Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Когда придёт суббота?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с днями недели и их последовательностью, научатся различать прошлое, настоящее и будущее.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: карточки с понятиями; интерактивная доска, презентация (слайды с изображениями людей в старинной и современной одежде, старых и современных городов, автомобилей, картины Васнецова «Богатыри»), календари, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— Опишите свой класс.
Заслушиваются описания коллектива и помещения.
— Почему ребята описывали разные вещи? Какие значения слова класс вы знаете? В какие моменты урока вам бывает интересно? Какие учебные предметы для вас наиболее интересны?
2. Мотивация учебной деятельности
— Мудрая Черепаха пригласила в субботу Муравья Вопросика к себе в гости. Но Муравьишка не знает, когда ему отправиться к Черепахе. Как вы думаете, почему? Он не знает, когда наступит эта долгожданная суббота. Муравьишка обратился с этим вопросом к нам. Поможем ему? На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ? (Когда придёт суббота?)
3. Работа по теме урока
— Какой сегодня день недели? Какой день был вчера? А какой будет завтра?
Отгадайте загадку на странице 8.
Что мы знаем о времени? Как его определяем? Большинство из нас при слове время сразу представляет часы. «Время идёт»— значит проходит несколько часов.
Что ещё можно сказать о времени? Прочитаем следующие две строчки в учебнике.
Какие слова выделены в тексте?
Учитель прикрепляет на доску карточки со словами «настоящее», «прошлое» и «будущее».
— Как разобраться со смыслом этих слов? Прочитаем их объяснение.
Дети читают следующие три строчки.
— Рассмотрите иллюстрации на странице 8. Как вы думаете: где художник изобразил настоящее, где — прошлое и будущее? Почему вы так решили?
Посмотрите на слайды. Где изображены люди, жившие в прошлом? Где— наши современники, живущие в настоящее время? Что помогло вам определить время? (Одежда на людях не современная, такую сейчас не носят.)
Рассмотрите школьные принадлежности на странице б рабочей тетради. Какими из них пользовались люди в прошлом, а какими пользуются в настоящее время?
На слайдах — картина «Богатыри» и фотографии современных автомобилей.
— На каких иллюстрациях изображены люди в прошлом, а на каких — в настоящее время?
На слайде виды улиц маленького городка (желательно с деревянными домами) и современного большого города (с многоэтажными башнями.)
— Посмотрите на то, какими были города раньше, в прошлом, и на современные города. Какими они могут стать в будущем? Попробуйте это представить и изобразить у себя в рабочих тетрадях на странице 8.
О времени говорят по-разному. Оно может «лететь», а может и «ползти». Когда мы чего-то ждём, то кажется, что время еле-еле проходит. Бывало ли у вас так, что вы ждали чего-то, а время тянулось медленно-медленно?
А когда время просто «пролетает»?
Сравните учебную неделю и неделю каникул. Какая из них длиннее?
Конечно, по времени они одинаковые, но учебная неделя кажется вам более долгой.
Из чего состоит неделя? Сколько дней в неделе? Как они называются?
Названия дней недели сохранились со времен Древней Руси, кроме названий «воскресенье» и «суббота». «Воскресенье», день отдыха, назывался раньше «неделя», «день недельный», отсюда и пошло название на все семь дней — «неделя». Название «суббота» пришло к нам из стран Древнего Востока. Другие дни недели остались такими же, как в старину: «понедельник»— день после недели, «вторник»— второй день недели, «среда» — середина недели, «четверг» — четвёртый день недели, «пятница» — пятый день.
Вырежьте из Приложения рабочей тетради (с. 55) названия дней недели и расположите их в рамках в учебнике в правильном порядке. Поменяйте карточки местами, чтобы сосед по парте нашёл ошибки.
Пронумеруйте названия дней недели в рабочей тетради (с. 7 № 2).
Дети выполняют задание самостоятельно, затем обмениваются тетрадями с соседями по партам, выполняют взаимопроверку.
— Какой сегодня день недели? Закрасьте его название красным карандашом.
Какие дни недели уже прошли и остались в прошлом? Закрасьте их названия жёлтым карандашом.
Какие дни недели только будут, то есть находятся в будущем? Закрасьте их названия зелёным карандашом.
Дети выполняют эти задания самостоятельно и осуществляют проверку в парах.
Дидактические игры
— Предлагаю вам игру «Когда это было? Когда это будет?»
Что помогает нам узнавать числа и дни недели?
Правильно, календарь. Именно календарь нам сейчас понадобится.
Учитель прикрепляет на доску большой календарь на год, дежурные раздают детям маленькие календарики.
— Какое сегодня число? К чему отнесём сегодняшний день: к настоящему, прошлому или будущему?
Найдите на календарике 1 января. Какой это день недели? 1 января относится к прошлому или будущему?
А теперь найдите 23 февраля. Какой это день недели? К прошлому или будущему относится этот день?
Аналогично дети работают с датами 8 марта и 1 сентября.
— О календарях, помогающих нам ориентироваться во времени, мы будем говорить на следующем уроке.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Посмотрите на названия дней недели ещё раз. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока: когда, через сколько дней, придёт суббота? А когда придёт воскресенье? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
— Муравей Вопросик сказал, что вчера потерял время. Как он мог это сделать? Придумайте сказочную историю по рисунку на странице 9.