Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Социальные институты и нормы - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс
Цель урока: дать учащимся представление о понятии «социальный институт», раскрыть роль и значение социальных институтов в системе общественных отношений.
Основные понятия: социальный институт, экзогенные и эндогенные факторы эволюции социальных институтов.
План урока:
1. Что называют социальными институтами?
2. Понятие «социальные нормы».
3. Роль социальных норм и социальных институтов в жизни общества.
4. Социальные нормы и факторы, обеспечивающие эволюцию социальных институтов.
Урок по данной теме целесообразно провести в форме лекции с элементами беседы. Организация учащихся на уроке — индивидуально-групповая.
Перед тем как начать лекцию, сове ту ем учителю повторить с учащимися определение понятия «общество».
Выслушав ответы, учитель записывает на доске ключевую для темы урока фразу: «Общество — это система связей и отношений» — и напоминает, что жизнь человека проходит в постоянных контактах, которые называются социальными. Для того чтобы заострить проблему и одновременно актуализировать основную идею урока, учитель может задать следующий вопрос:
— Как вы считаете, есть ли какие-то правила, определяющие взаимодействие и общение людей друг с другом? От чего зависит общение?
Для подготовки ответа группам отводится не более 30 секунд. При обсуждении, как правило, учащиеся вспоминают о законах, нормах морали, социальных ролях и статусах. Свои ответы они нередко иллюстрируют примерами, что способствует полноценному восприятию нового мате риала.
Приступая к объяснению нового материала, учитель напоминает учащимся, что общество — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, находящиеся в постоянном общении. Действуя под влиянием собственных интересов, настроений, представлений, каждый человек, хочет он того или нет, находится под влиянием определенных норм, которые господствуют над ним и во многом определяют его поведение. Эти нормы возникли давно, многие из них складывались годами, столетиями и даже тысячелетиями, и каждое новое поколение получает их по наследству от предыдущих поколений и соответственно передает последующим. Таким образом, нормы, по которым осуществляются взаимодействия между людьми, носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Данное вступление не только обобщает сказанное, но и создает логический переход к разбору понятия «социальный институт». Поэтому желательно еще раз подчеркнуть устойчивый характер социальных связей человека и напомнить, что прилагательное «устойчивый» родственно существительному «установление», записав последнее на доске. Как известно, слово «установление» переводится с латинского языка как «институт»; рассказав об этом учащимся, учитель приступает к раскрытию понятия «социальный институт». Поскольку данное понятие обычно вызывает трудности, рекомендуем несколько изменить ход урока, отступив от предложенной в учебнике структуры § 17.
Раскрывая понятие «социальный институт», необходимо отметить, что речь идет не обо всех связях и нормах, существующих в общении между людьми в целом, а только о тех, которые существуют в некоторых сферах жизни общества, например в таких, как образование, семья, экономика, политика, культур а (желательно названные сферы записать на доске). Эти сферы общественной жизни появились давно и прошли длительный путь эволюционного развития. В их развитии и шел процесс упорядочивания, или, иначе, связей, норм и образцов поведения, влияющих на взаимодействие людей в названных выше сферах общественной жизни.
Далее учитель приводит примеры, показывающие различие норм, правил, существующих в политике. Этот пример является конкретизацией сказанного ранее.
Для конкретизации понятия «социальный институт» советуем предложить учащимся выполнить следующее задание (работу лучше выполнять в группах):
— Подумайте, какие нормы, образцы поведения действуют в таких социальных институтах, как семья, образование.
Перед тем как перейти к разбору понятия «социальные нормы», желательно дать учащимся опережающее задание, выполнение которого должно занять не более двух минут:
1. Попробуйте дать определение понятию «норма».
2. Объясните, какую роль в жизни общества играет социальная норма.
Так как школьники уже имеют некоторое представление о социальной норме и ее роли в жизни общества, то с подобным заданием они справляются без затруднений. Поэтому, подчеркнув, что норма — это и узаконенный, признанный порядок, и требования, предписания к соответствующему поведению, учитель обращает внимание учащихся на то, что норма не только вырабатывает стандарты поведения, но и предоставляет человеку возможность самостоятельно соотносить свои действия с общепринятыми.
При переходе к пункту 3 плана урока «Роль социальных норм и социальных институтов в жизни общества» учитель может задать учащимся вопрос о том, менялись ли нормы и образцы поведения в различных социальных институтах на протяжении веков.
Завершая урок, следует подчеркнуть сложность, неоднозначность разобранных понятий, подтверждением чему являются неутихающие споры ученых о них, а также предложить подумать над такими вопросами (вопросы можно включить в домашнее задание):
— Является ли церковь социальным институтом?
— Нужно ли создавать особые правила и нормы в таких областях, как наука и медицина, и тем самым институализировать их?