Это свойство означает, что если та или иная норма Конституции не имеет явно выраженного отсылочного (или бланкетного) характера, она должна применяться всеми субъектами конституционного права непосредственно, т. е. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму законодательных или подзаконных актов. В частности, суды могут использовать ссылки на нормы, содержащиеся в Конституции, для обоснования вынесенных ими решений.

Чтобы пояснить вопрос о соотношении состояния общества и качества Конституции, уместно поставить перед учащимися вопрос: «Может ли расколотое, находящееся в стадии «брожения» общество создать действенную конституцию?» Корректируя высказывания учащихся, полезно уточнить, что это во многом зависит от двух факторов: продолжительности периода «брожения» и качества самого этого документа. К счастью, для российского общества период политической и экономической неопределенности длился не очень долго, вскоре стало ясно, что альтернативы рыночному хозяйствованию и демократическому пути развития страны не будет. Раскол по политическим мотивам перешел в стадию цивилизованного политического соперничества правительства, поддерживающих его сил, с одной стороны, и конструктивной (т. е. не экстремистской) оппозиции — с другой. Что касается качества Конституции РФ как юридического документа, то в целом оно оказалось вполне удовлетворительным, что показало практическое использование Основного Закона в 1990-е гг. (в частности, в рамках деятельности Конституционного Суда РФ).

Вопрос о полномочиях Президента РФ, обозначенных в Конституции России, можно сформулировать таким образом: полезен ли для развития страны столь большой объем полномочий Президента РФ? Исторические ф акты прошедшего (после принятия Конституции) десятилетия показали, что именно для этого острого, чреватого социальными взрывами, переходного от социализма к капитализму периода сильная президентская власть (даже со всеми конкретными недостатками ее осуществления) явилась стабилизирующим фактором, удержавшим общество от «классовых битв» и, возможно, даже от гражданской войны.

Если позволит время урока, можно попросить учащихся внести свои собственные предложения по совершенствованию Основного Закона Российской Федерации.






Для любых предложений по сайту: [email protected]