Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя
Социальные действия, взаимодействия, отношения - СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - 10 класс
Цель урока: дать учащимся представление о социальных действиях, взаимодействиях и отношениях в системе общественных отношений.
Основные понятия: мотивация, потребность, социальное действие, социальное взаимодействие, субъект и объект действия.
План урока:
1. Что называют социальным действием?
2. Что называют социальным взаимодействием?
3. Понятие «социальные отношения».
4. Социальные отношения и их содержание.
Поскольку тема урока не является абсолютно новой для учащихся, то при ее объяснении целесообразно использовать активные методы обучения. Организация учащихся на уроке — индивидуально-групповая.
Начать урок рекомендуем с самостоятельной работы по заданию к § 15 из «Практикума». На его выполнение в индивидуальном режиме отводится не более 1 минуты и столько же на обсуждение в группах. При ответе школьники должны объяснить, по каким признакам они отличали социальное действие от несоциального.
Затем учитель предлагает учащимся прочитать первый подзаголовок § 15 (чтение осуществляется индивидуально) и выполнить задание 1, данное в конце параграфа. Поскольку задание достаточно легкое, советуем заслушать ответы 1—2 учащихся, после чего следует вновь вернуться к заданию 10 «Практикума» и внести необходимые исправления в данные ранее ответы (при наличии ошибок).
Переходя к работе над следующим подзаголовком § 15, учитель предлагает школьникам подумать над вопросами:
1. Какова цель любого социального действия?
2. Каковы общие последствия любого социального действия?
На подготовку ответа группам дается не более 1 минуты. Выслушав учащихся без комментариев и оценок, учитель предлагает им прочитать подзаголовки «От действия к противодействию», «Социальные отношения» (осуществляется индивидуально) и выполнить задания 1—4 к § 15 из «Практикума».
Заключительным этапом урока может стать небольшая дискуссия, предваряющая разбор подзаголовка «От чего зависит содержание социальных отношений» § 15. Как показывает практика, при такой организации урока времени на подробный разбор не остается, поэтому задачей дискуссии является создание мотивации для самостоятельного прочтения текста во время выполнения домашнего задания. Для организации дискуссии можно воспользоваться также и заданием 6 «Практикума».
Учитель предлагает учащимся подумать, с какой иерархией ценностей из названных в учебнике они согласны, и объединиться сторонникам в одну группу (так как в классе обычно не менее 25 — 30 человек, то групп с одинаковой позицией может быть 2—3). Группам дается 2—3 минуты для подготовки аргументов в защиту своей позиции. Учитель предупреждает, что каждая группа располагает 1 минутой времени для ее обоснования. Поскольку групп с одинаковой точкой зрения несколько, то выступает та, которая справилась с заданием первой, остальные дополняют ее ответ.
При проведении дискуссии рекомендуем учителю предложить группам разделиться на 2 подгруппы, одна из которых будет вести запись аргументов «против», а другая — «за». Кроме того, советуем учителю обратить внимание школьников на соблюдение корректности выступлений; необходимости выслушивать оппонента не перебивая, до конца. Дискуссии подобного рода должны приучать старшеклассников ясно, четко излагать свое мнение, уметь объективно оценивать достоинства и недостатки своих товарищей, включая и тех, кто занимает иную позицию.
При завершении дискуссии предлагаем учителю зачитать отрывок о споре Сократа с одним из его судей — кожевником Анитом.
Дополнительные материалы
Сократ: «Дельфийский бог назвал меня мудрейшим только за то, что я знаю, как мало значит моя мудрость! За то, что я неустанно сомневался — утром, днем, вечером! И оттого я вел беседы с вами! Сократ мечтал, что в результате этих бесед вы наконец-то станете различать главное: стыдно заботиться о выгоде и почестях, а о разуме и душе забывать. И я надоедал вам своими беседами и беспокоил вас сомнениями. Я жил среди вас, как овод, который все время пристает к коню. К красивому, благородному, но уже несколько обленившемуся коню и поэтому особенно нуждающемуся, чтобы хоть кто-то его тревожил. Это опасное занятие — беспокоить тучное животное. Ибо конь, однажды проснувшись, может пришибить ударом хвоста надоедливого овода. Не делайте так, афиняне! Я стар, но еще могу послужить вам. А другого овода вы не скоро найдете. Ведь получаю я за эту работу только одну плату — вашу ненависть! Свидетельством тому моя бедность и сегодняшний суд».
Анит: «Ты мешал всем. Умным потому, что многое из того, что приходило в голову тебе, приходило и им. Но они молчали. А если кто-то молчит, ему совсем не нравится, когда говорит другой... Ты мешал глупым — они тебя не понимали... Ты мешал тем, кто не верит, потому что требовал веры... Ты мешал тем, кто верит, потому что их раздражала твоя вера, при которой надо все время поверять сомнением — истинна ли она».
Закончив читать, учитель может напомнить школьникам о том, что суд приговорил Сократа к смерти. Друзья попытались спасти философа, предложив ему бежать, но Сократ отказался, полагая, что тем самым поступил бы несправедливо, нарушив афинские законы, которые строго соблюдал сам и призывал к этому остальных. Сократ говорил: «Лучше претерпеть несправедливость, чем несправедливо поступать». Объясняя свой отказ одному из учеников, он сказал: «Мне очень хочется жить... Но тебе будет стыдно, если твой собеседник Сократ предаст свои убеждения ради жизни» (подробнее см.: Платон. «Диалоги»).