Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год
Контрольная работа и анализ ошибок - ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ
Цели: проверить эффективность повторения материала, изученного в 5—8 классах; закрепить навыки выполнения лингвистического разбора, навыки работы с тестами.
Планируемые результаты: уметь применять полученные знания на практике, объяснять языковые явления и процессы; уметь работать с тестами, в группе (учебное сотрудничество) при анализе ошибок.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольный диктант
По реке
В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение. (174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)
1. Фонетический разбор слов:
• птичьим
• обсуждали
2. Словообразовательный и морфемный разбор слов:
• прерываемая
• натолкнувшись
3. Морфологический разбор слов:
• в течение
• никому
4. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):
• В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.
• Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
5. Определение типа предложений:
• Найдите и подчеркните односоставное предложение, определите его тип. (Сначала было жутко ехать незнакомой рекой... — безличное.)
• Найдите и подчеркните неполное предложение (Где-то защёлкал соловей, за ним другой.)
Домашнее задание
Упр. 25.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Тест
(См.: КИМы, тест 6.)
2. Анализ ошибок диктанта и теста
(Наиболее часто встречающиеся ошибки разбираются на доске, затем ученики работают самостоятельно, заполняя свои индивидуальные карточки и выполняя работу над ошибками в специальных тетрадях. Учитель и хорошо успевающие ученики консультируют, помогают в работе.)
III. Подведение итогов уроков. Рефлексия
— Какие темы при повторении изученного в предыдущих классах вам кажутся наиболее сложными?
— Какие трудности вы испытывали при написании диктанта, при выполнении грамматических заданий и теста?
— Какой вид работы — диктант или тест — для вас легче?
Домашнее задание
Закончить работу над ошибками.