Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Морфологические нормы, регулируют выбор вариантов морфологической формы слова при его соединении с другими словами. В речевой практике возникает немало вопросов относительно правильности употребления форм слова: широкая(ое) авеню, спелая(ое) фейхоа, белый(ая) тюль, можно ли говорить двое девушек, трое котят, 23 ножницы(ниц) и др.
Имя существительное
1. В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.): винограду — винограда. Окончание -у сохраняют 1) вещественные сущ. при образовании части целого: кружка квасу, кусок сыру; 2) некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару; 3) в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду и др. При этом прочнее сохраняются формы с -у в словах одно- и двусложных (воск, лук, сахар, творог и др.), а в трёхсложных шире распространяются формы с -а (шоколада, нафталина), для многосложных -у вообще не характерно: беспорядка, парацетамола и др. В существительных с уменьшительными суффиксами употребляется -у (медку, сахарку).
2. В П.п. существительных м.р. может варьироваться окончание -у (под удар) и -е (без удар.). Окончание -у употребляется, если перед существительное стоит предлог в или на, причём существительное имеет обстоятельственное значение: ждать в аэропорту; при указании на вещество или массу (весь в снегу, пряник на меду); при обозначении собрания людей (в полку, в строю). Формы на -е употребляются в объектном значении: об аэропорте.
Формы в цехе, в отпуске относятся к литературным, в цеху, в отпуску — к разговорным.
3. В Им.п. мн.ч. существительных есть трудность выбора окончаний -а(-я) или -ы(-и). Ряд слов имеет ударяемое окончание -а(-я): директора, инспектора, доктора, профессора, другие слова — неударяемое окончание -ы(-и): инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы. Равноправные варианты имеют слова: слесаря и слесари, пекаря и пекари, тома и томы.
4. Трудность представляет форма Р.п. мн.ч.:
1) слова м.р.:
С нулевым окончанием |
С окончанием -ов (-ев) |
— без ботинок, валенок, погон, чулок; — среди армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган; — несколько ампер, ватт, вольт; — отряд солдат, партизан, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан |
— без носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, комментариев; — среди калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов; — граммов, килограммов; — минёров, сапёров |
2) слова ж.р.:
С нулевым окончанием |
С окончанием -ей |
барж, басен, вафель, домен, кочерег, оглобель, свадеб, про стынь, яблонь, игра не стоит свеч |
долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей |
3) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей, снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев, кружевцев, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец;
4) слова, не имеющие ед.ч.:
С нулевым окончанием |
С окончанием -ов(-ев) |
С окончанием -ей |
нападок, потёмок, сумерек, брызг, дрязг, жабер, именин, макарон, каникул, панталон, шаровар |
заморозков, лохмотьев, помоев, консервов, подмостков, алиментов |
будней, граблей, яслей, гуслей, ходулей, россказней |
5. Сложность в определении рода представляют существительные на -ль (тюль, толь, выхухоль и др.) и несклоняемые существительные (пенальти, цунами и др.). Несклоняемые слова, как правило, относятся к ср.р.: широкое шоссе, вкусное пюре. Но: седьмая авеню, свежая кольраби, салями, фейхоа, влажный сирокко, чёрный кофе и чёрное кофе. Чаще отклонение от правила вызвано родовидовыми смысловыми отношениями: авеню — улица.
Имя прилагательное
1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный оканчивается на -ен, если предпоследний звук основы полного прилагательного — согласный: любезный — любезен, идейный — идеен, складный — складен и др. В этом случае других вариантов нет. Трудность представляет образование краткой формы прилагательных на -нный: нравственный — нравственен и нравствен. В этом случае предпочтителен первый вариант. Форму на -ен (а не -енн) имеют прилагательные бессмыслен, бедствен, бездействен, беспочвен, бесчислен, величествен, воинствен, двусмыслен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, многочислен, невежествен, посредствен, соответствен.
2. При образовании сложной формы сравнительной степени прилагательного используются слова «более», «менее» и начальная форма прилагательного: более привлекательный, менее интересный. Не употребляются формы «более лучший», «более худший» и т.п., поскольку второе слово само по себе уже выражают значение сравнительной степени.
Имя числительное
1. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются только в следующих случаях:
а) с существительными, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое похожих, но нельзя сказать «двое девушек»;
б) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «человек»): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;
в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов (начиная с числительного пятеро обычно употребляется количественное числительное: пять ножниц, шесть суток;
г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро;
д) в разговорной речи собирательные числительные употребляют с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: трое котят, четверо медвежат.
2. В составных числительных должны склоняться все слова: с тремя тысячами пятьюстами шестьюдесятью пятью рублями.
3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т.е. 22, 23, 24 и т.п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного падежа и винительного падежа заменять другим оборотом, т.к. нельзя сказать «двадцать два (две, двое) суток» и т.п. Поэтому говорят: прошло двадцать два дня, куплено двадцать две штуки ножниц и т.п.
4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора часах, в полутораста книгах.
5. При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью (число после запятой): десять целых две десятых процента (слово «процента» зависит от словосочетания «две десятых»), а не «процентов».
6. Если при сочетании числительного полтора с существительным есть определение, то оно ставится в форме мн.ч.:
7. Собирательные числительные оба, обе имеют во всех падежах разные формы м.р, ср. р. и ж.р.:
Падеж |
М.р. |
Ср.р. |
Ж.р. |
Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. |
оба мальчика обоих мальчиков обоим мальчикам обоих мальчиков обоими мальчиками об обоих мальчиках |
оба звена обоих звеньев обоим звеньям оба звена обоими звеньями об обоих звеньях |
обе девочки обеих девочек обеим девочкам обеих девочек обеими девочками об обеих девочках |
Местоимение
1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведёт к искажению смысла: Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.
2. К личным местоимениям 3 л. (он, она, оно, они) прибавляется начальное «н», если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вдруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.): без него, с ней, вокруг них, сзади него и т.д. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, начальное «н» не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, соответственно, подобно ему и т.д. Не прибавляется начальное «н» также после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, не в пример ей, в противовес им, по поводу их, со стороны его, в отношении её, за исключением их и т.п. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 л. употребляются без начального «н»: сестра старше его, он работает лучше её.
3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т.п.) нельзя заменять местоимением в форме мн.ч. Нельзя сказать: Студенчество разъехалось на каникулы, они хорошо отдохнут в течение лета. Чтобы не создавать несовместимое словосочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.
4. Местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действия. Поэтому в предложениях: Житель попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад — местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.
5. Правильными являются формы у неё, от неё (формы у ней, от ней носят разговорный или устаревший характер).
6. Указательное местоимение столько и вопросительно-относительное сколько вызывают трудности при склонении:
Им.п. |
столько лет |
сколько книг |
Р.п. |
стольких лет |
скольких книг |
Д.п. |
столькими годами |
скольким книгам |
В.п. |
столько лет |
сколько книг |
Т.п. |
столькими годами |
сколькими книгами |
П.п. |
о стольких годах |
о скольких книгах |
Глагол
1. В русском языке есть видовые пары глаголов, у которых наблюдается чередование гласных о/a в корне. Такие глаголы несовершенного вида имеют суффиксы -ыва-, -ива-: затронуть — затрагивать, освоить — осваивать, оспорить — оспаривать, усвоить — усваивать, удостоить — удостаивать, удвоить — удваивать.
В других случаях сохраняется о: опозорить — опозориватъ, обусловить — обусловливать, подытожить — подытоживать, узаконить — узаконивать, опорочить — опорочивать, уполномочить — уполномочивать, приурочить — приурочивать, сморщить — сморщивать.
2. В парах видеть — видать; слышать — слыхать; мучить — мучать; лазить — лазать, мерит — меряет первые варианты являются литературными, а вторые разговорными.
3. Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы щипет, махает, мяучит и т.п. являются просторечными.
ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) самый сообразительный;
2) до полутора километров;
3) кот лазиет по деревьям;
4) накрахмаленных манжет.
6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ансамбль осетин;
2) двадцать три ножницы;
3) будучи героем;
4) пышет жаром.