Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Зачем нам телефон и телевизор?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники научатся различать средства связи и средства массовой информации.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: образцы телефонов, телевизор, интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями телефонов и телевизоров).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Для чего человек должен соблюдать правила личной гигиены? Что относится к индивидуальным средствам гигиены? Какими вещами может пользоваться вся семья? Сколько раз в день надо чистить зубы? В каких случаях мы моем руки?
Вспомните друзей Мойдодыра, необходимых нам для того, чтобы быть чистыми, и отгадайте кроссворд.
По горизонтали:
3. Она из речки по трубе
Прибежала в дом к тебе.
(Вода)
4. Зубов много, а ничего не ест.
(Расчёска)
5. Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло —
И его не стало,
Всё оно исчезло.
(Мыло)
По вертикали:
1. Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось —
Нет сухого уголка.
(Полотенце)
2. Я увидел свой портрет.
Отошёл — портрета нет.
(Зеркало)
— Вы правильно назвали все предметы. Расскажите: как ими пользоваться и для чего это надо делать?
2. Мотивация учебной деятельности
— Отгадайте загадки.
Через поле и лесок
Подаёт он голосок.
Он бежит по проводам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон)
Что за чудо, что за ящик?
Сам — певец и сам — рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(Телевизор)
— Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Конечно, о телевизоре и телефоне. Прочитайте вопрос, на который нам предстоит ответить на уроке. (Зачем нам телефон и телевизор?)
3. Работа по теме урока
— Ваши бабушки и дедушки не все имели дома стационарный телефон. В городах это средство связи появилось гораздо раньше, а до сёл и деревень во многих регионах не
дошло до сих пор. Как же люди общались до появления телефона? (Писали письма друг к другу, ездили в гости.)
Да, с помощью телефона гораздо быстрее и удобнее связаться с любыми знакомыми и родственниками в любой точке мира.
Как устроен телефон? Основой его действия являются вибрации, производимые голосом человека. Эти вибрации улавливаются микрофоном, превращаются в электрические импульсы и «бегут» по проводам. Добежав до принимающего аппарата, они обратно превращаются в вибрации и воспроизводят голос, который мы слышим в телефонной трубке.
Как вы думаете, сколько лет телефону? Его история начинается в 1876 году. Посмотрите на фотографии: так выглядели первые телефоны. Со временем они изменялись, появились переносные трубки. А совсем недавно мы стали пользоваться сотовыми телефонами. Ещё 20 лет назад это можно было считать чудом, теперь же это чудо доступно всем.
Рассмотрите ещё раз все телефоны. Что в них общего, чем они различаются? Для чего служат телефоны? Можем ли мы отказаться от пользования телефоном? Можем, конечно, но это сделает нашу жизнь менее комфортной. А представьте, как вызвать врача, если кто-то заболел? Как узнать, что задано на следующий день, если школьник пропустил занятия? Очень неудобно.
Как надо обращаться с предметом, создающим нам удобство и комфорт? (Бережно.)
Я уже несколько раз произнесла слова «средства связи». Какие ещё средства связи вы знаете? О каких мы говорили на уроках? (Почта, телеграф.)
Рассмотрите нижний рисунок. Назовите изображённые на нём предметы. Для чего они служат?
Радио, телевидение, газеты и журналы — это средства массовой информации. С их помощью мы узнаём новости о жизни нашей страны и всего мира.
Телевещание в нашей стране началось в 1939 году. Первые телевизоры были чёрно-белые.
Посмотрите на фотографии. Проследите изменения телевизоров. Что общего во всех аппаратах, чем они различаются?
Рассмотрите фотографии на странице 59. Найдите старинные и современные предметы. Изменилось ли качество звука, изображения?
В последние годы з нашу жизнь вошёл Интернет. Как мы им пользуемся? К чему его можно отнести: к средствам связи или средствам информации? (И к тому, и к другому, так как с помощью Интернета можно общаться и узнавать новости.)
Откройте тетради на странице 39, выполним задание 1.
4. Рефлексия учебной деятельности
Нужны ли нам телефон и телевизор? Зачем? Приведите примеры средств связи и средств массовой информации. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.