Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки
Откуда в снежках грязь?
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Первоклассники познакомятся с источниками загрязнения окружающей среды; научатся проводить опыты.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: видеоаппаратура, мультфильм про Чебурашку и Крокодила Гену, видеокассета «Мы знакомимся с природой» (фильм «Как спасти воду?»); стаканчики, снежки, простейший фильтр для очистки воды, упаковки от продуктов питания, книга «Великан на поляне» (авт. А. А. Плешаков, А. А. Румянцев).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
— На прошлом уроке мы с вами говорили о том, откуда берётся мусор и куда он девается. Во многих странах на улицах стоят рядом несколько контейнеров для мусора. Люди там привыкли сортировать мусор перед тем, как выбросить его. Я предлагаю вам рассортировать тот мусор, который появляется каждый день у нас на кухне.
Дети делят предложенные упаковки на бумажные, стеклянные, пластиковые и металлические.
— Вспомните: какой мусор может сам перегнить, а какой будет годами лежать и не растворится?
Опыты
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о чистоте окружающей нас природы. На перемене мы вышли на улицу, слепили снежки, принесли их в класс и положили в стаканы.
Что произошло со снежками? Почему?
Мы помним свойства снега: в тепле он превращается в воду. Около школы достаточно чисто и снег был белый. Чистая ли вода у нас в стаканах? Можно ли её пить?
Проверим. Соорудим такой же фильтр, как на уроке о путешествии воды у нас в домах. Аккуратно нальём в него воду и посмотрим, что останется на марле.
Дети под руководством учителя проделывают все эти действия. Результаты зарисовываются в рабочей тетради (с. 56-57 № 1).
— Что вы видите? (На марле остались частички грязи.)
Какой вывод можно сделать? (Снег только выглядит чисто белым, на самом деле в нём содержатся частички грязи.)
2. Мотивация учебной деятельности
— Откуда грязь попала в снежки? На этот вопрос мы постараемся ответить на уроке.
3. Работа по теме урока
— Рассмотрите рисунок в учебнике и попробуйте сами ответить на вопрос: как снег стал грязным?
Очень много дыма, газов и копоти выбрасывают в воздух фабрики и заводы. Всё это сначала находится в воздухе, разносится ветром на далёкие расстояния, а затем падает на землю. Зимой эта пыль и грязь ложатся на снег.
Весной снег растает, превратится в воду, а вода понесёт эту грязь в водоёмы.
Кого мы видим на рисунке?
Прочитайте, что говорит Злючка-Грязючка?
Откуда в снежках грязь?
Во многих странах автомобиль превратился в злейшего врага природы и самого человека. Автомобиль выбрасывает в атмосферу огромное количество вредных веществ. Жители крупных городов вместе с воздухом вдыхают огромное количество ядовитых веществ. Курящие люди получают дополнительное отравление.
Автомобилей становится всё больше. Им необходимы гаражи, стоянки, заправочные станции, дороги. Машины вытесняют зелёные насаждения и парки, заполняя свободное пространство городов стоянками. В Москве, например, 70% загрязнения воздуха даёт автотранспорт.
Что надо делать, чтобы уменьшить загрязнение воздуха автомобилями?
Владельцы машин каждый год проходят технический осмотр, на котором определяется состояние автомобиля. Обязательно регулируется выброс выхлопных газов, смотрят: не подтекает ли на землю масло? Если машина неисправна, её надо ремонтировать.
— Как только мы видим грязь, значит, рядом Злючка-Грязючка. Она не сидит на месте, она путешествует и ищет грязные места. Отправимся вместе с ней дальше. Найдите трубу, которая тянется от завода. Куда по ней скатилась Злючка?
В ту реку, в которой мы с вами можем купаться. Что же с нами будет? Представим себе эту ситуацию.
Учитель включает фрагмент мультфильма про Крокодила Гену и Чебурашку, в котором показана фабрика, выливающая воду в реку.
— Как выглядели дети, купающиеся в реке? Почему Крокодил Гена разозлился? Как он пытался спасти реку? Можно ли таким способом заставить руководство заводов не сбрасывать грязную воду в реки и моря? Что надо делать? Вспомните, как устроены очистные сооружения, которые фильтруют воду, поступающую в наши дома?
Для очистки жидких стоков применяют специальные системы очистных сооружений. Для каждого предприятия в зависимости от его отходов строятся очистные сооружения. Эти очистные сооружения достаточно дорогие, поэтому многие хозяева предприятий стараются на них сэкономить и просто выливают грязную воду в ближайший водоём. Что после этого происходит в водоёме? Давайте посмотрим.
Учитель включает фильм «Как спасти воду?»
— Что происходит с водоёмом после того, как туда сбрасывают промышленные отходы? (Гибнет рыба, птицы, деревья у водоёмов.)
Вы смогли увидеть, как выглядят очистные сооружения. Они необходимы для того, чтобы поддерживать и сохранять здоровье людей и всех остальных живых существ.
4. Рефлексия учебной деятельности
— Мы сегодня много говорили о том, как грязь появляется вокруг нас и что надо делать, чтобы её было меньше. Попробуйте сочинить сказку о том, как ребята победили Злючку-Грязючку. Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?
Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.
В конце урока учитель читает детям рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне» (с. 145-146).