ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Русский язык - Основной государственный экзамен - Комплекс материалов для подготовки учащихся

ГОТОВИМСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Представленные ниже методические рекомендации помогут вам подготовиться к написанию сжатого изложения, являющегося одной из составных частей экзаменационной работы по русскому языку.

I. Инструкция для учащихся по написанию сжатого изложения

• Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы).

• При первом прослушивании необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность.

• Необходимо обратить внимание на структуру и языковое оформление текста: как начинается, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.).

• Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения.

• Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

• Прослушивая текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей.

• Обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др.

• При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними.

• Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте:

- нет ли у вас грамматических ошибок,

- не нарушена ли связь слов,

- не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов).

• Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы (абзаца должно быть три!)

• Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь - замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

• Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

• Работа должна быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

Процедура проведения сжатого изложения на экзамене обычно следующая. Организатор в аудитории даёт возможность экзаменуемым дважды прослушать аудиозапись исходного текста. Прослушивая аудиозапись в первый раз, участники экзамена могут делать записи в черновике. После первого прослушивания девятиклассникам даётся время (3—4 минуты) на осмысление исходного текста и работу с черновиками. Затем организатор в аудитории ставит аудиозапись второй раз — последний. Прослушав исходный текст, участники экзамена приступают к написанию сжатого изложения, используя основные приёмы компрессии (сжатия).

II. Характеристика основных приемов компрессии текста:

Среди содержательных приёмов компрессии (сжатия) текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную,

2) исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

3) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Информация текста

Главная

(та, без которой не понятен авторский замысел исходного текста, то есть ключевые слова в нём)

Второстепенная

(повторы, подробности, детали, примеры, отсутствие которых не помешает восприятию главной информации исходного текста)


К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:

• исключение повторов;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Чувства это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства это неотъемлемая часть нашей личности.

(По материалам Интернета)

Чувства — внутреннее отношение человека к окружающему. Это неотъемлемая часть нашей личности.

• исключение одного или нескольких из синонимов;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

(По Е. Киселёвой)

Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.

• исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Такие “знатоки”, разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, — безнадёжные люди.

(По В.И. Курбатову)

Такие “знатоки” ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

• исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?

(Из учебной литературы)

Почему Куприн так часто менял свои профессии?

Комментарий: наиболее важным из трёх предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трёх.

• исключение однородных членов при обобщающем слове;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании - короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.

(По В.И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.

• исключение одного или нескольких предложений.

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что все, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

(По А. Прихожан)

Взаимоотношения подростков и родителей - тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.

При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается всё, без чего текст остается понятным и цельным.

2. Обобщение:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

• замена прямой речи косвенной;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

“Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы”, - ответила горничная на вопрос великой балерины.

(По В. Носовой)

Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(По Ю.М. Лотману)

Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщённой передачи и составляем новый текст.

3. Упрощение:

• слияние нескольких предложений в одно;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Домашнее чтение вслух очень сближает, Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

(По С. Львову)

Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

• замена предложения или его части указательным местоимением;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Уметь дружить и любить - большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. .

(По материалам Интернета)

Уметь дружить и любить - большое искусство. Об этом часто говорят психологи.

• замена сложноподчинённого предложения простым;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.

(Из периодической печати)

Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

А) замена придаточного определительного синонимичным определением;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

(Из периодической печати)

Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.

Б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

(С. Соловьёв)

Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

• сокращение количества частей сложного предложения.

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи указанного приёма

Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными.

(Из периодической печати)

Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания.

Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного {“то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными”) оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

Примечание: все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.

Пример комплексного применения приёмов сжатия

Фрагмент исходного текста

Вариант его сжатия при помощи нескольких приёмов

Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.

(С. Соловьёв)

Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.

Комментарий: в ходе сжатия данного фрагмента текста использована:

• одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;

• замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением;

• замена придаточных дополнениями;

• замена слова с отрицанием лексическим синонимом.

III. Рекомендации к объему сжатого изложения

• Помните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

• Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ!) должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает соответствие содержания работы выпускника перечисленным микротемам, их количеству и последовательности.

• Объём изложения - не менее 70 слов.

• Писать следует аккуратно, разборчивым почерком.

• При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако нужно использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

• Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы неясен или искажён авторский замысел. Ключевые слова и микротемы - опора для определения главной информации.

• Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы, композицию текста.

IV. Образец сжатия одного из текстов изложения с комментариями использованных приёмов сжатия

• Исходный текст для прослушивания:

По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем своё поведение в это время. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. Например, страх - это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. Печаль - это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. Представьте, например, такую ситуацию. Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по-настоящему хороший подарок. Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

(Из периодической печати)

Первый абзац текста и его сжатие:

Первый абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения первого абзаца текста

1) По мнению психологов, настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. 2) Ведь настроение показывает, как мы оцениваем то, что произошло, и как воспринимаем свое поведение в это время. 3) Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, своей личности, то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость.

Было: 68 слов

Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами: например, от оценки нашего поведения в конкретной жизненной ситуации.

1) Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами. 2) Оно является нашей оценкой собственного поведения. 3) Действуя во вред себе, мы чувствуем себя несчастными. 4) Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение.

Стало: 31 слово

Комментарий использованных приёмов сжатия:

Первое предложение сжато за счёт исключения второстепенной (несущественной) информации: изъята вводная конструкция “по мнению психологов”, уточняющее наречие “преимущественно”. Кроме того, при сжатии первого предложения применён приём упрощения: сложное предложение заменено простым, с однородными членами (придаточная часть стала одним из однородных дополнений).

Во втором предложении переформулирована мысль автора своими словами, то есть использован приём обобщения.

В третьем предложении осуществлена замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом, то есть применён приём упрощения (замена сложной синтаксической конструкции более простой). Кроме того, использован приём исключения: а) изъят фрагмент пояснительного характера: “во вред себе (а именно чему?), своей личности”; б) из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного (“то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными”) оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

При передаче основного содержания четвертого предложения применён приём упрощения (придаточное определительное заменено синонимичным причастным оборотом). Исходное предложение было сложным с сочинительной и подчинительной связью между частями (“Поведение, которое делает нас сильнее, способствует нашему развитию, и тогда настроение улучшается, возникает радость”), а стало простым, осложнённым согласованным определением, выраженным причастным оборотом (“Поведение, делающее нас сильнее, улучшает настроение”).

• Второй абзац исходного текста и его сжатие:

Второй абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения второго абзаца текста

1) Но и неприятные эмоции, оказывается, полезны. 2) У каждого неприятного и даже отрицательного переживания есть очень важные положительные функции. 3) Например, страх - это защитная реакция, сигнал о необходимости проявить осторожность. 4) Печаль - это способ привыкнуть к утратам, смириться с ними.

Было: 37 слов

У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции.

1) У каждого отрицательного переживания есть важные положительные функции. 2) Страх - сигнал проявить осторожность. 3) Печаль - способ привыкнуть к утратам.

Стало: 17 слов

Комментарий использованных приёмов сжатия:

При сжатии этого фрагмента текста активно использовался приём исключения из текста второстепенной информации.

Первые два предложения исходного текста близки по смыслу, выраженному в них, поэтому при сжатии оставлено только второе.

Третье предложение подверглось компрессии за счёт исключения несущественной информации: изъято вводное слово “например”; из двух однородных подлежащих оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

В четвёртом предложении исключено то, без чего содержание абзаца остаётся понятным и цельным: изъят второй из синонимов в ряду однородных членов.

• Третий абзац исходного текста и его сжатие:

Третий абзац исходного текста до сжатия

Микротема, затронутая в этом абзаце

Вариант сжатого изложения третьего абзаца текста

1) Однако часто положительные стороны отрицательных эмоций не могут проявиться без наших усилий. 2) Представьте, например, такую ситуацию. 3) Вы ищете подарок другу на день рождения, но так и не находите ничего подходящего. 4) Когда после долгих поисков приходите домой, вспоминаете, что друг недавно позавидовал тому, что вам удалось купить только что вышедший альбом любимой группы. 5) Вам тоже нравится этот альбом, и расстаться с ним очень жалко, но в то же время в глубине души вы понимаете, что это был бы по- настоящему хороший подарок. 6) Вам грустно отдавать диск, но, преодолев себя и подарив его другу, вы испытаете удовольствие, потому что обрадовали друга, а ещё потому, что и его, и ваше собственное мнение о вас стало выше.

Было: 110 слов

Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. Преодолев себя и отдав другу то, что вам нравится, вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

1) Положительные функции отрицательных эмоций часто не могут проявиться без ваших усилий. 2) Вы долго ищете подарок другу на день рождения. 3) Придя домой, вспоминаете: друг позавидовал тому, что вы купили новый альбом любимой группы. 4) Преодолевая себя, дарите ему диск, который вам нравится. 5) Так вы обрадуете друга и повысите свою самооценку.

Стало: 48 слов

Комментарий использованных приёмов сжатия:

Первое предложение сжато за счет изъятия союза “однако”.

Второе предложение исходного текста исключено, так как не несёт в себе содержательно важной информации.

При сжатии третьего предложения исходного текста использован приём упрощения - была осуществлена замена части предложения (“но так и не находите ничего подходящего”) синонимичным словом “долго”.

В четвёртом предложении произведена замена придаточного предложения со значением времени деепричастным оборотом, а описательный фрагмент (“только что вышедший”) - синонимичным словом (“новый”), то есть снова был использован приём упрощения.

При сжатии пятого и шестого предложений исходного текста мысль автора была переформулирована своими словами, следовательно, применялся такой приём компрессии, как обобщение.

V. Образцы критериев оценивания сжатого изложения

Для того, чтобы иметь представление о требованиях, предъявляемых к первой части экзаменационной работы, надо познакомиться с критериями, по которым эксперты оценивают сжатое изложение.

Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения

Баллы

ИК1

Содержание изложения



Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.

2


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1


Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК2

Сжатие исходного текста



Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

3


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

2


Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.

1


Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.

0

ИК3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения



Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2


Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1


В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0


Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИК3

7

VI. Пояснения и комментарии к критериям оценивания сжатого изложения

1) Критерий ИК1 “Содержание изложения”

При проверке сжатого изложения эксперты, читая экзаменационную работу, устанавливают соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте.

По этому критерию оценивается умение экзаменуемого правильно выделить всю главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать её без искажений. При этом необходимо учитывать, что основное содержание (или главная информация) текста - это то содержание, без которого был бы не ясен или искажён авторский замысел.

2) Критерий ИК2 “Сжатие исходного текста”

По критерию ИК2 оценивается умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

Экзаменуемый на определённом пространстве текста может использовать как несколько разных приёмов компрессии, так и один из них.

3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.

То, какими приёмами компрессии текста пользуется экзаменуемый, зависит не только от уровня его умений, но и от характера текста.

Допустим, ученик применил только один способ компрессии - исключение, но, если этот приём правильно используется на протяжении всего текстового пространства, тогда нет причин снижать оценку по критерию ИК2.

При оценке сжатия текста эксперты учитывают не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

По критерию ИК2 ставится 1 балл в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.

По критерию ИК2 ставится 0 баллов в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. Таким образом может быть оценено такое изложение, в котором девятиклассник, частично или полностью сжав при помощи одного приёма одну микротему прослушанного текста (как правило, это первая микротема), перешёл далее к подробному изложению.

0 баллов оценивается и подробное изложение, в котором автор вообще не пытался прибегнуть к компрессии прослушанного текста.

3) Критерий ИК3 “Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения”

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику (последовательность изложения содержания) исходного текста.

По критерию ИК3 ставится 2 балла в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.

По критерию ИК3 ставится 1 балл в том случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

Следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК3 снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок: или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения текста.

По критерию ИКЗ ставится 0 баллов в том случае, если в работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

Задание для самостоятельной работы

Сжато изложите содержание следующего текста, используя при этом различные приемы компрессии и руководствуясь критериями оценивания экспертами первой части экзаменационной работы:

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное - любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.

Знаменитого актёра Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдёт призвание человек - и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: “Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить”. И тогда врач скажет о пациентах: “Я поговорю с больным - и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!”

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение - в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя - ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная “искра” - вот тогда и получится настоящий человек.

(245 слов)

(По В.В. Шахиджаняну)

После того как вы напишите свой вариант сжатия предложенного текста, сравните написанное с одним из возможных способов сжатой передачи его содержания:

Встречаются плохие специалисты - равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.

Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

В чем высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(114 слов)






Для любых предложений по сайту: [email protected]