Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ
Слово «выразительность» образовано от прилагательного «выразительный», связано со словами «выражать», «выражение».
Главное в понятии «выразительность» — это способность автора текста оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы людей, описывать внутренний мир и состояние человека, поэтические картины природы и т. п. Выразительный текст впечатляет, его интересно читать, он надолго остаётся в памяти.
Выразительность речи может достигаться разными способами и средствами: фонетическими, морфологическими, словообразовательными, лексическими, синтаксическими. Например, бессмертная гоголевская фраза «И какой же русский не любит быстрой езды? стала крылатой именно потому, что была облечена писателем в форму риторического вопроса. Вряд ли была бы она столь любимой и цитируемой народом, избери автор форму, скажем, повествовательного предложения: Всякий русский любит быструю езду. Этот пример демонстрирует выразительные возможности синтаксиса. На лексическом уровне выразительность определяется выбором слов и фразеологизмов, использованием слов в переносном, метафорическом значении:
В смертельном обмороке бледная река
Чуть шевелит засохшими устами.
(Н. Заболоцкий)
Выразительные возможности фонетики определяют такой подбор звукового состава слов, при котором сочетание звуков речи усиливает смысл фразы: передаёт звуки природы, шумы улиц города, создаёт ощущение лёгкости или, наоборот, напряжённости:
Били копыта.
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
(В. Маяковский)
Богатые выразительные возможности имеет словообразование. Например, образное выражение определённого смысла, влияющее на читательское восприятие при понимании языковой игры, достигается за счёт использование окказионализмов — индивидуально-авторских новообразований: «Слушайте, забыв, что небо голубо, выщетинившиеся, звери точно», «Вымолодисебя в моей душе» (В. Маяковский).
Во многих случаях средства выразительности выступают комплексно. Например, в четверостишье В. Маяковского можно увидеть комбинацию синтаксических (инверсия, риторическое восклицание), лексических (метафора) и фонетических (ассонанс) средств образности:
Бейте площади бунтов топот!
Выше гордых голов гряда!
Мы разливом второго потопа
Перемоем миров города.
Тропы речи — это обороты, основанные на употреблении слова или выражения в переносном значении. Слово «троп» в переводе с греческого обозначает «поворот, оборот, образ». Образуются тропы благодаря ассоциативному мышлению человека, которое позволяет усматривать сходство или смежность разных предметов и явлений: Ивы нависли, целуют в ключицы (Б. Пастернак). К тропам относятся такие лексические средства выразительности, как метафора, метонимия, синекдоха, перифраз, эпитет, гипербола и др. Но не все случаи употребления слов и выражений в переносном значении являются тропами, а лишь те из них, которые характеризуются образностью, двуплановостью, экспрессией.
Фигуры речи — это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Фигур речи насчитывается не один десяток, но все они сходны в том, что представляют собой отступление от обыденной формы, изощрённое сочетание слов. Само слово «фигура» в рассматриваемом нами значении переводится с латинского языка как «оборот речи, очертание, внешний вид». В древности фигуры речи называли «узорами красноречия». К фигурам относятся градация, многосоюзие и бессоюзие, повтор, анафора и многие другие:
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
(К. Бальмонт)
В четверостишье К. Бальмонта особый ритм, музыкальность, выразительность создаются с помощью одинакового синтаксического построения строф (синтаксический параллелизм) и единоначатия (анафора).
Перечень выразительных средств не ограничивается фигурами и тропами. Вот пример: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок) — в этой фразе выразительность создаётся за счёт односоставных назывных (номинативных) предложений, прекрасно передающих статичную картину.