Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Религия - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс
Цель урока: расширить познания учащихся о религии, религиозной культуре; сформировать понимание религии как мировоззрения личности и сферы жизни общества; выработать уважение к традиционным религиям народов России.
Основные понятия: государственно-религиозные отношения, деструктивная секта, культурообразующая религия, прозелитизм, религия, светское государство.
План урока:
1. Основные религиоведческие понятия.
2. Религия в государстве и обществе.
3. Религия в современном российском обществе.
Рекомендуемая форма урока — лекция с элементами беседы.
Организация учащихся для работы на уроке — индивидуальной групповая.
Материал § 24 достаточно обширен, и привлекать дополнительный материал целесообразно только иллюстративного характера.
Разбор основных понятий, характеризующих религию («вера», «культ», «вероучение» и т. д.), фактически является повторением и систематизацией знаний учащихся по данным вопросам, полученным ранее.
Дополнительные материалы
В отношении статистики религиозности в нашей стране и мире можно уточнить, что примерно 2/3 верующих на Земле исповедуют мировые религии. Число и соотношение верующих тех или иных вероисповеданий в России, по данным разных социологических опросов, не всегда совпадает, что объясняется различными методиками подсчета, характером вопросов и др.
Так, в ноябре 1998 г. называли себя верующими почти половина опрошенных, из них православными — 85%, что составило 48,1% населения России (Всероссийский центр изучения общественного мнения).
В январе 2001 г. назвали себя верующими уже более половины россиян — 55%, а треть (33%) — атеистами. 91% верующих назвали себя православными христианами, 5% — мусульманами, 1% — исповедующими иудаизм и католицизм (опрос 1600 респондентов в 200 городах РФ социологами группы monitoring.ru., Интерфакс, Дни.Ру, 05.01.2001 г.). По данным опроса в конце 2002 г., уже более 2/3 опрошенных — 69,3% назвали себя православными христианами, 2,5% — мусульманами, 0,4% — буддистами. Последователями других христианских конфессий назвали себя 2,9% опрошенных, других «видов религии» — 1,2%, атеистами — 22,3%, выразили затруднения с религиозной самоидентификацией 1,4% опрошенных (РИА «Новости», всероссийский опрос 2 тыс. граждан РФ старше 18 лет Независимого исследовательского центра РОМ ИР 8— 13.11.2002 г.).
Как видим, данные статистики свидетельствуют о том, что восстановление влияния религии, религиозных объединений в российском обществе после периода атеистического государства продолжается. Число граждан России, называющих себя верующими, на рубеже XX—XXI вв. превысило половину населения и приближается к 2/3. Только православными называют себя уже более половины россиян.
В частности, все более широкое распространение получает взаимодействие государства и Церкви, других религиозных организаций в области культуры, благотворительности, образования. Так, в государственной системе образования все большее распространение получает изучение культуры традиционных религий народов России: преподавание в средней общеобразовательной школе учебных курсов (по выбору) «Православная культура», «Культура ислама», «Традиция иудаизма», изучение специальности «Теология» в вузах.
Особое внимание целесообразно уделить и такому вопросу, как объяснение принципа светскости государства и рассмотрение разных моделей светского государства.
При этом важно подчеркнуть, что светскость реализуется не в индифферентности государства к религии и тем более атеистическом отношении к ней.
Светскость не тождественна равенству всех религий или атеизму, конкретные формы ее реализации определяются законодательством и традициями каждого конкретного государства и общества.
При рассмотрении государственно-религиозных отношений в современном российском обществе важно подчеркнуть, что конституционное право предусматривает не только право верить во что-то, но и действовать в соответствии с этой верой: выполнять соответствующие ритуалы, публично распространять свои взгляды, обучать этой религии детей и т. д.
Если не принимать во внимание другие положения Конституции, можно подумать, что разрешено исповедовать буквально любую религию — вплоть до сатанизма. Когда у некоторых лидеров деструктивных религиозных сект возникают конфликты с законом, они и их защитники указывают на это право исповедовать любую религию (ст. 28 Конституции РФ).
На самом деле и Конституция РФ, и другие законы страны руководствуются законными правами других граждан, интересами государства и общества в целом.
Деятельность деструктивных культов и сект ограничивают не в связи с особенностями их веры, а вследствие фактов нарушений законных прав и интересов граждан.
Построение цивилизованных отношений в области реализации свободы вероисповедания в нашем обществе еще потребует времени, инерция относиться к религиозным чувствам людей свысока еще сохраняется и у некоторых государственных чиновников, и у части общества. Одним из примеров такого отношения можно считать проблему, возникшую в связи с введением ИНН (см. в учебнике), или не столь давний пример с показом по телеканалу НТВ художественного фильма американского режиссера М. Скорцезе «Искушение Христа». Этот фильм христиане всех конфессий оценивают как издевательство над своей верой, поэтому, когда телекомпания НТВ решила показать этот фильм, в обществе возник конфликт. Возле телецентра в Останкино устраивались демонстрации протеста, с призывом отказаться от показа фильма выступил Патриарх Алексий II. Согласия достичь не удалось, фильм показали, и взаимное отчуждение в обществе усилилось. Одни тогда осуждали протесты верующих, усматривая в них попытку церкви ограничить свободу информации. Другие указывали на то, что оскорбление миллионов сограждан публичным глумлением над их святыней не будет способствовать укреплению гражданского согласия в нашем обществе.
Место и значение религии и Церкви в нашем обществе, православия в мировой и отечественной истории и культуре, искусстве и литературе можно иллюстрировать такими высказываниями.
Дополнительные материалы:
Художник В. М. Васнецов: «Мы должны гордиться нашей древней иконой, нашей древней живописью: тут никого нет выше нас. Я сам думал, что проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг — это уже от гордости — технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись — это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».
А. С. Пушкин: «Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено ко всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, — и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие».